В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека. Ребенок должен научиться ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни. Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем мире, следует уделять больше внимания для комплексного изучения природы и ее связи с человеком. Убеждать детей в том, что человек – часть природы, и он должен беречь и уважать окружающий мир. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса, бережного отношения к природным богатствам.
При этом важно найти интересующую детей тему, создать условия для постижения способов активного взаимодействия с миром, проявления эмоционально-оценочного отношения к происходящему.
Всегда ли мы бережно относимся к хлебу? Кто использует хлеб для питания? Всегда ли хлеба было вдоволь на столе у людей? От чего зависят урожай хлеба и разнообразие его на прилавках магазина? Как хлеб попадает на наш стол? Кто заботится о том, чтобы мы могли приобрести его к своему столу?
Проблема: 16 октября – день хлеба. Мы проходили лексическую тему недели о хлебе. Нами было выявлено, что дети не знают стихов, пословиц, народных обрядовых игр, песен о хлебе. Имеют недостаточные знания о народных традициях, связанных с данной тематикой, не знают, как пекут хлеб, не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, выбрасывают недоеденные куски).
Мы решили в доступной для детей форме донести ценность хлеба – как главного продукта на столе. Обратить внимание на то, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе. Предложить проследить какой длинный и трудоемкий путь проходит маленькое зернышко до того, как окажется на нашем столе вкусной и ароматной буханкой хлеба и сколько людей разных профессий трудится над его производством, воспитать бережное и уважительное отношение к хлебу и людям разных профессий, вырастивших его.
Для повышения уровня знаний решили организовать проект «От зернышка к хлебушку».
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Участники проекта: воспитатели, воспитанники подготовительной к школе группы и их родители.
Вид проекта: информационно-познавательный, творческий, краткосрочный, групповой.
Срок реализации: 3 недели (18 октября – 5 ноября).
Цель: расширить кругозор детей о хлебе и народных традициях посредством творческой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с процессов выращивания и изготовления хлеба, начиная со старины и до наших дней.
- Пополнить и углубить знания детей о хлебе, о народных традициях.
- Расширить знания, какой путь проходит зерно от посева, до уборки урожая, и о тех людях, которые его выращивают.
- Показать значимость необходимой сельскохозяйственной техники для подготовки почвы, сбора и обработки урожая в разные времена.
Развивающие:
- Вовлечь детей в опытно-экспериментальную деятельность.
- Развивать творческое воображение, творческое мышление, коммуникативные навыки.
- Вызывать положительные эмоции, радость от совместного творчества.
Воспитательные:
- Воспитать у детей бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.
Для родителей:
- Развитие творческих способностей взрослых и детей в процессе совместной деятельности.
Мотивационный этап
Воспитатель вспоминает, как в столовой дети небрежно обращаются с хлебом (играли с «мякишем»).
- Дети, подумайте, правильно ли поступают люди, когда играют с хлебом, бросают хлеб на пол или в кого-то? Почему? (Ответы детей)
- Как нужно обращаться с хлебом? Почему? (Ответы детей)
- Вы знаете, откуда хлеб пришел к нам на стол? (Ответы детей)
- Что вы знаете о хлебе? (Ответы детей: Хлеб – это продукт. Хлеб продают в магазине. Его привозят на машине с названием «Хлеб». Хлеб бывает белый и черный.)
