Самостоятельность — ключевое понятие в педагогике Марии Монтессори. И важно помнить о том, что начинается она не с трёх или семи лет, а с первых месяцев жизни, когда у ребёнка появляется естественная потребность к независимости.
После года ребёнок уже может сам застегнуть пуговицы на кофточке, приготовить себе бутерброд, полить цветы на огороде или в горшках. Всё это, зачастую, доступно малышу гораздо раньше, чем мы ему позволяем.
Такие простые и целенаправленные повседневные дела развивают малыша, придают ему уверенность в своих силах и радость от новых открытий мира вокруг.
Иногда может казаться, что накормить самой быстрее, чем позволить ребёнку есть самому. Но если вы научитесь создавать условия для самостоятельности ребёнка в год-полтора, то очень скоро заметите, как это делает вашу жизнь проще и радостнее. Когда мы разрешаем действовать самостоятельно, мы помогаем им быть более уверенными в себе и активными в познании мира. Во взрослом возрасте это станет определяющим в выборе их пути и отношении к жизни.
В результате Монтессори-воспитания, дети уже в полтора-два года проявляют себя как сосредоточенные и самостоятельные люди.
Роль взрослого в развитии самостоятельности детей.
Основная задача взрослого — предоставить достаточно много свободы, чтобы ребёнок перестал нуждаться в его помощи.
Запаситесь терпением. Если у вас есть чёткая цель и её значимость, то большого запаса терпения не понадобится. Вы будете понимать, насколько важна самостоятельность ребёнка и вам не придётся бороться с собой. Вы будете радоваться и подмечать всё новые и новые успехи. Он может не так быстро одевать кофточку, но полгода назад он даже не мог вдеть свою руку в рукав. Для ребёнка это огромных успех. Также вы можете помочь ему с молнией, вдев замочек, а дальше дать возможность ребёнку самостоятельно застегнуть её, потянув её вверх.
Выражайте радость. Показывайте ребёнку радость от любой деятельности, какой бы она ни была. Гречка рассыпалась по полу - «Здорово, я люблю подметать!»; вода разлилась - «У нас есть тряпка, я очень люблю собирать воду тряпкой!». Этот эмоциональный фон передаётся детям. Так вы показываете, что это не обязательства, которые они в этом возрасте ещё не в состоянии взять на себя. А что это здорово, что это совместная деятельность, от которой вы вместе получаете удовольствие.
Будьте готовы помочь в любой момент. Если ваш ребёнок что-то научился делать самостоятельно, то это не означает, что, начиная с этого момента вы ему больше никогда не будете помогать. У него, как и у взрослого есть разные эмоциональные состояния — не выспался, хочет есть, устал, начинает заболевать, когда ещё симптомы не видны. Поэтому мы всегда с радостью и готовностью идём на помощь. И этим самым демонстрируем свою поддержку и показываем, что мы не оставляем ребёнка одного бороться с трудностями жизни, а всегда готовы его поддержать и очень любим помогать другим.
Наблюдайте. Только наблюдая мы видим, как дети уже освоили тот или иной навык. И здесь нужно иметь храбрость и стойкость отойти на задний план в нужный момент. Не допустить гиперопеки, а отойти.
Забудьте про идеальный вариант. Не надо стремиться к нему, не мучайте себя и ребёнка. Не будет ничего идеального. Должна быть совместная радость и желание вместе что-то делать, идти вперёд. Вам двигаться к намеченной цели, а ребёнку — к формированию самостоятельности и уверенности в себе в будущем.
Предоставляйте возможности. Любая деятельность детей — это деятельность, предварительно продуманная взрослым. Если это тряпочка для мытья столов, то она должна быть удобна ребёнку и помещаться в его руке. Всё продумывается, но не объясняется, но показывается. И показывается столько раз, сколько нужно.
Не поправляйте. На этапе формирования новых навыков, желательно ребёнка не поправлять и не корректировать. Кроме тех случаев, когда видите вред для ребёнка, окружающих людей или предметов — здесь мы вмешиваемся. А во всех остальных ситуациях смотрим и радуемся, как ребёнок осваивает мир и пространство вокруг.
Когда родители поощряют развитие самостоятельности, то ребёнок легко осваивает бытовые дела, которые пригодятся ему во взрослой жизни.