Паспорт воспитательной практики «Вожатый – это звучит гордо», практика погружения пятиклассников в вожатское движение

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Классное руководство, Патриотическое воспитание, Дополнительное образование

Класс: 5


Аннотация воспитательной практики

Воспитательная практика раскрывает особенности влияния уклада образовательной организации на формирование мотивации школьников к выбору педагогических профессий через личное участие детей в работе школьного вожатского движения, передачу педагогических традиций от педагогов-ветеранов к вожатым и молодым учителям.

Ключевые слова воспитательной практики

Уклад образовательной организации, дух школы, вожатский отряд, вожатское движение, вожатый, педагогические традиции

Актуальность внедрения воспитательной практики

На протяжении десятилетий в школах РФ остро стоит вопрос нехватки учителей и старения педагогических кадров.
Молодые учителя по окончанию профессиональных образовательных организаций не возвращаются работать в школу.
В целях признания особого статуса педагогических работников, в том числе осуществляющих наставническую деятельность, 2023 год объявлен Президентом РФ «Годом педагога и наставника».
Работа по признанию роли педагога в жизни общества не начинается и не заканчивается тематическим Годом. Это последовательная ежедневная работа, которая, прежде всего, направлена на создание атмосферы доверия и уважения к профессии. А это не достигается одним днем или даже одним годом.
Помня слова Роберта Рождественского: «Учителем надо будет родиться и только после этого стать», мы создаем условия «рождения» учителя в стенах школы через передачу педагогических традиций и ценностей от педагогов-ветеранов учителям и вожатым уже много лет.
Уклад ОО основанный на доверии и уважении друг другу, самостоятельности в принятии решений, свободе выбора педагогических практик способствует «рождению» учителя со школьной скамьи. Вожатское движение – эффективный и современный инструмент достижения этой цели.
Проблема мотивации школьников к выбору педагогических профессий остается актуальной и решаемой на сегодняшний день.

Цель и задачи воспитательной практики

Цель: формировать мотивацию школьников к выбору профессии педагога на основе личностного погружения в деятельность вожатского движения и работу школьного вожатского отряда.

Задачи:

  • Изучение педагогических традиций школы через взаимодействие с педагогами-ветеранами.
  • Организация педагогических практик вожатых школы под наставничеством учителей и студенческих педагогических отрядов
  • Знакомство с педагогическими образовательными организациями через передачу личного опыта прохождения данной воспитательной практики студентами-выпускниками школы

Целевая аудитория воспитательной практики

90 учеников общеобразовательной школы (МАОУ СОШ № 5) 11-12 лет, имеющих желание взаимодействовать с младшими школьниками и пробовать себя в роли вожатого

Краткий анализ воспитательной практики

Представлен в приложении № 1 Паспорта воспитательной практики

Технологии и методы реализации воспитательной практики

Игровые перемены.
Цель – формировать атмосферу заботы, внимания и уважения младших и старших школьников друг к другу.
Задачи:
1. Познакомить первоклассников и пятиклассников с традициями школы.
2. Организовать первые педагогические практики для пятиклассников.
3. Организовать совместную деятельность младших и старших ребят.
4. Создать атмосферу сближение старших и младших школьников.
Периодичность: ежедневно, на одной из перемен по договоренности между классами начальной и основной школы.

Добровольческие акции:
Цель: формировать атмосферу содружества и поддержки младших и старших школьников, атмосферу осознания важности общего дела, ответственности за результат общего дела.
Задачи:
1. Познакомить первоклассников и пятиклассников с традиционными общешкольными Добрыми делами, правилами участия в них.
2. Организовать первые педагогические практики для пятиклассников в роли организаторов совместной деятельности.
3. Организовать совместную деятельность младших и старших школьников.
Периодичность: 1 раз в месяц.

Праздник.
Цель: создать эмоциональный подъем и духовное единение всего общешкольного коллектива; условия для развития организаторских и творческих способностей вожатых.
Задачи:
1. Объединение педагогических усилий вожатых и учителей, учеников младших, средних и старших классов в период подготовки и проведения праздника.
2. развитие гибких навыков вожатых: коммуникативных, организаторских, творческих, аналитических.
3. Обогащение и обновление традиций школы.
Периодичность: 1 раз в четверть.

