Изобразительная деятельность как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Патриотическое воспитание

Класс: д/с

Ключевые слова: старшие дошкольники


Детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
В.А.Сухомлинский

Нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Стандарт дошкольного образования требует от педагога объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества. (ФГОС ДО глава 1, пункт 1.6)

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей Родины.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников включает целый комплекс задач, сегодня я хочу остановиться на изобразительной деятельности, как одном из средств формирования основ патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста.

Планирование работы по изобразительной деятельности условно можно разделить на пять разделов, которые включают в себя примерные темы занятий.

Примерное планирование работы по патриотическому воспитанию, по средствам изобразительной деятельности.

Первый раздел: «Природа моей Родины»

  1. Развивать целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие изображаемых предметов, явлений, знакомить с эстетическими качествами и характерными особенностями отдельных объектов природного окружения: овощей, фруктов, ягод, грибов, цветов, деревьев.
  2. Познакомить с жанрами живописи – натюрмортом, пейзажем, средствами выразительности.
  3. Развивать у детей эстетическое восприятие, образное видение, эмоциональную отзывчивость.
  4. Обогащать представление детей о красоте природы с помощью литературы, музыки, танца, изображения.
  5. Продолжать развивать творческие способности детей, закрепляя навыки и умения создавать выразительные образы в рисунках, используя полученные знания, чувства и переживания и личный опыт общения с природой.
  6. Прививать любовь к родной земле. Подводить к выводу, что человек – часть природы.

ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ

Старшая группа

Подготовительная группа

1. Знакомство с искусством – натюрморт.
2. Натюрморт «Осенний букет».
3. Что нам осень подарила.
4. «Ели большие и маленькие»
5. «Во поле береза стояла»
6. Дуб.
7. Знакомство с искусством – пейзаж.
8. «Листья сыплются дождем»
9. Птичий двор.
10. Братья наши меньшие.
11. Животные леса.
12. «Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна»
13. «Весна, весна. Души отрада»
14. Весенние цветы.
15. Радуга – дуга.

1. Каждой былинке брат.
2. Праздник урожая.
3. Леса нашей Родины.
4. Они нуждаются в моей помощи.
5. Натюрморт – «Ветка осенней рябины в вазе».
6. Знакомство с искусством – пейзаж.
7. «Лес, точно терем расписной»
8. Птицы улетают в теплые края.
9. Мой маленький друг.
10. Какие животные живут в лесу?
11. В чем красота зимы?
12. Какого цвета весна?
13. Букет нежных ландышей.

Второй раздел: «Древняя Русь»

  1. Пробудить интерес детей к истории и культуре древней Руси. Обогащать их знаниями об исторических событиях и конкретных личностях.
  2. Познакомить с жилищем русского человека (избой, теремом), предметами быта, одеждой, занятиями наших предков, обычаями.
  3. Дать представления о народных праздниках: Новый Год, Рождество, Масленица, Пасха.
  4. Познакомить с древнерусскими памятниками зодчества – соборы, древние города.
  5. Воспитывать уважение и гордость за русских мастеров, создавших памятники культуры, которыми восхищается весь мир.
  6. Учить изображать старинные русские постройки: терема, дворцы, соборы, русские избы, кремли, передавать характерные особенности их внешнего вида, старинные архитектурные детали.
  7. Учить изображать людей в старинной русской одежде.
  8. Учить композиционным умениям построения сюжетных рисунков.
  9. Воспитывать уважение к прошлому своего народа и духовным ценностям, желание познать и возродить лучшие традиции русского народа.

ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ

Старшая группа

Подготовительная группа

1. Ознакомление с русским народным костюмом – «Роспись кокошника».
2. Русская изба.
3. Соборы.
4. Древние русские города.
5. Маски для колядования.
6. Русская изба углами красна.
7. Изба красна не только углами, но и пирогами.
8. Декоративное: «Роспись пасхальных яиц».
9. Защитники земли русской.

1. Соборы – музеи под открытым небом.
2. Русская деревня.
3. Знакомство с искусством – русский народный костюм «Роспись сарафана».
4. Народные праздники «Рождественская елка»
5. Образ доброго богатыря - защитника земли русской.
6. Русские красавицы.
7. Образ древних русских городов – Московский Кремль.
8. Народные праздники «Масленица».
9. Декоративное: «О чем рассказывают украшения».
10. Герои моей Родины.
11. В русской горнице.

Третий раздел: «Мой родной дом»

  1. Расширять представления детей о Родине на основе ознакомления с ближайшим окружением (дом, двор, улица, детский сад, город).
  2. Закрепить представления детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи, пополнять знания детей о родных им людях, поощрять к рассказам о семейных событиях, традициях, праздниках, воспитывать любовь к близким.
  3. Учить в рисунках изображать здания разной архитектуры – жилые и общественные, строить композицию сюжетного рисунка, передавать пропорции и частичную загороженность предметов.
  4. Знакомить с особенностями городского транспорта, включать их изображения в сюжетные рисунки.
  5. Познакомить с жанром живописи – портрет, средствами выразительности.
  6. Воспитывать у детей доброе, внимательное уважительное отношение к старшим, стремление помогать им.
  7. Воспитывать у детей любовь к родному городу, дому, в котором живут, детскому саду, краю, близким людям, отражать это в своих рисунках, доставлять радость, удовольствие окружающим и себе.

ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ

Старшая группа

Подготовительная группа

1. Машины на нашей улице.
2. Мой любимый город.
3. Человек – это звучит гордо.
4. Я и моя семья.
5. Самые красивые цветы – маме.
6. Знакомство с искусством – портрет «Портрет друга».

1. История моей семьи.
2. Мой любимый детский сад.
3. Я шагаю по городу родному.
4. Кем ты хочешь быть?
5. Портрет моей мамы.
6. Край родной и любимый.

Четвертый раздел: «Моя Родина – Россия»

  1. Формировать понятие родины как места, где человек родился (город, село) и страны, где он живет. Познакомить с государственными символами страны.
  2. Знакомить с историческим прошлым и великими подвигами солдат и военачальников. Дать понятие патриотизм, героизм.
  3. Формировать у детей патриотические чувства, основанные на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы.
  4. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений. Вызвать стремление быть мужественными и сильными, гордиться своей страной.
  5. Дать знания о Москве – столице России.
  6. Развивать познавательный интерес к людям, прославившим родину в разных областях: в космосе, спорте, культуре, производстве, испытывать чувство гордости, что мы – россияне.
  7. Учить детей выражать свое положительное отношение к миру, к дружбе, доброе отношение ко всему живому через изобразительную деятельность – рисунки.
  8. Способствовать проявлению творчества, фантазии, самостоятельности в творческом процессе.
  9. Воспитывать любовь и уважение к многонациональному народу нашей Родины.

ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ

Старшая группа

Подготовительная группа

1. Солдат на посту.
2. Ракеты, спутники, планеты.
3. Космос.
4. Салют над городом.

1. Мы любим спорт.
2. История корабля.
3. Наша армия родная.
4. Цирк.
5. Я путешествую по стране.
6. Космическая техника.
7. Космос.
8. Москва – столица нашей Родины.
9. Герои моей Родины.
10. День Победы.
11. С чего начинается Родина.

Пятый раздел: «Искусство моей Родины»

  1. Развивать любознательность, эмоциональную отзывчивость к культурно-историческому наследию.
  2. Знакомить с жанрами устного народного творчества: пословицы и поговорки, потешки, загадки, сказки, песни, былины, воспитывать интерес к творчеству русского народа.
  3. Дать детям представления о декоративно-прикладном искусстве, его значении в жизни людей. Познакомить с видами народно-прикладного искусства: игрушки народных промыслов, хохломская, жостовская, городецкая, дымковская, гжельская росписи. Развивать творчество детей, стремление подражать народным мастерам, осваивая способы изображения разных элементов этих росписей и самостоятельно составлять композиции узоров.
  4. Развивать интерес у детей к пейзажной живописи, графике, к художественной литературе, способность сопереживать настроениям художественных произведений, желание любоваться ими, высказывать личные оценки и суждения, соотносить увиденное и услышанное с собственным настроением и опытом. Развивать творческие способности детей выполнять иллюстрации к книжкам-самоделкам, рисунки для украшения детского сада, оформления театральных и пригласительных билетов, поздравительных открыток.
  5. Подводить детей к пониманию того, что искусство отражает окружающий мир.
  6. Давать ориентацию в общечеловеческих ценностях через художественные образы, обращенные к чувствам и сердцу детей. Учить передавать свое отношение к произведениям народного искусства, изобразительной деятельности, литературным произведениям, музыке в рисунках.
  7. Воспитывать потребность защищать и сохранять в будущем культурные ценности.

ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ

Старшая группа

Подготовительная группа

1. По стихотворению «Ели большие и маленькие.
2. «Во поле береза стояла»
3. Дуб.
4. Знакомство с искусством – гжель.
5. Знакомство с искусством – пейзаж.
6. Декоративное: «Узор на вазе» по мотивам гжельской росписи.
7. Братья наши меньшие (Е.Чарушин).
8. Сказочная птица.
9. По сказке «Гуси-лебеди».
10. Декоративное: роспись дымковской куклы.
11. Знакомство с искусством – графика.
12. «Сказочный дом»
13. Декоративное: «Ковер-самолет» (по мотивам русского народного искусства).
14. Снегурочка на праздник к нам пришла.
15. Моя любимая русская сказка.
16. По сказке А.С.Пушкина «Золотая рыбка».
17. Знакомство с искусством – портрет.
18. «Дед Мазай и зайцы»
19. По стихотворению С.Я.Маршака «Детки в клетке».
20. «Добрый доктор Айболит»

1. Знакомство с русской народной игрушкой – «Русская матрешка».
2. Знакомство с искусством – графика.
3. По сказке «Муха-Цокотуха».
4. Сказочная птица.
5. Знакомство с искусством – хохломская роспись.
6. Декоративное: «Узор на миске».
7. Знакомство с искусством – городецкая роспись.
8. «Композиция с цветами и птицами по мотивам Городецкой росписи.
9. По сказкам А.С.Пушкина.
10. Знакомство с искусством – портрет.
11. Знакомство с искусством – жостовская роспись.
12. Декоративное: «Букет цветов» по жостовским мотивам.
13. По мотивам русских народных сказок.
14. Декоративное: «Сказочная гжель».