Проект по теме «От зернышка к хлебушку» для детей подготовительной к школе группы

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: старшие дошкольники, День хлеба, хлеб


В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека. Ребенок должен научиться ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни. Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем мире, следует уделять больше внимания для комплексного изучения природы и ее связи с человеком. Убеждать детей в том, что человек – часть природы, и он должен беречь и уважать окружающий мир. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса, бережного отношения к природным богатствам.

При этом важно найти интересующую детей тему, создать условия для постижения способов активного взаимодействия с миром, проявления эмоционально-оценочного отношения к происходящему.

Всегда ли мы бережно относимся к хлебу? Кто использует хлеб для питания? Всегда ли хлеба было вдоволь на столе у людей? От чего зависят урожай хлеба и разнообразие его на прилавках магазина? Как хлеб попадает на наш стол? Кто заботится о том, чтобы мы могли приобрести его к своему столу?

Проблема: 16 октября – день хлеба. Мы проходили лексическую тему недели о хлебе. Нами было выявлено, что дети не знают стихов, пословиц, народных обрядовых игр, песен о хлебе. Имеют недостаточные знания о народных традициях, связанных с данной тематикой, не знают, как пекут хлеб, не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, выбрасывают недоеденные куски).

Мы решили в доступной для детей форме донести ценность хлеба – как главного продукта на столе. Обратить внимание на то, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе. Предложить проследить какой длинный и трудоемкий путь проходит маленькое зернышко до того, как окажется на нашем столе вкусной и ароматной буханкой хлеба и сколько людей разных профессий трудится над его производством, воспитать бережное и уважительное отношение к хлебу и людям разных профессий, вырастивших его.

Для повышения уровня знаний решили организовать проект «От зернышка к хлебушку».

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Участники проекта: воспитатели, воспитанники подготовительной к школе группы и их родители.

Вид проекта: информационно-познавательный, творческий, краткосрочный, групповой.

Срок реализации: 3 недели (18 октября – 5 ноября).

Цель: расширить кругозор детей о хлебе и народных традициях посредством творческой деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить с процессов выращивания и изготовления хлеба, начиная со старины и до наших дней.
  • Пополнить и углубить знания детей о хлебе, о народных традициях.
  • Расширить знания, какой путь проходит зерно от посева, до уборки урожая, и о тех людях, которые его выращивают.
  • Показать значимость необходимой сельскохозяйственной техники для подготовки почвы, сбора и обработки урожая в разные времена.

Развивающие:

  • Вовлечь детей в опытно-экспериментальную деятельность.
  • Развивать творческое воображение, творческое мышление, коммуникативные навыки.
  • Вызывать положительные эмоции, радость от совместного творчества.

Воспитательные:

  • Воспитать у детей бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.

Для родителей:

  • Развитие творческих способностей взрослых и детей в процессе совместной деятельности.

Мотивационный этап

Воспитатель вспоминает, как в столовой дети небрежно обращаются с хлебом (играли с «мякишем»).

- Дети, подумайте, правильно ли поступают люди, когда играют с хлебом, бросают хлеб на пол или в кого-то? Почему? (Ответы детей)

- Как нужно обращаться с хлебом? Почему? (Ответы детей)

- Вы знаете, откуда хлеб пришел к нам на стол? (Ответы детей)

- Что вы знаете о хлебе? (Ответы детей: Хлеб – это продукт. Хлеб продают в магазине. Его привозят на машине с названием «Хлеб». Хлеб бывает белый и черный.)

Модель трех вопросов:

Что мы знаем о хлебе

Что хотим узнать?

Как узнать?

Маша: «Хлеб продается в магазине»

«Как выращивают хлеб?»

Спросить у папы, мамы

София: «Хлеб мама печет дома в хлебопечке»

«Как называются профессии людей, вырастившие хлеб?»

Узнать на занятиях от воспитателя

Миша Н.: «Хлеб бывает белый и черный»

«Как готовится тесто?»

Спросить у бабушки

Миша П.: «Хлеб мягкий, ароматно пахнет»

«Как растили хлеб раньше и как сейчас?»