Литературная гостиная, поэтический вечер с участием педагогов-ветеранов.
Цель: формировать уважение к учителю, чувство благодарности за учительский труд, поддерживать и передавать традиции школы.
Задачи:
1. Изучение педагогических традиций через общение вожатых с педагогами-ветеранами и учителями школы в творческой атмосфере.
2. Практика общения вожатых со старшими поколениями.
3. Поблагодарить педагогов-ветеранов за учительских труд.
4. Показать школьникам преимущества профессии учителя.
Периодичность: 1 раз в год – октябрь.

Мастер-класс для педагогов-ветеранов.
Цель: формировать уважение к учителю, чувство благодарности за учительский труд.
Задачи:
1. Организация практики проведения мастер-класса как формы передачи опыта.
2. Выражение уважения к ветеранам и их заслугам.
3. Создание банка/копилки информации об учителях-ветеранах, об истории нашей школы.
Периодичность: 2 раза в год – ноябрь, март

Смена в школьном лагере.
Цель: организовать педагогическую практику для вожатых под наставничеством педагогов школы.
Задачи:
1. Получение первого опыта педагогической деятельности, опыта управления минигруппой.
2. Развитие организаторских умений вожатых.
3. Развитие гибких навыков вожатых: самоорганизации, коммуникативных, творческих, управленческих.
4. Сплочение общешкольного коллектива.
Периодичность: 3 раза в год: осенние, весенние, летние каникулы.

Круглый стол/пресс-конференция со студентами педвезов/педколледжей – выпускниками школы.
Цель: формировать мотивацию к выбору профессии педагога.
Задачи:
1. Передача опыта вожатской деятельности в школе от выпускников ученикам.
2. Анализ результатов вожатской практики выпускников.
3. Передача вожатских традиций от выпускников ученикам.
4. Создание условий для осознания значимости вожатской и педагогической деятельности для развития школы в целом.
Периодичность: 1 раз в год – апрель.

Телемост со студентами педвузов/педколледжей – выпускников школы.
Цель: формировать мотивацию к выбору профессии педагога, познакомить учеников с педагогическими образовательными организациями.
Задачи:
1. Знакомство с профессиональными педагогическими ОО.
2. Знакомство со студенческой жизнью.
3. Польза вожатского опыта при обучении в педагогическом ВУЗе/колледже.
Периодичность: 1 раз в год: март-апрель

День Ученика.
Цель: формировать мотивацию к выбору профессии педагога.
Задачи:
1. Проба себя в роль учителя и классного руководителя.
2. Знакомство с педагогической этикой.
3. Развитие коммуникативных, организаторских, управленческих умений учеников.
Периодичность: 1 раз в год - апрель

Конкурс «Вожатый года», «Вожатый-пятиклассник».
Цель: показать значимость вожатого в жизни школы, в поддержании и передаче школьных традиций, создания атмосферы сотрудничества и взаимоуважения.
Задачи:
1. Подведение итогов работы вожатых-пятиклассников за год.
2. Популяризация вожатского движения среди школьников.
3. Поощрение вожатых за активную работу с младшими школьниками.
4. Повышение престижа педагогических профессий.
5. Передача педагогических традиций от ветеранов школьникам.
Периодичность: 1 раз в год, апрель

Ресурсы, необходимые для реализации воспитательной практики

Финансовые:
бумага для печати А4 -5 пачек*400,0 =2000,0
бумага для флипчарта – 20 листов =1300,0
бумага цветная – 20 пачек * 70,0 = 1400,0
фломастеры для скетчинга 60 шт. * 2 набора * 510,0 =1020,0
маркеры цветные – 30 шт. * 100,0 = 3000,0
клей ПВА 85 гр. – 10 шт.* 50,5 = 500,0
скотч 48*36 – 5 шт. *50,0 = 250,0
ножницы - 10 шт. * 50,0 = 500,0
скакалки – 20 шт. * 150,0 = 3000,0
обручи – 10 *350,0 = 3500,0
сценические костюмы для праздников 5 шт. * 5000,0 = 25 000,0
Итого: 41 470,0 рублей

Кадровые: классные руководители 5-х классов, куратор вожатского движения.

