Литературное краеведение как средство воспитания любви к родному краю

Разделы: Краеведение, Патриотическое воспитание

Ключевые слова: эссе


Процесс модернизации образования поставил перед школой серьезные задачи воспитания гражданина и патриота, записанные в ФСО как приоритетные. В связи с актуальностью поставленных задач на учителя литературы возлагается особая миссия: воспитание личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином и патриотом России.

Путеводной нитью в решении этих непростых задач стало литературное краеведение. Оно является важнейшим средством воспитания любви к своей малой родине, своему родному краю. Именно в этой сфере таятся неисчерпаемые возможности для работы педагога.

Наш тверской край свято хранит память обо всех своих знаменитых земляках. Особая, священная память связывает нашу родную землю с именами звезд русской поэзии Серебряного века А.А.Ахматовой и Н.С.Гумилева.

Город Бежецк и деревня Слепнево Бежецкого уезда – зримые вехи в жизни и творчестве великих поэтов. Жизнь каждого из них – это прежде всего жизнь Гражданина и Патриота с большой буквы. Все их творчество пронизано искренней любовью к родине, природе, людям. Поэты воспели в стихах неброскую красоту нашей тверской земли, нашей природы, показав, как дорога стала им эта земля. Задача учителя в том, чтобы у детей появилось желание попристальнее всмотреться во всё, что нас окружает. Только тогда можно увидеть и понять красоту и значимость родного края, говоря словами поэта Н.Рыленкова:

Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью наполнилось сердце…

Совсем рядом со зданием сельской школы в селе Градницы Бежецкого района находится музей А.А.Ахматовой Н.С.Гумилева, который называется Дом поэтов. Музей федерального значения, который гостеприимно принимает экскурсии из разных уголков нашей большой страны. Здание музея – это бывшее имение семьи Гумилевых, перевезенное из Слепнева в 1935 году. Мы с моими учениками несколько раз посещали музеи и в селе Градницы, и в городе Бежецке, но видеть в них «святыни», то, что нам особенно дорого, что мы особенно бережем и храним, стали совсем недавно, немного повзрослев. Зато с каким душевным трепетом они теперь читают поэтические строки Николая Гумилева:

Вот дом старинный и некрашеный,
В нем словно падает туман, в нем залы гулкие украшены
Изображением пейзан…

Дети ходили по этим залам, поднимались по крутой лестнице. Стихотворные строки завораживают всех своей красотой, создают ауру таинственности и романтичности.

Любовь к родине, вера в Бога – вот основные темы в творчестве А.А.Ахматовой и Н.С.Гумилева. Об этом мы говорим на уроках литературы, используем во внеурочной деятельности. И этот выбор оправдан. Наша тверская земля стала родной для А.А.Ахматовой: «Так случилось заточенье стало родиной второй».

 

В одном из стихотворений слепневского периода поэтесса писала:

Там тень моя осталась и тоскует,
Всё в той же синей комнате живёт…

С чего начинается родина? Думаю, с осознания того, что край, в котором ты живешь, особенный, неповторимый. В своих стихах о родине Н.Гумилев подчеркивает величие земли, его взрастившей. Гумилев писал Анне Ахматовой: «…Ты научила меня верить в Бога и любить Россию».

Мне как учителю, проводившему работу в определенной системе, хочется только одного; чтобы наши ученики полюбили свою землю, чтобы она стала для них по-настоящему родным краем, чтобы вслед за А.А.Ахматовой они могли сказать: «Спокойной и уверенной Любови не превозмочь мне к этой стороне».