Для того чтобы сделать процесс обучения детей средней группы интересным, развивать их познавательные способности, закреплять знания о цвете, количестве и счете, была проведена квест-игра под названием «В поисках волшебного ларчика». Для проведения игры, мы использовали в своей работе игровую предметно-развивающую среду «Фиолетовый лес», игровые комплексы - коврограф «Ларчик» и «Миниларчик» Вячеслава Вадимовича Воскобовича, а также обучали детей элементарным математическим представлениям в различных образовательных областях.
Цель квест-игры - продолжать развивать интерес детей к обучению математике через игру.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять навыки счета от 1 до 5;
- Закреплять умение различать и называть предметы по цвету, форме и количеству;
- Закреплять умение группировать предметы по образцу.
Развивающие:
- Продолжать развивать сенсорные способности детей;
- Развивать творческие способности.
Воспитательные:
- Воспитывать желание работать в команде.
В каждой группе СЛШ «Полянка» есть игрушка-оберег, которая помогает педагогам в разных образовательных задачах. Когда мы думали, как организовать квест-игру, мы сделали нашу куклу-оберег Забавушку главным героем, у который были семь гномов-помощников: Кохле, Охле, Желе, Зеле, Геле, Селе, Фи, они подготовили интересные задания для детей. За каждое выполненное задание, гномики дают детям фишки. Забавушка наблюдает, как дети выполняют задания, и она вместе с детьми размещает фишки на карте прохождения заданий. Когда на карте будут собраны все семь фишек, Забавушка даст детям шкатулку, в которой будет загадка, отгадав ее, дети найдут волшебный ларчик.

В первый день игры к детям в группу пришла Забавушка с гномиками и предложила поиграть. Дети заинтересовались. Забавушка рассказала детям о правилах игры.

На следующий день к детям пришел гномик Кохле и сказал, какое будет первое задание. На прогулке детям надо было нарисовать цветными красками линии на снегу: одну желтую, две зеленые, три красные, четыре синие, пять оранжевых линий. После этого дети вместе должны сосчитать, сколько линий каждого цвета нарисовано. По окончании выполнения задания, гномик Кохле дал красную фишку детям. Забавушка и дети прикрепили ее на карте выполнения заданий.

На следующий день к детям пришел гномик Охле со вторым заданием и предложил устроить соревнование. Мы разделили детей на три команды по три человека. Для начала детям предлагалось сделать постройки из объёмного конструктора, у каждой команды на столе было одинаковое количество геометрических фигур. Затем из игр Воскобовича: «Фонарики», «Соты», «Лепестки», «Триузорчик», «Квадрат», детям надо было сделать любые фигуры, например: ракету, домик, кораблик, животное и т.д. Та команда, которая больше сделала фигур, победила. По окончании выполнения задания, гномик Охле дал оранжевую фишку детям, которую они с Забавушкой прикрепили на карте.
На четвертый день к детям пришел гномик Желе с третьим заданием и предложил поиграть в игры в музыкальном зале. Первая игра «Веселый кубик». Дети стоят в кругу, под музыку передают кубик друг другу, воспитатель говорит слова: «Ты возьми весёлый кубик, передай его друзьям, что покажет этот кубик – повтори за ним ты сам!» Когда музыка остановится, ребёнок бросает кубик в круг и считает выпавшее количество кружков на кубике. Детям надо столько же раз сделать движения под музыку, сколько кружочков выпало.

Следующая игра «Танец цифр». Звучит весёлая музыка, каждый ребёнок танцует произвольный танец. Педагог поет: «Мы детишки потанцуем, веселимся, кружимся, скоро все мы в этом танце с цифрами подружимся». Останавливает музыку и показывает детям цифру. Это означает, что дети должны встать в круг по столько человек, сколько цифр изображено на карточке (например, цифра «2», дети встают в пары по 2 человека и танцуют, если цифра «3», дети встают по 3 человека). Дети очень любят эту игру, если кто-либо ошибается, дети сами помогают этому ребенку. По окончании выполнения задания, гномик Желе дает желтую фишку детям. Забавушка и дети прикрепляют ее на карте.

В нашей группе, мы с помощью цветного скотча на полу сделали клеточки для игры в напольное судоку. Гномик Зеле предложил детям выполнить четвертое задание, заполнить окошки клеточек цифрами по порядку, от 1 до 5, затем сказать, какую цифру я спрятала. Использовались цифры Воскобовича: единичка Ежик, Зайка Двойка, Мышка Тройка, Крыска Четвёрка, Пёс Пятерка.

