Возрастная группа: средняя.
Цели:
- Развить речь детей, обогащая их словарный запас.
- Способствовать внимательному слушанию и пониманию услышанного.
- Развивать умения пересказывать содержание сказки.
- Воспитывать интерес к литературе и сказкам.
- Развивать умение детей подбирать модели-заместители по заданному внешнему признаку, учить строить двигательную модель сказки.
Материалы: Картинки к сюжету сказки, макет избушки, модели на каждого ребёнка(треугольники и цветные круги) тарелочки.
Ход занятия
I. Введение
Дети сидят полукругом перед воспитателем. Перед ними стоит избушка.
- Как вы думаете, кто здесь живёт? (ответы детей)
- Чтобы узнать хозяина этой избушки, надо отгадать загадку:
Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка,
Кто же это? (Зайка)
- Правильно. А давайте вспомним какие сказки вы знаете с этим персонажем. (ответы детей)
II. Основная часть. Чтение сказки, показ иллюстраций
- Сегодня мы с вами познакомимся с новой русской народной сказкой, которая называется «Заюшкина избушка»
Беседа по содержанию сказки.
- Кто главные герои этой сказки?
- Какую избушку построил заяц?
- Какую избушку построила лиса?
- Что случилось с избушкой лисы, когда пришла весна?
- Хорошо ли поступила лиса, выгнав зайца из домика?
- Кто первый пытался помочь зайчику?
- Кто после собаки пришёл на помощь?
- Смогли собака и медведь выгнать лису из избушки?
- Почему такие большие зверине смогли помочь маленькому зайке?
- Кто помог зайчику в беде?
- Почему маленький петушок сумел помочь победить лису?
Физкультминутка
Скок-поскок, скок-поскок, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Зайка прыгнул на пенёк. (Шагаем на месте)
Зайцу холодно сидеть, (Присели)
Нужно лапочки погреть, (Хлопаем в ладоши)
Лапки вверх, лапки вниз, (Руки вверх — вниз)
На носочки подтянись, (Подтянулись, подняли руки вверх)
Лапки ставим на бочок, (Руки на пояс)
На носочках скок-поскок. (Прыжки на месте на двух ногах)
А затем вприсядку, (Присели)
Чтоб не мёрзли лапки. (Топаем ногами)
Дети сели за столы. Моделирование сказки «Заюшкина избушка».
Ребята, давайте поиграем в сказку. Перед вами, на тарелочке лежат разноцветные круги, и треугольники. Избушку будут обозначать треугольники ледяную (синий), лубяную (коричневый). Для каждого героя круг определённого цвета. Белый кружок для какого героя? (Зайца). Почему вы так думаете? Оранжевый кружок для какого героя? (Лисы). Серый кружок для какого героя? (Собака). Коричневый кружок для какого героя? (Медведя). Красный кружок для какого героя? (Петушка).
Я буду рассказывать сказку, а вы с помощью моделей будете изображать действия героев сказки.
III. Итог занятия
- Давайте вспомним с какой сказкой мы с вами познакомились?
- Кто главный герой сказки?
- Что с зайкой произошло?
- Вам понравилась эта сказка?
Вы сегодня очень хорошо работали, внимательно слушали и активно отвечали на вопросы.
Результаты: На занятии дети развивают свою речь, учатся пересказывать содержание, работают в команде, а также получают удовольствие от взаимодействия с литературой и друг с другом.