Программное содержание: воспитание у обучающихся чувств патриотизма и экологической грамотности через формирование представлений о личности адмирала С.О.Макарова.
Опорные знания: работа с физическими картами, картой полезных ископаемых России.
Оборудование: персональный компьютер, презентация педагога о С.О. Макарове, выдержки из документального фильма «Адмирал Макаров. Ломая лёд.», мультимедийное оборудование; географический атлас, дорожная карта.
Планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
| Предметные | 1. Построение высказывания по типу Рассуждение |
Регулятивные |
1. Удержание цели деятельности до получения результата |
Познавательные |
1. Структурирование знания |
Коммуникативные |
1. Учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. |
Личностные |
1. Учебная и коммуникативная активность |
Ход занятия
П: Здравствуйте, ребята, мы с вами собрались, что бы больше узнать о том, как изучали океаны. Как человек влияет на экологию Мирового океана. Прочитайте, пожалуйста, как называется наше интегрированное занятие (слайд 1 презентации педагога).
Д: - "«АДМИРАЛ МАКАРОВ – ЧЕЛОВЕК И ФРЕГАТ».
П: - Сегодня занятие мы посвящаем Степану Макарову. Вы будете находить географические объекты, которых касалась нога Степана Осиповича; перечислять виды полезных ископаемых, которые добываются в прибрежной и шельфовой зоне Северного Ледовитого океана, принадлежащие России; ознакомитесь и по окончанию занятия назовёте приборы, при помощи которых исследовали океаны; расскажите о вкладе человека Макарова в науку; оцените влияние наших современников на экологию побережья Северного Ледовитого океана.
П: - Запомнили?
Д: - Будем ориентироваться на Дорожную карту.
П: - Приступаем к работе. Перед вами политическая карта Российской империи (слайд 2 презентации педагога). Посмотрите внимательно, с какими государствами она граничила.
Д: - Швеция, Норвегия, Германия, Австро-Венгрия, Румыния, Османская империя, Иран, Афганистан, Цинская империя, Корея, Япония, США.
П: - От этих стран зависела безопасность России, дружеские межгосударственные отношения и возможные военные угрозы. Всё это обозначают термином - геополитическое положение. Исходя из перечисленных соседей Российской империи, что должно было быть крепким?
Д: - Армия и флот.
П: - Правильно. Помимо этого, мы должны знать наши границы. А что бы знать, необходимо изучить территории, которые нас окружают. Обратите внимание на портрет (слайд 3 презентации педагога).
Желающий учащийся читает текст.
П: - откройте, пожалуйста, ваши географические атласы, найдите физическую карту полушарий и найдите географические объекты, указанные в тексте.
Д: - Нашли!
П: - Как вы думаете, до плавания экспедиции под руководством Чичагова россияне ходили по северным морям?
Д: - Конечно. Люди добывали себе пропитание, торговали.
П: - Моря то, северные. На чём же ходили на промысел поморы?
Д: - Не знаем.
П: - Суда поморов называются кочи. Их изображение вы можете увидеть на экране (слайд 4 презентации педагога). Но ходили эти суда только в морях, омывающих северо-западные границы России. Почему?
Д: - В этой части Северного Ледовитого океана тёплое Северо-Атлантическое течение.
П: - Правильно. Какое судно вы видите ниже?
Д: - Передовой ледокол – «Ермак» построенный в 1898 году, который стал первым в мире кораблем подобного класса, работающим на дизельной силовой установке.
П: - Мы с вами подошли к тому, что бы узнать, как начинали осваивать Арктику. Готовы?
Д: - Да.
П: (слайд 5 презентации педагога) – Командиром на ледоколе «Ермак» был адмирал Степан Осипович Макаров. Посмотрите на изображение и ответьте на вопрос, по каким океанам ходил Степан Осипович?
Д: - Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый.
Это впечатляет.
П: - Если вы внимательно посмотрели, то увидели, что команде адмирала Макарова не удалось обогнуть материк Евразия с его северной части. Поэтому, попытки это сделать наши соотечественники не оставляли.
(слайд 6 презентации педагога) Внимательно посмотрите и прочитайте, что изучали советские исследователи в 30-х годах прошлого века.
(желающий обучающийся вслух читает текст, ребята слушают и рассматривают фотографии)
П: - Почему нужно было производить эти исследования?
Д: - Что бы безопасно ходить по океану.
П: - Правильно. (слайд 7 презентации педагога) В результате, мы можем ознакомиться с рельефом дна Северного Ледовитого океана. Именами каких людей названы географические объекты?
Д: - Хребет Менделеева, котловина Макарова, хребет Ломоносова, котловина Нансена.
П: - А вот какое полезное ископаемое добывают со этого окена вы можете прочитать, глядя поверх карты на экране.
(желающий обучающийся вслух читает текст)
П: (слайд 8 презентации педагога) Северный Ледовитый океан не только Северный морской путь и кладезь нефти и газа, он ещё «кузница» погоды. От него зависит погода на всём Земном шаре. Когда была основана первая метеорологическая станция?
Д: - в 1914 году?
П: - Что вы видите на фотографии ниже?
Д: - Белого медведя и ржавые бочки.
П: - Как же бочки там оказались?
Д: - Благодаря тому, что люди осваивали Север.
П: - Верно. Что вы узнали из пояснительного текста рядом с фотографией? Бочки десятилетиями ржавели и загрязняли тундру. Благодаря национальному проекту «Экология» волонтеры к концу 2024 года ликвидировали практически все несанкционированные свалки.