Следующая игра «Найди соседей цифры», закрываются одна цифра карточкой, ребенку предлагается назвать соседей закрытой цифры и цифру, которая спрятана. Игра повторяется несколько раз (с каждым ребенком). По окончании выполнения задания, гномик Зеле дает зеленую фишку детям и Забавушке, которую они прикрепляют ее на карте.

В спортивном зале гномик Геле предложил детям выполнить пятое задание, поиграть в игру «Прыгай по кочкам». Для этого детям необходимо выстроить на полу цветовой ряд из цветных массажных ковриков по образцу воспитателя (на полу уже лежат 4 коврика: желтый, зеленый, синий, красный). Дети раскладывают цветовой раз из ковриков, затем по очереди прыгают по ним и считают каждый свой цвет: один ребенок считает, сколько синих ковриков, другой ребенок считает, сколько зеленых и т.д. Ковриков разное количество, дети считают и сравнивают, каких больше, каких меньше.

Следующая игра «Классики». Детям по очереди надо прыгать на соответствующие коврики-пазлы (с цифрами, от 1 до 5) по заданию педагога, цифры называются в разном порядке. По окончании выполнения задания, гномик Геле дает голубую фишку детям. Забавушка и дети прикрепляют ее на карте.
Гномик Селе пригласил детей в «Фиолетовый лес», чтобы выполнить шестое задание, надо поиграть в сказку «Гуси-лебеди». Мы распределили роли среди детей, кто будет играть роль Аленушки, Иванушки, печки, яблоньки и речки и т.д. Вместо печки мы использовали квадрат Воскобовича; яблоня – это дерево из Фиолетового леса, вместо яблок на дереве - цветные кружочки; кисельные берега у реки – это цветные веревочки.

После показа сказки, детям по очереди надо сосчитать, сколько пирожков испекла печка; другому ребенку, сколько яблок на яблоне; следующему ребенку сколько веревочек у речки; облаков на небе; а также сравнить предметы по количеству. По окончании выполнения задания, гномик Селе дает синюю фишку детям. Забавушка вместе с детьми прикрепляют ее на карте выполнения заданий.

На другой день гномик Фи предложил детям выполнить седьмое задание, рассмотреть лэпбук и назвать все предметы одинаковые по цвету (например: красные, как гномик Кохле, оранжевые, как гномик Охле, желтые, как гномик Желе, синие, как гномик Селе, фиолетовые, как гномик Фи). Вначале мы давали детям образец (предметы одинаковых цветов), предлагали рассмотреть их, затем найти на лэпбуке.

После этого Гномик Фи устроил «научную лабораторию», где дети рассматривали цвета через электронный микроскоп: деревянные, пластмассовые, изделия из ткани, нитки, бумагу и фрукты (все предметы разных цветов, например: красный пластмассовый круг, оранжевый мандарин, желтые нитки, зеленый картон, голубой деревянный конструктор, синяя губка, фиолетовая ткань). По окончании выполнения задания, гномик Фи дал фиолетовую фишку детям и они с Забавушкой прикрепили ее на карте выполнения заданий.

Когда все фишки на карте были собраны, Забавушка забрала карту прохождения заданий и дала детям шкатулку, в которой находилась загадка. Отгадав ее, дети догадались, что надо идти в Фиолетовый лес, который находится в кабинете познания. Там дети сразу увидели волшебный ларчик, где для них гномики положили наградные медали и новые математические игры.

Хочу отметить, что данная квест-игра вызвала большой интерес у детей. Цели и задачи были успешно реализованы.

Чтобы привлечь родителей и показать ценность обучения детей математике, мы параллельно с квест-игрой провели для них мастер-класс «В гостях у Фиолетового леса», чтобы познакомить с развивающими играми В.В.Воскобовича.
Родители заинтересовались, с удовольствием играли в игры, после чего мы получили массу приятных отзывов.
В нашем учреждении есть «семейная игротека», где родители могут брать игры домой, от которых они в полном восторге!

Некоторые родители настолько увлеклись, что сделали подарок нашей группе, подарили математические игры, сделанные своими руками: «Забавные фигуры» и «Веселый квадрат».

Плодотворная партнерская деятельность родителей и образовательного учреждения всегда благотворно влияет на образовательный процесс, развитие детей.
Мы пришли к выводу, что необходимо и далее вести работу в данном направлении.