Посмотреть в интернете

Катя: «Мы едим хлеб в садике»

«Как называются зерна, из которых делают муку для хлеба?»

Посмотреть познавательные мультики

Ваня: «Хлеб делают из теста на хлебозаводе»

«Как работает мельница?»

Посмотреть в книгах, энциклопедиях

Предполагаемые результаты:

Знакомство детей с процессом выращивания и производства хлеба, с людьми, участвующими непосредственно в его изготовлении, способствует расширению кругозора детей, умению определять названия хлебобулочных изделий, техники, устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных продуктов, определять технологию изготовления хлебобулочного изделия. При этом дети знакомятся с профессиями людей, обследуют предметы с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, группируют предметы в соответствии с познавательной задачей. В процессе знакомства детей с новыми понятиями, названиями продуктов, зерновых, техники, профессий, хлебобулочных изделий, использованием муки и зерна в жизни человека пополняется активный словарь детей, а значит, развиваются речевые умения и навыки личности, повышается уровень познавательных способностей, развивается воображение, формируется личность в целом.

Основные формы реализации проекта: беседы, образовательная деятельность на занятиях и в режимных моментах, детское творчество, работа с родителями.

Этапы реализации проекта:

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.

Этап I — подготовительный, включает в себя: определение темы проекта, формулировка цели и задач проекта, распределение обязанностей, подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми.

Этап II — основной, включает в себя:

  1. Занятия и беседы с детьми в соответствии с планом.
  2. Рассматривание иллюстраций, серий сюжетных картин, картин известных художников по теме проекта.
  3. Подготовка презентаций по теме проекта.
  4. Создание тематических папок по теме проекта: «Откуда хлеб пришёл», «Хлебобулочные изделия», «Злаки», «Пословицы и поговорки о хлебе», «Сказки, рассказы, стихотворения о хлебе».
  5. Чтение художественной литературы.
  6. Совместные мероприятия с семьями воспитанников.

Этап III — заключительный, включает в себя:

  1. Спортивное развлечение: «Как мы хлеб растили».
  2. Обсуждение результатов, подведение итогов проекта.

Формы и методы работы с родителями.

  • Консультация для родителей «Значение хлеба в жизни человека», «Вторая жизнь черствого хлеба».
  • Папка-передвижка «История пшеницы».

Вывод: На протяжении всего проекта дети делали открытия, удивлялись, приобретали знания, опыт общения.

Данный проект можно реализовать в условиях дошкольного учреждения. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников.

Перспективный план работы по проекту

Внесение в группу хлебных колосьев, крупы.

Беседы

  • «Как хлеб на стол пришел»,
  • «Как наши предки хлеб выращивали»,
  • «Что такое злаки, и из чего пекут хлеб»,
  • «Батоны и булки не растут на грядке»
  • «Профессии людей, вырастившие хлеб»,
  • «Кто помогает хлеборобам заботиться о хлебе?»
  • «Какие машины помогают людям растить хлеб?»,
  • «Что такое элеватор»,
  • «Как мука в хлеб превращается?»,
  • «Культура поведения за столом»,
  • «Военный хлеб»,
  • «Бережем хлеб»,
  • «Какие бывают виды хлеба?»
  • «Можно ли обойтись без хлеба»,
  • «Мой любимый хлеб»,
  • «Терпение и труд все перетрут»,
  • Рассказ о коллекциях и музеях хлеба.

Ситуативный разговор

  • «Как и какие твоя бабушка печет пироги, блины»,
  • «Что полезнее хлеб или торт»,
  • «Что делать, если хлеб высох»,
  • «Как разделить угощение?»,
  • «Как поступить, чтобы хлеб дольше хранить?».

Трeдовая деятельность

  • Измельчение зерен в кофемолке в муку.
  • Замешивание теста (эксперимент - брожение теста)
  • Подкормка птиц хлебными крошками во дворе дома, в парках, в лесу.

Физическое развитие

Беседы: «Почему нельзя есть много пирогов, тортов, пирожных?», о пользе и вреде хлеба «Бывает ли хлеб опасным?» (от неправильного хранения).