Материально-технические: помещения школы, актовый зал, высокоскоростной Интернет, компьютеры, наушники, микрофоны, мультимедийные средства, аудиоаппаратура, флипчарт – 3 шт., знаки отличия (форма) для вожатых.

Коммуникационные: педагоги-ветераны школы и города, студенческие отряды УрГПУ, студенты педвузов и педколледжей – выпускники школы, городские СМИ, Управление образованием ГО/района.

Управленческие: заместитель директора по воспитательной работе, куратор вожатского движения, советник директора по воспитанию и взаимодействию с общественными организациями.

Период реализации воспитательной практики

Период: 1 сентября – 1 августа (ежегодно)
В приложении № 2 представлен план-график реализации воспитательной практики по Диаграмме Ганта

Ожидаемые результаты воспитательной практики

Настоящая воспитательная практика – это действующий инструмент формирования мотивации школьников к выбору профессии педагога. Уклад образовательной организации – это установившиеся правила совместно проживания школьных событий, который претерпевает изменения, развивается вместе с общешкольным коллективом.
Результат данной педагогической практики мы видим, во-первых, во взаимоотношения сотрудничества между старшими и младшими школьниками, между учителями и ребятами, во-вторых, в увеличении количества ребят-участников вожатского движения и их активности на уровне школы и города, во-третьих, в количестве выпускников школы, выбирающих педагогические профессиональные ОО для получения профессии педагога и желающих вернуться в качестве учителей; в-четвертых, в обновлении и пополнении педагогического коллектива школы нашими выпускниками, которые после педагогического ВУЗа или колледжа вернулись в школу в качестве учителей, и, наконец, в высоком уровне удовлетворенности учеников, учителей и родителей условиями организации жизнедеятельности школы, в желании созидать на благо коллектива.
Сегодня 38% педагогического коллектива – это выпускники нашей школы. Они успешные учителя, классные руководители, наставники «Большой перемены», участники Всероссийских конкурсов.
В течение 3-х последних лет в педагогические ВУЗы поступило 11 человек, в СПО 14 человек.
В 2022 году в нашу школу пришли работать 2 молодых специалиста - это выпускники школы 2017 года, прошедшие воспитательную практику в школьном вожатском движении. Ежегодно 71 - 83% выпускников педвузов и педколледжей, имеющих опыт вожатского движения в нашей школе, приходят в школы в качестве молодых специалистов.
В 2022 году уровень удовлетворенности организацией жизни в школе, в том числе вожатским движением составил среди учеников: высокий - 84%, средний – 13%, низкий – 3%, среди родителей: высокий – 75%, средний 20%, низкий – 5%, среди учителей: высокий – 91%, средний – 9%, низкий – 0%.
Наши вожатые – это наша сила, наше будущее, наш кадровый резерв.