Модель трех вопросов:
Что мы знаем о хлебе |
Что хотим узнать? |
Как узнать? |
Маша: «Хлеб продается в магазине» |
«Как выращивают хлеб?» |
Спросить у папы, мамы |
София: «Хлеб мама печет дома в хлебопечке» |
«Как называются профессии людей, вырастившие хлеб?» |
Узнать на занятиях от воспитателя |
Миша Н.: «Хлеб бывает белый и черный» |
«Как готовится тесто?» |
Спросить у бабушки |
Миша П.: «Хлеб мягкий, ароматно пахнет» |
«Как растили хлеб раньше и как сейчас?» |
Посмотреть в интернете |
Катя: «Мы едим хлеб в садике» |
«Как называются зерна, из которых делают муку для хлеба?» |
Посмотреть познавательные мультики |
Ваня: «Хлеб делают из теста на хлебозаводе» |
«Как работает мельница?» |
Посмотреть в книгах, энциклопедиях |
Предполагаемые результаты:
Знакомство детей с процессом выращивания и производства хлеба, с людьми, участвующими непосредственно в его изготовлении, способствует расширению кругозора детей, умению определять названия хлебобулочных изделий, техники, устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных продуктов, определять технологию изготовления хлебобулочного изделия. При этом дети знакомятся с профессиями людей, обследуют предметы с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, группируют предметы в соответствии с познавательной задачей. В процессе знакомства детей с новыми понятиями, названиями продуктов, зерновых, техники, профессий, хлебобулочных изделий, использованием муки и зерна в жизни человека пополняется активный словарь детей, а значит, развиваются речевые умения и навыки личности, повышается уровень познавательных способностей, развивается воображение, формируется личность в целом.
Основные формы реализации проекта: беседы, образовательная деятельность на занятиях и в режимных моментах, детское творчество, работа с родителями.
Этапы реализации проекта:
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
Этап I — подготовительный, включает в себя: определение темы проекта, формулировка цели и задач проекта, распределение обязанностей, подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми.
Этап II — основной, включает в себя:
- Занятия и беседы с детьми в соответствии с планом.
- Рассматривание иллюстраций, серий сюжетных картин, картин известных художников по теме проекта.
- Подготовка презентаций по теме проекта.
- Создание тематических папок по теме проекта: «Откуда хлеб пришёл», «Хлебобулочные изделия», «Злаки», «Пословицы и поговорки о хлебе», «Сказки, рассказы, стихотворения о хлебе».
- Чтение художественной литературы.
- Совместные мероприятия с семьями воспитанников.
Этап III — заключительный, включает в себя:
- Спортивное развлечение: «Как мы хлеб растили».
- Обсуждение результатов, подведение итогов проекта.
Формы и методы работы с родителями.
- Консультация для родителей «Значение хлеба в жизни человека», «Вторая жизнь черствого хлеба».
- Папка-передвижка «История пшеницы».
Вывод: На протяжении всего проекта дети делали открытия, удивлялись, приобретали знания, опыт общения.
Данный проект можно реализовать в условиях дошкольного учреждения. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников.
Перспективный план работы по проекту
Внесение в группу хлебных колосьев, крупы.
Беседы
- «Как хлеб на стол пришел»,
- «Как наши предки хлеб выращивали»,
- «Что такое злаки, и из чего пекут хлеб»,
- «Батоны и булки не растут на грядке»
- «Профессии людей, вырастившие хлеб»,
- «Кто помогает хлеборобам заботиться о хлебе?»
- «Какие машины помогают людям растить хлеб?»,
- «Что такое элеватор»,
- «Как мука в хлеб превращается?»,
- «Культура поведения за столом»,
- «Военный хлеб»,
- «Бережем хлеб»,
- «Какие бывают виды хлеба?»
- «Можно ли обойтись без хлеба»,
- «Мой любимый хлеб»,
- «Терпение и труд все перетрут»,
- Рассказ о коллекциях и музеях хлеба.
Ситуативный разговор
- «Как и какие твоя бабушка печет пироги, блины»,
- «Что полезнее хлеб или торт»,
- «Что делать, если хлеб высох»,
- «Как разделить угощение?»,
- «Как поступить, чтобы хлеб дольше хранить?».
Трeдовая деятельность
- Измельчение зерен в кофемолке в муку.
- Замешивание теста (эксперимент - брожение теста)
- Подкормка птиц хлебными крошками во дворе дома, в парках, в лесу.
Физическое развитие
Беседы: «Почему нельзя есть много пирогов, тортов, пирожных?», о пользе и вреде хлеба «Бывает ли хлеб опасным?» (от неправильного хранения).
