Аннотация воспитательной практики |
Воспитательная практика раскрывает особенности влияния уклада образовательной организации на формирование мотивации школьников к выбору педагогических профессий через личное участие детей в работе школьного вожатского движения, передачу педагогических традиций от педагогов-ветеранов к вожатым и молодым учителям. |
Ключевые слова воспитательной практики |
Уклад образовательной организации, дух школы, вожатский отряд, вожатское движение, вожатый, педагогические традиции |
Актуальность внедрения воспитательной практики |
На протяжении десятилетий в школах РФ остро стоит вопрос нехватки учителей и старения педагогических кадров. |
Цель и задачи воспитательной практики |
Цель: формировать мотивацию школьников к выбору профессии педагога на основе личностного погружения в деятельность вожатского движения и работу школьного вожатского отряда. Задачи:
|
Целевая аудитория воспитательной практики |
90 учеников общеобразовательной школы (МАОУ СОШ № 5) 11-12 лет, имеющих желание взаимодействовать с младшими школьниками и пробовать себя в роли вожатого |
Краткий анализ воспитательной практики |
Представлен в приложении № 1 Паспорта воспитательной практики |
Технологии и методы реализации воспитательной практики |
Игровые перемены. Добровольческие акции: Праздник. Литературная гостиная, поэтический вечер с участием педагогов-ветеранов. Мастер-класс для педагогов-ветеранов. Смена в школьном лагере. Круглый стол/пресс-конференция со студентами педвезов/педколледжей – выпускниками школы. Телемост со студентами педвузов/педколледжей – выпускников школы. День Ученика. Конкурс «Вожатый года», «Вожатый-пятиклассник». |
Ресурсы, необходимые для реализации воспитательной практики |
Финансовые: Кадровые: классные руководители 5-х классов, куратор вожатского движения. Материально-технические: помещения школы, актовый зал, высокоскоростной Интернет, компьютеры, наушники, микрофоны, мультимедийные средства, аудиоаппаратура, флипчарт – 3 шт., знаки отличия (форма) для вожатых. Коммуникационные: педагоги-ветераны школы и города, студенческие отряды УрГПУ, студенты педвузов и педколледжей – выпускники школы, городские СМИ, Управление образованием ГО/района. Управленческие: заместитель директора по воспитательной работе, куратор вожатского движения, советник директора по воспитанию и взаимодействию с общественными организациями. |
Период реализации воспитательной практики |
Период: 1 сентября – 1 августа (ежегодно) |
Ожидаемые результаты воспитательной практики |
Настоящая воспитательная практика – это действующий инструмент формирования мотивации школьников к выбору профессии педагога. Уклад образовательной организации – это установившиеся правила совместно проживания школьных событий, который претерпевает изменения, развивается вместе с общешкольным коллективом. |
| Описание воспитательной практики В нашем понимании Школьный уклад – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности. Мы называем это ДУХ ШКОЛЫ, который основан на особом уровне отношений доверия, ответственности, взаимоуважения, сотрудничества, совместном проживание школьных событий. Уклад нашей школы создавался на основе принципов гуманно-личностной педагогики сотрудничества, преемственности традиций, взаимодействия, самостоятельности, доверия, взаимной ответственности. Эти принципы в равной степени реализуются при взаимодействии учителей и учеников, старших и младших школьников, учеников и педагогов-ветеранов, учеников – учителей - родителей. Вожатское движение – это сложившаяся система ценностей и активностей, в которой живут школьники с 1 по 11 класс. «Вожатый – это звучит гордо» - это ежегодный проект для пятиклассников, организаторами и руководителями которого является школьный вожатский отряд «Пятерочка». 