Квест-игра "В школе пешеходных наук"

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: ПДД, безопасность на дорогах, квест-игра


Untitled Document

1. Пояснительная записка

1.1. Тематическое направление – гражданское воспитание.

Квест-игра «В школе пешеходных наук» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах».

Данная методическая разработка направлена на формирование у детей культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны.

Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей.

1.2. Тема воспитательного мероприятия и обоснование её выбора

Знание ПДД в наш век настоящего автомобильного бума очень важно, и подчас, знания эти спасают жизнь. И речь идёт не только о водителях всевозможных транспортных средств, но, в первую очередь, о пешеходах! Ведь зачастую, страшные, трагические аварии происходят по вине неосторожного или просто невнимательного пешехода…

Для озорных и подвижных детей, такие знания еще более важны. В дни каникул, в выходные дни и праздники – дети играют на улице, но родители не всегда следят за своими чадами. А дети – есть дети. И если ребенок заигрался, играя в «догонялки» или преследуя укатившийся мячик, он вполне может оказаться на мостовой.

В наших же силах сделать так, чтобы никакая игра не приводила к трагедии. А сделать это очень просто! В первую очередь, учите ребенка соблюдать правила ПДД своим собственным примером! Чаще напоминайте ребенку о правилах ПДД. А увидев ребенка, собирающегося перебежать дорогу на красный свет, не поленитесь и остановите его.

Количество ДТП по месяцам распределяется следующим образом:

  • С наступлением весны, особенно в мае месяце, количество случаев детского транспортного травматизма возрастает, затем в июне, с начала летних каникул, снижается, и как только кончаются каникулы, кривая происшествий снова начинает ползти вверх. Сентябрь и октябрь дают большее количество несчастных случаев.

Опрос детей, получивших травмы на дорогах, показывает, что все они знают и о правилах перехода улицы, и о том, какую опасность таит в себе дорога. Один спешил, другой поленился идти через пешеходный переход, третий думал, что успеет, да поскользнулся!

Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма неизменно заставляет искать наиболее эффективные пути сохранения жизни и здоровья детей. С этой целью обучение и воспитание как формы профилактики должны постоянно совершенствоваться.

Главная задача – научить ребенка безопасно вести себя и правильно ориентироваться в дорожных ситуациях, воспитать осознанные действия по выполнению ПДД. Все это эффективно осуществляется в игровой деятельности. Целью любой игровой деятельности по ПДД является применение теоретических знаний в практических действиях детей на дороге.

Игру можно проводить в рамках одной школы как итоговое мероприятие в конце учебного курса по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, и после при реализации мероприятий по ПДД на летних пришкольных лагерях.

Квест — один из основных жанров игр. Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий.

Актуальность использования квестов сегодня осознаётся всеми. ФГОС требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Жизнь показывает, что современные дети лучше усваивают знания в процессе самостоятельного добывания и систематизирования новой информации. Использование квестов способствует воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованию информационного общества, раскрытию способностей и поддержке одарённости.

1.3. Целевая аудитория воспитательного мероприятия

Квест-игра «В школе пешеходных наук» разработана для обучающихся 1-3-х классов (возрастная группа — 7-10 лет)

1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя

Методическая разработка воспитательного мероприятия Квест –игра «В школе пешеходных наук» имеет большое значение и играет важную роль в системе работы классного руководителя. Данная разработка тесно связана с предметом окружающий мир и изобразительная деятельность. Сотрудничество со школьным отрядом ЮИД помогает сделать так, чтобы у каждого субъекта учебно- воспитательного процесса (педагога и обучающегося) сформировалась жизненно важная потребность не только в изучении, но и в соблюдении правил дорожного движения.

1.5. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия

Цель: создание условий для реализации навыков безопасного поведения детей на улицах и дорогах на основе формирования и воспитания навыков безопасного и законопослушного поведения на улицах и дорогах, через пропаганду правил дорожного движения среди обучающихся.

Задачи:

Обучающие:

  • способствовать адаптации обучающихся к реальным условиям поведения
  • на улицах и дорогах;
  • формировать у обучающихся переход теоретических знаний по дорожной грамоте в практические компетенции безопасного поведения на улицах и дорогах;

Развивающие:

  • развивать логическое и пространственное мышление, навыки связной речи, внимание и память, а также физические качества – ловкость, быстроту, выносливость;
  • вырабатывать правила достижения поставленной цели;
  • развивать навыки внимания, активности, дисциплинированности, ответственности за свои действия;

Воспитательные:

  • создавать атмосферу партнерства и взаимовыручки;
  • вырабатывать конструктивные формы взаимодействия и решения проблемы;
  • воспитывать культуру поведения пешехода на улицах и дорогах.

