Детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
В.А.Сухомлинский
Нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Стандарт дошкольного образования требует от педагога объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества. (ФГОС ДО глава 1, пункт 1.6)
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей Родины.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников включает целый комплекс задач, сегодня я хочу остановиться на изобразительной деятельности, как одном из средств формирования основ патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста.
Планирование работы по изобразительной деятельности условно можно разделить на пять разделов, которые включают в себя примерные темы занятий.
Примерное планирование работы по патриотическому воспитанию, по средствам изобразительной деятельности.
Первый раздел: «Природа моей Родины»
- Развивать целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие изображаемых предметов, явлений, знакомить с эстетическими качествами и характерными особенностями отдельных объектов природного окружения: овощей, фруктов, ягод, грибов, цветов, деревьев.
- Познакомить с жанрами живописи – натюрмортом, пейзажем, средствами выразительности.
- Развивать у детей эстетическое восприятие, образное видение, эмоциональную отзывчивость.
- Обогащать представление детей о красоте природы с помощью литературы, музыки, танца, изображения.
- Продолжать развивать творческие способности детей, закрепляя навыки и умения создавать выразительные образы в рисунках, используя полученные знания, чувства и переживания и личный опыт общения с природой.
- Прививать любовь к родной земле. Подводить к выводу, что человек – часть природы.
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ
| Старшая группа | Подготовительная группа |
1. Знакомство с искусством – натюрморт. |
1. Каждой былинке брат. |
Второй раздел: «Древняя Русь»
- Пробудить интерес детей к истории и культуре древней Руси. Обогащать их знаниями об исторических событиях и конкретных личностях.
- Познакомить с жилищем русского человека (избой, теремом), предметами быта, одеждой, занятиями наших предков, обычаями.
- Дать представления о народных праздниках: Новый Год, Рождество, Масленица, Пасха.
- Познакомить с древнерусскими памятниками зодчества – соборы, древние города.
- Воспитывать уважение и гордость за русских мастеров, создавших памятники культуры, которыми восхищается весь мир.
- Учить изображать старинные русские постройки: терема, дворцы, соборы, русские избы, кремли, передавать характерные особенности их внешнего вида, старинные архитектурные детали.
- Учить изображать людей в старинной русской одежде.
- Учить композиционным умениям построения сюжетных рисунков.
- Воспитывать уважение к прошлому своего народа и духовным ценностям, желание познать и возродить лучшие традиции русского народа.
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ
Старшая группа |
Подготовительная группа |
1. Ознакомление с русским народным костюмом – «Роспись кокошника». |
1. Соборы – музеи под открытым небом. |
Третий раздел: «Мой родной дом»
- Расширять представления детей о Родине на основе ознакомления с ближайшим окружением (дом, двор, улица, детский сад, город).
- Закрепить представления детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи, пополнять знания детей о родных им людях, поощрять к рассказам о семейных событиях, традициях, праздниках, воспитывать любовь к близким.
- Учить в рисунках изображать здания разной архитектуры – жилые и общественные, строить композицию сюжетного рисунка, передавать пропорции и частичную загороженность предметов.
- Знакомить с особенностями городского транспорта, включать их изображения в сюжетные рисунки.
- Познакомить с жанром живописи – портрет, средствами выразительности.
- Воспитывать у детей доброе, внимательное уважительное отношение к старшим, стремление помогать им.
- Воспитывать у детей любовь к родному городу, дому, в котором живут, детскому саду, краю, близким людям, отражать это в своих рисунках, доставлять радость, удовольствие окружающим и себе.
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ
| Старшая группа | Подготовительная группа |
1. Машины на нашей улице. |
1. История моей семьи. |
Четвертый раздел: «Моя Родина – Россия»
- Формировать понятие родины как места, где человек родился (город, село) и страны, где он живет. Познакомить с государственными символами страны.
- Знакомить с историческим прошлым и великими подвигами солдат и военачальников. Дать понятие патриотизм, героизм.
- Формировать у детей патриотические чувства, основанные на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы.
- Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений. Вызвать стремление быть мужественными и сильными, гордиться своей страной.
- Дать знания о Москве – столице России.
- Развивать познавательный интерес к людям, прославившим родину в разных областях: в космосе, спорте, культуре, производстве, испытывать чувство гордости, что мы – россияне.
- Учить детей выражать свое положительное отношение к миру, к дружбе, доброе отношение ко всему живому через изобразительную деятельность – рисунки.
- Способствовать проявлению творчества, фантазии, самостоятельности в творческом процессе.
- Воспитывать любовь и уважение к многонациональному народу нашей Родины.
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ
| Старшая группа | Подготовительная группа |
1. Солдат на посту. |
1. Мы любим спорт. |
Пятый раздел: «Искусство моей Родины»
- Развивать любознательность, эмоциональную отзывчивость к культурно-историческому наследию.
- Знакомить с жанрами устного народного творчества: пословицы и поговорки, потешки, загадки, сказки, песни, былины, воспитывать интерес к творчеству русского народа.
- Дать детям представления о декоративно-прикладном искусстве, его значении в жизни людей. Познакомить с видами народно-прикладного искусства: игрушки народных промыслов, хохломская, жостовская, городецкая, дымковская, гжельская росписи. Развивать творчество детей, стремление подражать народным мастерам, осваивая способы изображения разных элементов этих росписей и самостоятельно составлять композиции узоров.
- Развивать интерес у детей к пейзажной живописи, графике, к художественной литературе, способность сопереживать настроениям художественных произведений, желание любоваться ими, высказывать личные оценки и суждения, соотносить увиденное и услышанное с собственным настроением и опытом. Развивать творческие способности детей выполнять иллюстрации к книжкам-самоделкам, рисунки для украшения детского сада, оформления театральных и пригласительных билетов, поздравительных открыток.
- Подводить детей к пониманию того, что искусство отражает окружающий мир.
- Давать ориентацию в общечеловеческих ценностях через художественные образы, обращенные к чувствам и сердцу детей. Учить передавать свое отношение к произведениям народного искусства, изобразительной деятельности, литературным произведениям, музыке в рисунках.
- Воспитывать потребность защищать и сохранять в будущем культурные ценности.
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ
| Старшая группа | Подготовительная группа |
1. По стихотворению «Ели большие и маленькие. |
1. Знакомство с русской народной игрушкой – «Русская матрешка». |