Физкультминутки: «Мы маленькие зерна», «В поле зёрнышко попало», «Едем в поле», «Посевная», «Трактора», «Мельница», «Колосок».

Пальчиковая гимнастика «Тесто».

Упражнение на развитие координации движений: «Колоски».

Подвижная игра: «Калачи», «Пирог», «Покажи колосок».

Игры-эстафеты: «Кто скорее отвезёт зерно на элеватор», «Хлебный магазин».

Художественно-эстетическое развитие (художественное творчество, музыка)

Лепка: «Печенье, хлебобулочные изделия» (соленое тесто).

Рисование: «Золотая нива. Колосья», «Мельница», «Украшаем каравай», раскрашивание изделий из солёного теста.

Конструирование: «Мельница» из лего конструктора и из геометрических фигур.

Аппликация: «Вкусное пирожное - круасан», «Золотая нива. Колосья» (коллективная работа из оригами)

Ручной труд: «Мельница» (из втулок туалетной бумаги)

Хороводные игры: «Каравай», «Земелюшка - чернозем», «Урожай у нас хорош». Прослушивание и разучивание песен о хлебе.

Познание:

Опытно-исследовательская деятельность:

  • «Где лучше хранить хлеб» (влияние внешних факторов на продолжительность хранения).
  • Опыт с вертушкой (взаимосвязь между ветром и вращением - ветряная
  • мельница).
  • «Как получается мука» - перемалывание зерен через мельницу.
  • «Чем пахнет хлеб?»
  • «Тепло и холод» (влияние температуры на поднятие теста)
  • «Как превратить муку в тесто?».

Наблюдение за тем, как температура влияет на поднятие теста.

Просмотр презентаций:

  • «История хлеба»
  • «Как хлеб попал на стол»
  • «Каравай, каравай, какой хочешь - выбирай!»
  • «Хлеба к обеду в меру бери».
  • «Хлебобулочные изделия».

Экологические игры: «Что сделано из муки?», «Назови профессию».

Экскурсии: в хлебный магазин, пекарню, кондитерскую, кафетерий. (задание родителям).

Составление рассказов:

  • По серии картин «Как люди выращивают хлеб», «Откуда хлеб пришел». По схеме-модели «Как выращивают хлеб».
  • По фотографии «Как я с мамой (папой) ходили в пекарню, кофейню»

Отгадывание загадок по мнемотаблицам.

Рассуждения по пословицам и поговоркам.

Дидактические игры:

  • «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»
  • «Что нужно для работы хлебороба»
  • «Разложи блинчики»
  • «Что сначала, что потом?»
  • «Прошлое-настоящее»
  • «Закончи предложение»
  • «Назови профессию и действия» (пахарь - землю пашет, комбайнер…)
  • «Найди лишние продукты»
  • «Разрезные картинки. Хлебобулочные изделия»
  • «Что из какой муки испекли?»

Словесные игры:

  • «Вершки и корешки»
  • «Назови разные блюда из круп»
  • «Узнай по описанию»

Рассматривание альбомов:

  • «Как наши предки выращивали хлеб»
  • «Как хлеб выращивают в наше время»
  • «Какой бывает хлеб»
  • «Сельскохозяйственные машины»
  • «Хлебобулочные изделия»

Рассматривание иллюстраций:

  • И.Шишкин «Рожь»
  • И.Машкова «Снедь Московская. Хлеба» И.Левитан «Золотая рожь»
  • М.К.Клодт "На пашне" Г.Г.Мясоедов "Сеятель" Г.Г.Мясоедов "Жатва»
  • Серии сюжетных картин на тему «Откуда хлеб пришёл» Серии картин «Как люди выращивают хлеб»
  • Серии иллюстраций «Сельскохозяйственные машины»

Чтение художественной литературы:

  • А.Ремизов «Хлебный голос»
  • А.Толстой «Три калача и баранка» А.Лопатина «Сладкий хлеб»
  • А.Лопатина «Волшебный каравай» А.Лопатина «Хлебная фея»
  • К.Паустовский «Теплый хлеб»
  • Ю.Я.Яковлев «Цветок Хлеба» Ирис Ревю «Сказка про хлеб» М.Глинская «Хлеб»
  • В.Ремизов «Хлебный голос» И.Сенченко «Хлеб святой» Борис Вовк «Мякиш
  • Ю.Ермолаев «Два пирожных»

Проза

  • Владимир Маяковский «Кем быть?»
  • Джанни Родари «Чем пахнут ремесла?», «Какого цвета ремесла?» Доброе утро, пекарь!
  • Жатва
  • В.Степанова «Слышен летом до заката...»
  • И.Рослова «Ты вырастай, колосок мой, до неба!» Даниил Хармс «Очень-очень вкусный пирог»
  • А.Прокофьев «Каравай» В.Крупин «Хлеб»
  • В.Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом»
  • С.Богдан «Как колосок на стол хлебом пришел»

Сказки

  • Г.Х.Андерсен «Девочка, которая наступила на хлеб» Американская сказка «Пряничный человечек» Белорусская сказка «Старый отец»
  • Башкирская сказка «Ленивая девочка» Белорусская сказка «Котик – золотой лобик» Немецкая сказка «Госпожа Метелица» Румынская сказка «Иляна Косынзяна» Украинская сказка «Хлебороб»
  • Латышская сказка «Каравай»
  • Американская народная сказка «Рыжая курочка» Белорусская сказка «Колосок»
  • Белорусская сказка «Легкий хлеб» Сказка о пшеничном зернышке
  • Литовская сказка "Как волк вздумал хлеб печь" Русская народная сказка "Как курочка хлеб испекла" Русская народная сказка "Каша из топора"
  • Русская народная сказка «Крупеничка»
  • Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный». (В обработке И.В.Карнауховой)
  • Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко» Загадки, пословицы, чистоговорки и поговорки о хлебе и труде. ФЭМП «Посчитаем зерна»

Подвижная игра «Хлеборобы»

Сюжетно-ролевые игры: «Пекарня», «Булочная».

Просмотр мультфильма «История о девочке, наступившей на хлеб» по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена.

Просмотр диафильма В.П.Дацкевич «От зерна до каравая» Н.Самкова «О хлебе».

Подведение итогов

В результате работы над проектом дети узнали:

  • Как вырастить хлеб, изготовить муку, выпечь хлеб.
  • Узнали об истории возникновения хлеба, хлебных профессиях.
  • Узнали, что в хлебе содержат необходимые вещества для жизнедеятельности человека.

Работа над проектом помогла развить нравственные качества детей, обогатить активный словарь детей специфическими терминами и названиями, познакомить со старинными русскими обычаями, а также привлекла родителей к образовательному процессу в детском саду.

У детей формировались навыки исследовательской деятельности, развивалась познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность.

Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствовало повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в
общее дело, радуется своим успехам.

А главное, наши дети научились бережно относиться к хлебу, ведь это труд многих людей!

Список литературы

  1. Голицина Н. С. Экологическое воспитание дошкольников. - М.: «Мозаика - Синтез», 2004.
  2. Коломина Н.В. Занятия по экологии в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
  3. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий «Мозаика - Синтез», 2011.
  4. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.,1997.
  5. Мусиенко С.И. Оригами в детском саду / Мусиенко С.И., Г.В.Бутылкина, М.: Линка-Пресс, 2010.
  6. Наглядно-дидактическое пособие "Расскажите детям о хлебе". Автор: Емельянова Э. Л.
  7. Наглядно-дидактическое пособие "Откуда что берется. Хлеб". Автор: Емельянова Э. Л.
  8. Наглядно-дидактическое пособие "Как наши предки выращивали хлеб". Автор: Емельянова Э.Л.
  9. Инновационная программа дошкольного образования. От рождения до школы. / Под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Дорофеевой Э.М. — Издание шестое, доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. — c. 336.
  10. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - Мозаика-Синтез, 2006.
  11. Шорыгина Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2012.