Физкультминутки: «Мы маленькие зерна», «В поле зёрнышко попало», «Едем в поле», «Посевная», «Трактора», «Мельница», «Колосок».
Пальчиковая гимнастика «Тесто».
Упражнение на развитие координации движений: «Колоски».
Подвижная игра: «Калачи», «Пирог», «Покажи колосок».
Игры-эстафеты: «Кто скорее отвезёт зерно на элеватор», «Хлебный магазин».
Художественно-эстетическое развитие (художественное творчество, музыка)
Лепка: «Печенье, хлебобулочные изделия» (соленое тесто).
Рисование: «Золотая нива. Колосья», «Мельница», «Украшаем каравай», раскрашивание изделий из солёного теста.
Конструирование: «Мельница» из лего конструктора и из геометрических фигур.
Аппликация: «Вкусное пирожное - круасан», «Золотая нива. Колосья» (коллективная работа из оригами)
Ручной труд: «Мельница» (из втулок туалетной бумаги)
Хороводные игры: «Каравай», «Земелюшка - чернозем», «Урожай у нас хорош». Прослушивание и разучивание песен о хлебе.
Познание:
Опытно-исследовательская деятельность:
- «Где лучше хранить хлеб» (влияние внешних факторов на продолжительность хранения).
- Опыт с вертушкой (взаимосвязь между ветром и вращением - ветряная
- мельница).
- «Как получается мука» - перемалывание зерен через мельницу.
- «Чем пахнет хлеб?»
- «Тепло и холод» (влияние температуры на поднятие теста)
- «Как превратить муку в тесто?».
Наблюдение за тем, как температура влияет на поднятие теста.
Просмотр презентаций:
- «История хлеба»
- «Как хлеб попал на стол»
- «Каравай, каравай, какой хочешь - выбирай!»
- «Хлеба к обеду в меру бери».
- «Хлебобулочные изделия».
Экологические игры: «Что сделано из муки?», «Назови профессию».
Экскурсии: в хлебный магазин, пекарню, кондитерскую, кафетерий. (задание родителям).
Составление рассказов:
- По серии картин «Как люди выращивают хлеб», «Откуда хлеб пришел». По схеме-модели «Как выращивают хлеб».
- По фотографии «Как я с мамой (папой) ходили в пекарню, кофейню»
Отгадывание загадок по мнемотаблицам.
Рассуждения по пословицам и поговоркам.
Дидактические игры:
- «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»
- «Что нужно для работы хлебороба»
- «Разложи блинчики»
- «Что сначала, что потом?»
- «Прошлое-настоящее»
- «Закончи предложение»
- «Назови профессию и действия» (пахарь - землю пашет, комбайнер…)
- «Найди лишние продукты»
- «Разрезные картинки. Хлебобулочные изделия»
- «Что из какой муки испекли?»
Словесные игры:
- «Вершки и корешки»
- «Назови разные блюда из круп»
- «Узнай по описанию»
Рассматривание альбомов:
- «Как наши предки выращивали хлеб»
- «Как хлеб выращивают в наше время»
- «Какой бывает хлеб»
- «Сельскохозяйственные машины»
- «Хлебобулочные изделия»
Рассматривание иллюстраций:
- И.Шишкин «Рожь»
- И.Машкова «Снедь Московская. Хлеба» И.Левитан «Золотая рожь»
- М.К.Клодт "На пашне" Г.Г.Мясоедов "Сеятель" Г.Г.Мясоедов "Жатва»
- Серии сюжетных картин на тему «Откуда хлеб пришёл» Серии картин «Как люди выращивают хлеб»
- Серии иллюстраций «Сельскохозяйственные машины»
Чтение художественной литературы:
- А.Ремизов «Хлебный голос»
- А.Толстой «Три калача и баранка» А.Лопатина «Сладкий хлеб»
- А.Лопатина «Волшебный каравай» А.Лопатина «Хлебная фея»
- К.Паустовский «Теплый хлеб»
- Ю.Я.Яковлев «Цветок Хлеба» Ирис Ревю «Сказка про хлеб» М.Глинская «Хлеб»
- В.Ремизов «Хлебный голос» И.Сенченко «Хлеб святой» Борис Вовк «Мякиш
- Ю.Ермолаев «Два пирожных»
Проза
- Владимир Маяковский «Кем быть?»
