Метод проектов как обучение в процессе «делания» возник во второй половине 19 века в сельскохозяйственных школах США и явился альтернативой абстрактному, оторванному от жизни школьному обучению. Основоположником метода проектов является американский философ и педагог Джон Дьюи. Ведущие идеи Д.Дьюи можно представить в следующем виде:
- человек, активно приспосабливаясь к окружающей среде, постоянно изменяет ее на основе получаемого практического опыта (воспитание для выживания);
- сущность воспитания состоит в постоянном преобразовании расширяющегося личного опыта ребенка;
- главной целью воспитания является самореализация личности на основе удовлетворения ее прагматических интересов;
- в основу обучения должен быть положен принцип «обучение в процессе деятельности», так как он соответствует деятельностной сущности ребенка и обеспечивает связь обучения с жизнью, игрой, трудом.
Концептуальным основанием метода проектов является положение о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается в интересующей их самостоятельно спланированной деятельности, направленной на решение практически или теоретически значимой проблемы. Метод проектного обучения относится к личностно ориентированным технологиям, обеспечивающим проблемное обучение и системно-деятельностный подход. Проектная деятельность учащихся - компонент проектного обучения, связанного с выявлением и удовлетворением потребностей учащихся посредством проектирования и создания идеального или материального продукта, обладающего объективной или субъективной новизной. Она представляет собой творческую работу по решению практической задачи, цели и содержание которой определяются учащимися и осуществляются ими в процессе теоретической проработки и практической реализации при участии учителя.
Проектная деятельность решает ряд важных педагогических задач:
- учит применять базовые знания и умения, усвоенные на учебных занятиях, для поиска и решения социальных, семейных, личных проблем;
- стимулирует самостоятельную познавательную деятельность детей;
- стирает грани между школьными дисциплинами, тем самым приближает учебный процесс к реальной жизни;
- привлекает детей к социальной деятельности, которая обеспечивает формирование различных качеств, профессиональных интересов;
- способствует формированию общеучебных умений, навыков и компетенций: исследовательских, рефлексивных и др., непосредственно связанных с опытом их применения в практической деятельности;
- обеспечивает связь обучения с жизнью.
Умение пользоваться методом проектов и исследовательского метода - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Современное образование должно создать условия для формирования свободной саморазвивающейся личности, для понимания других людей, для формирования мышления, общения, практических действий и поступков человека. С точки зрения учителя (преподавателя) проектная и исследовательская деятельность учащихся - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения, навыки и компетенции. Основная задача педагога - помогать каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность. Главная цель данного подхода – активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, передавая учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности. В процессе решения проблемы педагогу необходимо побуждать учащихся ставить задачи, планировать действия, самостоятельно определять предмет исследования, искать наиболее оптимальные варианты для решения той или иной задачи. Педагогу необходимо организовывать ситуации, активизирующие самостоятельность учащихся, учить устанавливать причинно-следственные связи, проводить самоанализ и самооценку полученных результатов, подводить их к определенным выводам и умозаключениям.
Профессиональные компетенции педагога, которые необходимы при использовании метода проектов и исследовательского метода в учебном процессе:
- Способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета
- Способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности.
- Способность руководить проектной и учебно-исследовательской деятельностью обучающихся.
- Способность организовывать групповую проектную деятельность в соответствии с её структурой. Определять показатели эффективности групповой деятельности. Применять подходы к комплектованию проектных групп.
- Способность организовать и сопровождать проектную и исследовательскую деятельность обучающихся, определять показатели её эффективности. Оценивать процесс и результаты проектной и учебной исследовательской деятельности обучающихся.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность является одним из ключевых инструментов реализации ФГОС школьного образования. Организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, способствует развитию познавательного интереса, воспитание потребности к умственному труду. Знания, самостоятельно получаемые учеником в результате исследовательской или проектно-поисковой деятельности, являются новыми для конкретного учащегося, т.е. личностно значимыми. Учащийся ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, направляемого учителем. Ученик учится принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. Проектная и исследовательская деятельность обеспечивает учащимся самостоятельность и относительную свободу действий, предоставляет возможность реализовать свои творческие замыслы. Компетенции, личностные качества, умения, которые формируют исследовательская и проектная деятельность у учащихся:
- формированию научного стиля мышления;
- формированию критического и логического мышления;
- формированию навыков работы с информацией;
- развитию творческих способностей;
- формированию навыков применения научных методов исследования;
- самоопределению обучающихся.
Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, - вот основной тезис современного понимания метода проектов, Главными достоинствами проектного метода обучения, бесспорно, является следующее:
- Актуальность. В центре технологии - ученик, его активное участие, позволяющее применять приобретенные знания, умения и навыки, а также добывать эти знания самостоятельно;
- Создание комфортной образовательной среды. Степень сотрудничества учитель - ученик, ученик - ученик становится фактором развития и самоопределения личности;
- Дифференцированный подход. Тему проектов учащийся выбирает сам с учётом своих интересов и возможностей. Это позволит учащемуся реализовать свой творческий потенциал. В результате чего решаются и многие задачи личностно ориентированного обучения;
- Использование информационных технологий: обработка информации и коммуникация всегда являлись и остаются основными видами учебной деятельности;
- Формирование исследовательских умений;
- Мотивирующий характер: право выбора, возможность самим контролировать процесс и сотрудничать с одноклассниками - всё это повышает мотивацию обучения.
Исходя из своего педагогического опыта, я наблюдаю, что есть и минусы.
- Отсутствие критериев оценки в связи с тем, что такие задания не являются стандартизированными.
- Повышенная нагрузка на преподавателя, ведь эта работа требует определенной подготовки со стороны учителя, затрат его физических и моральных сил.
- Перегрузка учащихся, ведь исследовательская или проектная работа – это кропотливый труд. Требуется много времени и сил для того, чтобы найти необходимую литературу, выбрать подходящие источники, проанализировать написанное и сделать соответствующие выводы. К тому же зачастую ученикам требуется представить свои работы в виде презентации или доклада, что для многих детей, особенно начальных классов, является очень сложной задачей.
- Стрессовые ситуации у школьников. В связи с возможными перегрузками в школе, а также из-за потери веры в себя или разочаровании в своих силах, ребенок, в особенности подросток, может уйти в депрессивное состояние. Важно отметить, что такое случается лишь с эмоционально лабильными детьми.
Только правильно организованная работа окажет положительное воздействие на учащихся, будет способствовать самостоятельному получению знаний и опыта из непосредственного общения с реальной жизнью, развивая у них умения работать с постоянно меняющейся информацией, самостоятельность, критическое мышление, инициативу. Если ученик постоянно будет заниматься проектной деятельностью в школьные годы, то в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным, сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, то есть адаптироваться к окружающим условиям.