1 этап – сентябрь-октябрь - вхождение в деятельность, осуществляется в начале 5 класса, когда ученики приходят из начальной школы в 5 класс и становятся вожатыми для первоклассников своего первого учителя. Пятиклассники очень любят своего первого учителя и часто бегают в гости. Классному руководителю остается только предложить им подружиться с первоклассниками и стать для них вожатыми, подобрать формы взаимодействия. Пятиклассники охотно включаются в работу. На этом этапе взаимодействие проходит в форме организации совместных игровых перемен, совместного участия в добровольческих акциях: сбор макулатуры, Книжкина больница, «Читаем книги вслух», в общешкольных делах: туристический слет, Посвящение в первоклассники, День здоровья. Таким образом, в каждом 5 классе формируется группа заинтересованные учеников, которые выбирают вожатскую деятельность как направление внеурочной деятельности. На этом этапе формируется интерес к общению с младшими, умение самостоятельно организовать себя и своих младших друзей, ответственность за результат общего дела. 2 этап – ноябрь-декабрь - знакомство с педагогическими традициями школы. 2 этап организуется опытными вожатыми 8-9 классов и направлен на взаимодействие школьников с педагогами-ветеранами. На этом этапе пятиклассники, заинтересовавшиеся вожатской деятельностью, объединяются со старшими вожатыми в минигруппы по 5-6 человек и участвуют в разработке и проведении поэтического вечера или литературной гостиной и Мастер-класса для педагогов-ветеранов. Отличительной чертой этих форм взаимодействия является прямой контакт трех поколений педагогов: вожатые – учителя – ветераны. Поэтический вечер проходит в неформальной обстановке за чашкой чая. Участники читают стихи, слушают музыку и рассказывают истории из жизни нашей школы. Мастер-классы – это форма, когда вожатые на практике показывают педагогам-ветеранам простые, но интересные варианты изготовления чего-либо своими руками, например, декоративное сворачивание салфеток для украшения праздничного стола. На 2 этапе дается старт школьному конкурсу «Вожатый-пятиклассник». Вожатые-пятиклассники получают маршрутные листы для фиксации баллов за участие в вожатских активностях. Настоящие баллы учитываются в условиях конкурса. Вожатые-пятиклассники, являясь участниками различных вожатских дел, накапливают баллы в маршрутном листе, которые дают им право участвовать в школьном конкурсе «Вожатый-пятиклассник» в конце учебного года. Кроме того, они получают небольшие домашние задания в виде написания отзыва о своем участии и рассказа первоклассникам о том событии, в котором они поучаствовали. Отзывы публикуются в новостных материалах школы на сайте и в школьном сообществе ВКонтакте. 3 этап - январь-февраль - проведение педагогических практик, организуется педагогами-кураторами вожатского движения. На этом этапе организуются: 1. Весенняя смена в школьном лагере «Радуга», когда вожатые «работают» с отрядами. 2. Добровольческие акции Сбор макулатуры, «Малыш» (средства для детей-отказничков), Читаем книжки вслух, Книжкина больничка и др. 3. Игровые прогулки с воспитанниками дошкольных образовательных организаций. 4 этап – март-апрель-май - знакомство с педагогическими профессиями и образовательными организациями. На 4 этапе организуются: 1. Дунь Ученика, когда старшеклассники сами проводят уроки, а пятиклассники наблюдают за ними как ученики и дают им оценку в виде отзыва. 2. Конкурс «Вожатый-пятиклассник». 3. Пресс-конференции с выпускниками школы – студентами педагогических профессиональных ОО. 4. Теле-мост с выпускниками школы – студентами педагогических профессиональных ОО с представлением своей ОО (видеоэкскурсия). 5 этап – июль - Летняя смена в школьном лагере «Радуга». Пятиклассники, увлеченные вожатской деятельностью, «работают» с малышами как вожатые. Последовательно проживая 5 этапов в атмосфере сотрудничества, доверия и взаимоуважения, у пятиклассников формируется понимание значимости педагогического труда, уважение к учителю и школе, желание заниматься вожатской деятельностью, что является первым шагом - «рождения» УЧИТЕЛЯ. |
Паспорт воспитательной практики «Вожатый – это звучит гордо», практика погружения пятиклассников в вожатское движение
- Никитина Лариса Владимировна, учитель французского языка, заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Классное руководство, Патриотическое воспитание, Дополнительное образование
Класс: 5