Д: - Бочки десятилетиями ржавели и загрязняли тундру. Благодаря национальному проекту «Экология» волонтеры к концу 2024 года ликвидировали практически все несанкционированные свалки.
П: (слайд 9 презентации педагога) Перед вами карта полезных ископаемых Российской Федерации. Какие полезные ископаемые добывают на севере нашей страны?
Д: - Никель, железные руды, природный газ, уголь, олово, ртуть, золото.
П: (слайд 10 презентации педагога) Внимательно проанализируйте данную диаграмму и ответьте, почему до середины XX века северные территории и шельф Северного Ледовитого океана не интересовал наших геополитических соседей. А сейчас, к этим территориям проявляется очень большой интерес.
Д: - В этом секторе находится 22% запасов нефти газа, из них - 58% принадлежит России;
- На территории России сосредоточено около 13 % всех мировых разведанных запасов нефти и 34 % запасов природного газа;
- Нефть и природный газ является углеводородами.
П: (слайд 11 презентации педагога) Посмотрите на следующий слайд и расскажите в каких условиях работают нефтянники, добывая нефть в шельфовой зоне Северного Ледовитого океана.
Д:
- Добывают нефть благодаря установленным платформам;
- Температура воздуха до -50˚С;
- Торосы до 2 в высоту;
- Дрейфующий лёд;
- 22 шторма в год с высотой волн до 9 метров;
- Суровые условия.
П: - В таких условиях проходила исследовательская экспедиция ледокола «Ермак» под руководством адмирала Макарова. (слайд 12 презентации педагога) Но он же не всегда был адмиралом. Не сразу его именем назвали корабли и учебное заведение. Предлагаю вашему вниманию видео отрывок из документального фильма «Адмирал Макаров. Ломая лёд.»
Вы ответите, как Степан Макаров стал офицером, а так же, найдёте на физической карте полушарий географические объекты, которые будут названы. Готовы?
Д: - Да! Обучающиеся смотрят видео отрывок.
Д: - Гардемарином и офицером Макаров стал благодаря заступничеству флотского начальства и распоряжению императора Александра II;
- А вот названия географических объектов мы не запомнили…
П: - Я это предвидела и приготовила их перечень. У вас на столах лежит Дорожная карта с заданиями. Вы должны выполнить №1.
Воспитанники с помощью географического атласа выполняют Задание № 1.
П: - Всё нашли? Помогайте друг другу.
- (слайд 13 презентации педагога) Следующее плавание прибавила опыта Степану Осиповичу. Мы сейчас свами будем смотреть следующий видео отрывок, а вы в Дорожной карте будете выполнять 2 задание. Нужно будет напротив вида исследования написать название прибора, которым оно проводилось. Если будет нужно, я буду ставить на паузу или возвращать видео. Готовы?
Д: - Да. Внимательно слушаем и записываем.
Воспитанники выполняют Задание № 2, преподаватель проверяет.
Вид исследования |
Прибор |
Плотность воды |
ариометр |
Атмосферное давление |
барометр |
Свойства воды на различных глубинах |
батометр |
П: - Правильно. А какие ещё исследования проводились?
Д:
- направление и скорость течения и ветров;
- температура воздуха и воды;
- пробы грунта;
- свойства воды в проливе Босфор.
П: - Молодцы. Всё это было своеобразной подготовкой к экспедициям в северных широтах. (слайд 14 презентации педагога) Я не оговорилась, экспедиций было две. Их итоги вы внесёте в таблицу Задания 3 в Дорожной карте.
Обучающиеся выполняют Задание № 3, во время просмотра видео отрывка, преподаватель проверяет.
| I экспедиция | II экспедиция |
Исследование Земли Франца-Иосифа |
Исследование побережья о.Новая Земля |
Исследование северных морей. |
|
|
Льды двигаются по течению |
|
Нужен другой ледокол |
Д: - Цель экспедиций не была достигнута, но выводы сделаны.
П: - Правильно. Наше занятие подходит к завершению, посмотрите на экран (слайд 15 презентации педагога), прочитайте, какую роль сыграл Степан Осипович.
Д:
- Изобретатель минного транспорта;
- Разработчик теории непотопляемости;
- Пионер использования ледоколов;
- В 1895 году разработал русскую семафорную азбуку;
- Внёс значительный вклад в развитие русской океанографии;
- Инициировал развитие радиосвязи на Дальнем Востоке и в управлении флота;
- Воспитал плеяду российских флотоводцев.
П: - В рамках одного занятия мы не можем охватить весь вклад в будущее нашей страны адмирала Макарова. Но, посмотреть, как реализовывалась теория непотопляемости и роль экспедиций на ледоколе «Ермак» мы можем.
Обучающиеся смотрят следующий видео отрывок.
Д:
- изобрёл пластырь Макарова;
- стал основоположником северного морского пути.
П: - Отлично. (слайд 1 презентации педагога)
- Одно не пойму, почему, что бы рассказать о Степане Осиповиче Макарове, я вас собрала в начале января?
Д: - Я догадался, 8 января день рождения адмирала Макарова.
П: - Почему наше занятие имеет такое название?
Д: - Макаров великий флотоводец, поэтому его имя дают кораблям.
П: - Молодцы. Определите, пожалуйста, кто сегодня был не только активен, но и правильно отвечал.
Лучшим ученикам преподаватель вручает сладкие призы.
П: - Все молодцы. Спасибо за внимание. <рис.1>.