Планируемый результат:

  • Личностный: обучающиеся осознают необходимость соблюдения основных правил дорожного движения.
  • Метапредметный: у обучающихся развиты регулятивные УУД (саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; целеполагание, как постановка учебной задачи; оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить);
    • Коммуникативные УУД (планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, управляют поведением партнёра — осуществляют контроль, коррекцию, оценку его действий, умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и слушать других; выявляют, идентифицируют проблемы, осуществляют поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта, принимают решения);
    • Познавательные УУД (структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме, осуществляют рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности);
    • Предметный: обучающиеся актуализировали и закрепили знания о правилах дорожного движения.

1.6. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора

Форма проведения воспитательного мероприятия – квест-игра. Любая квест-технология призвана не только улучшить восприятие учебного материала или способствовать моральному становлению ребёнка как личности, но ещё и стимулировать умственное, физическое и нравственное развитие детей, что является актуальным в современном образовании.

1.7. Педагогическая технология, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов

В данной работе представлен практический материал по использованию отдельных педагогических технологий образовательного процесса для формирования практических навыков по ПДД при обучении детей младшего школьного возраста. Игровая технология доказала высокую эффективность использования игр, при обучении ПДД детей младшего школьного возраста. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель. Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами. Квест-технология «Квесты» считается развивающей игрой, поэтому приносит большую пользу как взрослым, так и детям. Если говорить о малышах, то подобные задания заставляют ребёнка думать, искать выход из сложной ситуации, а это, в свою очередь, развивает логику, сообразительность, учит детей взаимодействовать и общаться с другими участниками. Применение информационных компьютерных технологий при ознакомлении с Правилами дорожного движения позволяет сделать занятие по ПДД нетрадиционным, насыщенным, предусмотреть разнообразные приёмы и методы обучения. Технология ситуационного анализа (кейс-технология) даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которого ребёнок в будущем сможет самостоятельно преодолеть возникающие жизненные ситуации разной сложности по ПДД. Технологии сотрудничества - обучение в команде, в данном случае, это работа отряда юных инспекторов (ЮИД).

Методы и приёмы реализации содержания: словесные (вопросы, задания, словесное объяснение), наглядные (демонстрационные картины по ПДД, показ слайдовые фрагменты), практические (участие в играх, акции «Письмо водителю», конкурсе рисунков, инсценирование и исполнение песни).

1.8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия

  • Кадровые: помощники-старшеклассники (члены ЮИД)
  • Методические: таблицы ПДД
  • Материально-технические: экран и моноблок (или ноутбук); предметы (реквизит на станциях);
  • Информационные: маршрутные листы (по количеству команд); протокол жюри; таблички с названиями, предметы (реквизит на станциях).

2. Основная часть

2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия

В течение года классный руководитель проводит беседы на тему соблюдения ПДД, инструктажи, организует просмотр мультфильмов организует акцию «Письмо водителю», конкурс рисунков. Обучающиеся изготавливают ремень безопасности, учат, инсценируют и исполняют песню «Водитель». Также идёт подготовка материалов к мероприятию учителем и детьми - рисунки на тему ПДД, иллюстрации дорожных знаков, изготовление пазл, распечатка карточек с вопросами по станциям, подбор названия станций. К подготовке приобщаются члены ЮИД.

2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия

Предполагаемые результаты: осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, умение предвидеть возможную опасность, нахождение способов избежать её. Знание основных правил дорожного движения, что обозначают дорожные знаки, понимание важности каждого из них. Проявление выдержки, самостоятельности.

Критерии оценки деятельности команд:

  • безошибочное выполнение заданий;
  • творческий подход в преодолении трудностей и препятствий;
  • командная и индивидуальная рефлексия, аналитическая деятельность;
  • слаженность работы команд.

Игра представляет собой соревнование команд в параллели 3х классов. Каждой команде даётся маршрутный лист, на котором указан индивидуальный порядок прохождения этапов (приложение 1).

Этапы обозначены названиями станций, которые прикреплены на двери кабинетов. Так они передвигаются от станции к станции согласно своему маршрутному листу.

Идея игры: пройти игровые этапы согласно маршрутному листу и набрать максимальное количество баллов. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Квест  рассчитан на 45- 50 минут.

Ход игры