  Описание воспитательной практики
В нашем понимании Школьный уклад – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности.
Мы называем это ДУХ ШКОЛЫ, который основан на особом уровне отношений доверия, ответственности, взаимоуважения, сотрудничества, совместном проживание школьных событий.
Уклад нашей школы создавался на основе принципов гуманно-личностной педагогики сотрудничества, преемственности традиций, взаимодействия, самостоятельности, доверия, взаимной ответственности.
Эти принципы в равной степени реализуются при взаимодействии учителей и учеников, старших и младших школьников, учеников и педагогов-ветеранов, учеников – учителей - родителей.
Вожатское движение – это сложившаяся система ценностей и активностей, в которой живут школьники с 1 по 11 класс.
«Вожатый – это звучит гордо» - это ежегодный проект для пятиклассников, организаторами и руководителями которого является школьный вожатский отряд «Пятерочка».
1 этап – сентябрь-октябрь - вхождение в деятельность, осуществляется в начале 5 класса, когда ученики приходят из начальной школы в 5 класс и становятся вожатыми для первоклассников своего первого учителя. Пятиклассники очень любят своего первого учителя и часто бегают в гости. Классному руководителю остается только предложить им подружиться с первоклассниками и стать для них вожатыми, подобрать формы взаимодействия. Пятиклассники охотно включаются в работу. На этом этапе взаимодействие проходит в форме организации совместных игровых перемен, совместного участия в добровольческих акциях: сбор макулатуры, Книжкина больница, «Читаем книги вслух», в общешкольных делах: туристический слет, Посвящение в первоклассники, День здоровья. Таким образом, в каждом 5 классе формируется группа заинтересованные учеников, которые выбирают вожатскую деятельность как направление внеурочной деятельности. На этом этапе формируется интерес к общению с младшими, умение самостоятельно организовать себя и своих младших друзей, ответственность за результат общего дела.
2 этап – ноябрь-декабрь - знакомство с педагогическими традициями школы. 2 этап организуется опытными вожатыми 8-9 классов и направлен на взаимодействие школьников с педагогами-ветеранами.
На этом этапе пятиклассники, заинтересовавшиеся вожатской деятельностью, объединяются со старшими вожатыми в минигруппы по 5-6 человек и участвуют в разработке и проведении поэтического вечера или литературной гостиной и Мастер-класса для педагогов-ветеранов. Отличительной чертой этих форм взаимодействия является прямой контакт трех поколений педагогов: вожатые – учителя – ветераны. Поэтический вечер проходит в неформальной обстановке за чашкой чая. Участники читают стихи, слушают музыку и рассказывают истории из жизни нашей школы. Мастер-классы – это форма, когда вожатые на практике показывают педагогам-ветеранам простые, но интересные варианты изготовления чего-либо своими руками, например, декоративное сворачивание салфеток для украшения праздничного стола.
На 2 этапе дается старт школьному конкурсу «Вожатый-пятиклассник». Вожатые-пятиклассники получают маршрутные листы для фиксации баллов за участие в вожатских активностях. Настоящие баллы учитываются в условиях конкурса.
Вожатые-пятиклассники, являясь участниками различных вожатских дел, накапливают баллы в маршрутном листе, которые дают им право участвовать в школьном конкурсе «Вожатый-пятиклассник» в конце учебного года. Кроме того, они получают небольшие домашние задания в виде написания отзыва о своем участии и рассказа первоклассникам о том событии, в котором они поучаствовали. Отзывы публикуются в новостных материалах школы на сайте и в школьном сообществе ВКонтакте.
3 этап - январь-февраль - проведение педагогических практик, организуется педагогами-кураторами вожатского движения.
На этом этапе организуются: 1. Весенняя смена в школьном лагере «Радуга», когда вожатые «работают» с отрядами. 2. Добровольческие акции Сбор макулатуры, «Малыш» (средства для детей-отказничков), Читаем книжки вслух, Книжкина больничка и др. 3. Игровые прогулки с воспитанниками дошкольных образовательных организаций.
4 этап – март-апрель-май - знакомство с педагогическими профессиями и образовательными организациями.
На 4 этапе организуются: 1. Дунь Ученика, когда старшеклассники сами проводят уроки, а пятиклассники наблюдают за ними как ученики и дают им оценку в виде отзыва. 2. Конкурс «Вожатый-пятиклассник». 3. Пресс-конференции с выпускниками школы – студентами педагогических профессиональных ОО. 4. Теле-мост с выпускниками школы – студентами педагогических профессиональных ОО с представлением своей ОО (видеоэкскурсия).
5 этап – июль - Летняя смена в школьном лагере «Радуга». Пятиклассники, увлеченные вожатской деятельностью, «работают» с малышами как вожатые.
Последовательно проживая 5 этапов в атмосфере сотрудничества, доверия и взаимоуважения, у пятиклассников формируется понимание значимости педагогического труда, уважение к учителю и школе, желание заниматься вожатской деятельностью, что является первым шагом - «рождения» УЧИТЕЛЯ.