Инструменты ЛРОС в формировании функциональной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения

Разделы: Мастер-класс

Класс: 2

Ключевые слова: литературное чтение, младшие школьники, Функциональная грамотность


С 2021 наша школа является участником программы «Вклад в будущее» по формированию ЛРОС (Развитие личностного потенциала в системе взаимодействия ключевых участников образовательных отношений».

Я прошла курсовую подготовку по этой теме и решила теоретические знания применять на практике.

Основными задачами для себя определила использование инструментов личностно-развивающей образовательной среды на учебных занятиях.

ФГОС нам даёт определение функционально-грамотной личности – это личность, свободно ориентирующаяся в окружающем мире, действующая в соответствии с ценностями, интересами, ожиданиями общества. Такой человек самостоятелен, инициативен, готов обучаться всю жизнь, способен принимать самые нестандартные решения, уверенно выбирает свой профессиональный путь.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.

Поэтому поделюсь инструментами ЛРОС, используемые мною на уроках литературного чтения.

Одним из приёмов «Тексты с хвостами» на примере произведения В.Драгунского «Тайное становится явным». Это незавершённые предложения, которые ребёнок должен закончить по смыслу. В левой части начало предложения, во второй - окончание, стрелочками соединяют. Распечатываются таблички каждому ученику, также такая же таблица выводится на слайде или (доске).

СЛАЙД

Приём «Тексты с хвостами»

- Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре:

и в комнату вошёл милиционер

- Посыпал песку, попробовал…

а на шляпе - наша каша

- В ту же минуту дверь открылась

«Тайное всегда становится явным»

- На голове у этого дяденьки была шляпа

и я ответил: «Да».

- Ты это запомнил на всю жизнь?

ещё хуже стала

Хочу поделиться ещё одним приёмом, который дети очень любят.

«Реклама книги». Приём «Реклама книги»

Детям даётся установка, представьте книгу так, чтобы её захотелось купить или читать. Можно предложить сделать закладку для книги, на которой надо нарисовать иллюстрацию из этой книги и написать несколько предложений, которые рекламируют данное произведение. Или сделать иллюстрацию на А4 и написать несколько предложений, которые рекламируют это произведение.

Слайд (фото детских закладок)

На уровне начального общего образования одна из ключевых образовательных задач формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников. Передо мной стоит задача, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки самооценивания. В этом мне помогает приём «Составление тестов учениками»

Приём «Составление тестов учениками»

Учащиеся самостоятельно составляют по несколько вопросов к прочитанному тексту и обмениваются этими вопросами. Ещё ученикам нужно приготовить ответы, чтобы затем проверить выполненный одноклассниками тест. В основном это приём использую на уроках обобщения по произведению, также можно использовать этот приём на уроках обобщения по изучаемому разделу. Он развивает у детей креативность, критическое мышление, коммуникативные умения. Учащиеся могут проанализировать результаты выполненного задания и оценить себя, своих одноклассников по критериям, которые предлагает учитель.

Критерии по составлению тестов

  1. Тест составлен из 5 вопросов – 1 б.
  2. Оформление теста - 1 б.
  3. Использование в вопросах средств художественной выразительности - 2 б.
  4. Точность вопросов - 1 б.
  5. Вопросы охватывают всё произведение - 1 б.

6 б. – 100%

СЛАЙД (ТЕСТЫ)

Класс делю на группы, каждая группа составляет вопросы по тексту и к ним ответы. Заслушивается каждая группа, Например 1 группа объединяется со 2 группой, задают друг другу вопросы и следят за правильностью ответов.Учитывая возрастные особенности второклассников изначально я проводила работу по составлению тестов в группах, а сейчас эту работу большая часть учащиеся выполняют самостоятельно.

Подводя итог хочется сказать, много различных приёмов и методов, которые способствуют формированию читательской грамотности. Но эффективность этой работы зависит от учителя, задачи которого, выступая организатором учебной деятельности стать заинтересованным соучастником этого процесса. Тогда мы уверенно можем сказать:

«Мои ученики будут узнавать новое не только от меня, они будут открывать это новое сами». (И.Г.Песталоцци)

Презентация