- Джанни Родари «Чем пахнут ремесла?», «Какого цвета ремесла?» Доброе утро, пекарь!
- Жатва
- В.Степанова «Слышен летом до заката...»
- И.Рослова «Ты вырастай, колосок мой, до неба!» Даниил Хармс «Очень-очень вкусный пирог»
- А.Прокофьев «Каравай» В.Крупин «Хлеб»
- В.Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом»
- С.Богдан «Как колосок на стол хлебом пришел»
Сказки
- Г.Х.Андерсен «Девочка, которая наступила на хлеб» Американская сказка «Пряничный человечек» Белорусская сказка «Старый отец»
- Башкирская сказка «Ленивая девочка» Белорусская сказка «Котик – золотой лобик» Немецкая сказка «Госпожа Метелица» Румынская сказка «Иляна Косынзяна» Украинская сказка «Хлебороб»
- Латышская сказка «Каравай»
- Американская народная сказка «Рыжая курочка» Белорусская сказка «Колосок»
- Белорусская сказка «Легкий хлеб» Сказка о пшеничном зернышке
- Литовская сказка "Как волк вздумал хлеб печь" Русская народная сказка "Как курочка хлеб испекла" Русская народная сказка "Каша из топора"
- Русская народная сказка «Крупеничка»
- Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный». (В обработке И.В.Карнауховой)
- Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко» Загадки, пословицы, чистоговорки и поговорки о хлебе и труде. ФЭМП «Посчитаем зерна»
Подвижная игра «Хлеборобы»
Сюжетно-ролевые игры: «Пекарня», «Булочная».
Просмотр мультфильма «История о девочке, наступившей на хлеб» по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена.
Просмотр диафильма В.П.Дацкевич «От зерна до каравая» Н.Самкова «О хлебе».
Подведение итогов
В результате работы над проектом дети узнали:
- Как вырастить хлеб, изготовить муку, выпечь хлеб.
- Узнали об истории возникновения хлеба, хлебных профессиях.
- Узнали, что в хлебе содержат необходимые вещества для жизнедеятельности человека.
Работа над проектом помогла развить нравственные качества детей, обогатить активный словарь детей специфическими терминами и названиями, познакомить со старинными русскими обычаями, а также привлекла родителей к образовательному процессу в детском саду.
У детей формировались навыки исследовательской деятельности, развивалась познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность.
Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствовало повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в
общее дело, радуется своим успехам.
А главное, наши дети научились бережно относиться к хлебу, ведь это труд многих людей!
Список литературы
- Голицина Н. С. Экологическое воспитание дошкольников. - М.: «Мозаика - Синтез», 2004.
- Коломина Н.В. Занятия по экологии в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий «Мозаика - Синтез», 2011.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.,1997.
- Мусиенко С.И. Оригами в детском саду / Мусиенко С.И., Г.В.Бутылкина, М.: Линка-Пресс, 2010.
- Наглядно-дидактическое пособие "Расскажите детям о хлебе". Автор: Емельянова Э. Л.
- Наглядно-дидактическое пособие "Откуда что берется. Хлеб". Автор: Емельянова Э. Л.
- Наглядно-дидактическое пособие "Как наши предки выращивали хлеб". Автор: Емельянова Э.Л.
- Инновационная программа дошкольного образования. От рождения до школы. / Под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Дорофеевой Э.М. — Издание шестое, доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. — c. 336.
- Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - Мозаика-Синтез, 2006.
- Шорыгина Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2012.