Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе по теме "Дымковский Олешек"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: народные промыслы, средняя группа, дымковская игрушка, народные промыслы России


Организованная образовательная деятельность в средней группе по теме «Дымковский Олешек» направлена на ознакомление детей с русской народной культурой, в частности с народными промыслами а также на развитие творческих способностей детей. В ходе занятия рекомендуется использовать разнообразные методы и подходы для достижения образовательных целей.

Начало занятия следует посвятить обсуждению, что такое Дымковская игрушка и почему она важна для русской культуры. Можно рассказать детям небольшую историю о происхождении Дымковских игрушек, о том, что давным-давно их стали изготавливать на берегу реки недалеко от города Вятки. Когда наступала Зима, люди в домах затапливали печи, дым окутывал все вокруг, что ничего не было видно, от сюда это село и получило свое название – Дымково. В холодное время года люди заканчивали труд в полях и занимались изготовлением Дымковских игрушек. Брали красную глину на берегу реки и вылепливали из нее разные игрушки. Изначально лепили свистульки в виде разных животных (козлов, коней, уточек, медведей, баранов), сами игрушки стали лепить чуть позже. Получившиеся фигурки просушивали, обжигали их в печи, покрывали их мелом разведенным на молоке и расписывали красками. Для более наглядного восприятия необходимо рассмотреть с детьми изображения Дымковских игрушек, элементы узора дымковской росписи и сами игрушки, потрогать их, почувствовать материал, подробно рассмотреть и обсудить узоры. Следует обратить внимание детей на то, что узор на Дымковских игрушках очень простой: круги, точечки, колечки, полоски, волнистые линии. Цветовая гамма игрушек разнообразна: на белом фоне разноцветные пестрые узоры.

Пора приступить к практической части занятия. На этом этапе дети средней группы превращаются в «Дымковских мастеров» и создают своих собственных Дымковских Олешков с помощью использования пластилина. Работу следует проводить поэтапно, проговаривая и показывая приемы вылепливания разных частей изделия и способов их соединения, например, прием примазывания. Во время процесса лепки педагог помогает воспитанникам, отвечает на задаваемые вопросы, поощряет ребят. Когда все фигурки Олешков будут готовы, приступаем к нанесению узоров. Для изображения узоров используется прием пластилинографии (вытягивание, придавливание, примазывание). На этом этапе ребята могут проявить свою творческую фантазию, самостоятельно выбрать цвета и элементы узоров. Процесс лепки это не только увлекательное занятие, он также будет способствовать развитию мелкой моторики рук, воображения и художественных навыков детей. Важно создать атмосферу поддержки и вдохновения. Что бы поддержать интерес детей, можно использовать музыку народных инструментов.

По окончании творческой части можно провести выставку работ, где каждый ребенок сможет рассказать о своем Олешке, о том, какие цвета и узоры использовал. Это позволит развить коммуникативные навыки и уверенность в своих силах.

Завершить занятие можно вопросом, почему важно сохранять и передавать традиции, связанные с русским народным творчеством. Вместе с детьми можно обсудить, что они узнали нового, и дать возможность выразить свои эмоции от процесса творчества. Также, можно обсудить, как они могут применить полученные знания в повседневной жизни, например, создать поделки в домашних условиях, рассказать родным о истории Дымковской игрушки. Таким образом, дети начнут осознавать важность культурного наследия и их роль в его сохранении.