«Истоки способностей и дарований детей — на кончиках пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В.А.Сухомлинский
В соответствии с Законом №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО одной из основных задач, стоящих перед детскими дошкольными учреждениями, является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия».
Дошкольный возраст является базисным в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем. В соответствии с требованиями ФГОС ДО, образовательная работа по «Физическому развитию», строится с учетом потребностей детей.
Развитие крупной и мелкой моторики обеих рук выступает одной из основных задач образовательной области «Физическое развитие». И это общепризнанный факт, что от степени развития тонкой (или иначе мелкой) моторики в целом зависит развитие ребенка. Почему так? Головной мозг учеными условно поделен на зоны, и именно зона мелкой моторики очень близко граничит с речевой зоной. Это означает, что без задействования первого, не будет хорошо работать и второе, и наоборот. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать со счетными палочками или мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, так как не успевают на занятиях и попадают в ситуацию неуспеха в данном виде деятельности.
Работы великого учёного В.М.Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности и на развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка.
Известный исследователь детской речи М.М.Кольцова отмечала, что кисть руки нужно рассматривать как орган речи. Если движения пальцев рук соответствуют возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Исследования М.М.Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов.
Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые проекции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства.
Полноценная речь ребенка является одним из основных условий его развития. Родители должны знать, что не позднее 5 лет надо определить все недостатки развития речи ребенка. Речь у детей с ограниченными возможностями здоровья формируется с большим опозданием, многие из них начинают произносить отдельные слова в 5-6 лет. У некоторых детей, казалось бы, богатый словарный запас, но речь их бессмысленна, состоит из простых фраз. Родители, у которых растет ребенок с речевой патологией, не должны ограждать его от общения со сверстниками, имеющими нормальную речь. Важно всячески поддерживать интерес малыша к речевому общению, а также самим принимать активное участие в жизнедеятельности детского сада. Совместно с родителями в группе создается необходимая развивающая предметно-пространственная среда. Приобретаются и изготавливаются самостоятельно игры и пособия для развития мелкой моторики, с которыми дети очень любят заниматься, играть. Для стимуляции речевого развития детей основными являются традиционные средства и методы: шнуровки, гимнастика пальчиков, трафареты, штриховка, завязывание бантов, узлов, лепка, аппликация, мозаика, конструирование из мелких деталей, игра на музыкальных инструментах, собирание пирамидок, пальчиковый театр, выкладывание фигурок из палочек, шнура и др. Приемы могут быть разными. Важно вовлекать в движения больше пальцев, а сами движения производить энергично. Каждый из этих приемов направлен на развитие ребенка: его костно-мышечного аппарата, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания.
Для этого используются принципы:
- систематичность проведения игр и упражнений.
- последовательность — (от простого к сложному).
- все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне; необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка.
Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть оцененным.
С какими трудностями сталкивается ребенок с плохо развитой мелкой моторикой?
Дети, чьи родители не уделяли внимание развитию мелкой моторики, сталкиваются с трудностями еще в дошкольном возрасте: с трудом используют ложку во время еды, не могут самостоятельно справиться со шнурками или пуговицами, с проговариванием звуков и построением предложений, да и в целом неуклюжи. Уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов – ножниц, лопаток, застегивание, расстёгивание застежек и т.д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развитие общей моторики и речи.
В первом классе им с большим трудом дается письмо, буквы у таких детей «пляшут», «лезут» за строку, «падают» набок, может проявиться тремор рук; не проходят проблемы с артикуляцией.
Важно помнить, что и списывание прописей ребенком с плохим почерком только закрепит все ошибки. Чем больше времени будет уделяться его пальчикам, тем аккуратнее будет становиться его почерк. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются: внимание, мышление, память, координация, воображение, наблюдательность.
Как правильно развивать мелкую моторику?
Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую моторику. Широко используется продуктивная деятельность в развитии мелкой моторики — кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т.д.).
Мы используем в работе с воспитанниками для развития мелкой моторики наряду с традиционными методами и приемами нетрадиционные. К нетрадиционным мы относим такие игры и упражнения как: «сухой» бассейн, природный материал (шишки, орехи, крупы, семена растений, песок, камни), массаж с помощью кольца Су-джок, различные бытовые предметы и бросовый материал (прищепки, расчески, бигуди, карандаши, резинки для волос и другое).
Практика показала, что одним из эффективных, увлекательных и нестандартных средств по развитию мелкой моторики выступает природный материал.
Такой материал всегда доступен, не требует больших финансовых затрат, помогает снять эмоциональное напряжение у детей. Играя с природным материалом, мы отмечаем, что дети стали проявлять высокую познавательную активность, стали более общительными и спокойными. Упражнения с природным материалом стараемся включать в разные режимные моменты: прогулку, игровую деятельность, непосредственно образовательную деятельность. Применение крупы (фасоль, горох, рис, манка, гречка), как показывают педагогические наблюдения, является очень интересным, полезным и приятным занятием для детей. Например, игры «Золушка», «Прячем ручки», «Разложи по тарелочкам», «Отгадай, какая крупа в мешочке», «Сухой бассейн» и др. Играя с крупами, мы делаем пальчики ребенка более чувствительными и ловкими. Ведь взять в руки крупинку – очень сложно для ребенка.
Таким образом, можно сделать вывод, что движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Моторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления и речи. Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий.