Взаимодействие школы, семьи и общественных организаций как условие патриотического воспитания школьников

Разделы: Внеклассная работа, Патриотическое воспитание

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: взаимодействие педагога и семьи, взаимодействие семьи и школы


Современные системные изменения в России требуют корректировок в процессе патриотического воспитания молодого поколения. Формирование полноценного гражданского общества остается актуальным вопросом, главным аспектов которого формирование и развитие патриотически ориентированной личности. Такая личность активно участвует в жизни страны, обладает набором ценностей, которые являются жизненно важными, и готова безвозмездно служить обществу.

Семья играет значительную роль в формировании патриотизма у подрастающего поколения. Важно, какие ценности она передает, и насколько успешно она сотрудничает со школой в этом процессе. ФГОС начального общего образования идентифицирует семью как важный социальный институт воспитания, а патриотизм - как фундаментальный элемент гражданского развития личности.

В современном обществе, которое подвержено тенденции цифровизации и глобализации, снижается значимость духовных и нравственных ценностей, что обуславливает необходимость патриотического воспитания во взаимодействии образовательного учреждения, семьи и общественных организаций.

 Принятие основополагающих документов, в частности «Концепции патриотического воспитания», Федеральных программы Российской Федерации по патриотическому воспитанию граждан, целевых региональных программ усиливает потребность в методологическом, научно-теоретическом осмыслении данного процесса, выявлении условий эффективного воспитания патриотизма у подрастающего поколения с детских лет [3].

Несмотря на то, что проведено множество исследований в области патриотического воспитания школьников (труды Г.Х.Валеевой, М.Ф.Виноградовой, З.З.Гасановой, Р.И.Жуковской и др.), нет структурированной системы данного направления, содержащего цели и задачи, а также условия, при которых они будут реализованы во взаимодействии учебного учреждения, семьи и общественных организаций.

Педагогические исследования и практический педагогический опыт в школьной среде подтверждают актуальность военно-патриотического воспитания в современной начальной школе. Существует общественный запрос на формирование активной гражданской позиции и усвоение основных принципов и норм государственной системы среди школьников. В связи с этим в начальной школе особое внимание уделяется следующим аспектам воспитания:

  • подвиги людей, проявивших героизм в защите Родины во время Великой Отечественной войны и в локальных конфликтах на территории современной России;
  • традиции военного дела;
  • история и задачи Вооруженных Сил России и т.п.

Основными социальными институтами, которые оказывают непосредственное влияние на формирование гражданской позиции подрастающего поколения, являются его ближайшее социальное окружение – семейная система и образовательная среда. В научном педагогическом поле представлены различные концепции, которые указывают и подтверждают воспитательную ценность каждого из социальных институтов для младших школьников. Так, А.С.Макаренко утверждал, что образовательное учреждение влияет на то, каким образом происходит процесс воспитания ребенка в его семье. Соответственно, главенствующую роль он причислял именно школьной среде. Свою позицию педагог объяснял тем, что многие семьи в нынешнем обществе не обладают развитой культурой и педагогическими навыками, которые позволят им содействовать формированию и становлению полноценной личности ребенка.

В свою очередь, исследователь А.Г.Асмолов высказывал мнение о том, что первое и самое важное социальное окружение ребенка – это его семейная система. Именно она формирует сознание ребенка, является фундаментом его первичной социализации. Кроме того, семья оказывает влияние на приобретение ребенком личностных качеств: способность оценивать себя и свои действия, самоорганизация, ответственность, навыки коммуникации и т.п. Посредством семейной системы происходит синтез социальных и онтологических категорий личности, что предопределяет социализацию человека и его индивидуальное становление. Семья является первым и главным социальным институтом, который выступает предиктором стабильности общества и который организовывает личностное и духовное развитие человека. Становление гражданской патриотической позиции младшего школьника во многом зависит от взаимодействия семьи и образовательного учреждения [1].

Организация сотрудничества между семьей и школой в рамках патриотического воспитания младших школьников подразумевает комплексную работу по выбору и распределению компонентов этого процесса, а также установлению взаимосвязей между ними. Предполагается грамотный выбор форм и методов взаимодействия между школой и семьей, создание эффективных каналов коммуникации и обратной связи, а также совместное решение различных важных задач, направленных на патриотическое воспитание детей.

Становление личности с гражданской позицией, чувством долга перед обществом и ответственностью за решения и деятельность является важной задачей сотрудничества семьи и школы.

Теоретический анализ данной проблематики предполагает определение направленности сотрудничества и задач образовательного учреждения и семейной системы [4]:

  • контакт с семьей младшего школьника;
  • анализ воздействия семейного микросоциума на становление личности младшего школьника;
  • организация воспитательной и образовательной функций в процессе совместной деятельности;
  • выявление характерных особенностей младшего школьника;
  • оказание содействия семье в воспитании школьника;
  • организация педагогического и психологического просвещения челнов семьи школьника;
  • коррекционная работа в области взаимоотношений родителей и младшего школьника.

Для достижения этих целей и осуществления указанных направлений используются следующие методы [5]:

  • Разрешение педагогических и психологических проблем семьи в воспитании младшего школьника.
  • Привлечение родителей к уточнению перспектив развития ребенка и реализации разработанной программы по его достижению.
  • Коррекционная работа в отношении имеющихся у ребенка трудностей  и проблем в воспитании и обучении.
  • Поощрение, поддержка и публичное признание успехов родителей в воспитании и поддержке своих детей.

Большим воспитательным потенциалом обладает сотрудничество начальной школы с общественными организациями. Являясь разновидностью некоммерческих организаций, они создаются для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты их прав, законных интересов, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также для иных, в том числе, воспитательных целей.

Так, взаимодействие с общественными организациями патриотической ориентации популяризирует активную гражданскую позицию посредством секций и кружков соответствующей направленности, которые могут посещать младшие школьники, тем самым проходя путь социализации и личностного становления в обществе.

Таким образом, взаимодействие школы, семьи и общественных организаций становится основополагающим в процессе патриотического воспитания личности младшего школьника. Требуется участие всех сторон педагогического и воспитательного процессов, чтобы формировать у детей гражданскую идентичность, чувство долга, любовь к Родине и уважение к национальным ценностям и традициям. Педагоги, родители и общественные организации сотрудничают с целью формирования благоприятной среды для развития морально-этических и духовных качеств личности учащихся начальной школы.

Список литературы

  1. Асмолов, А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: На пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества [Текст] / А.Г.Асмолов // Вопросы образования. – 2008. – №1. – С.65–85.
  2. Булуева Ш.И. Взаимодействие семьи и школы как условие нравственного воспитания школьников / Ш.И.Булуева, Р.Я.Юсупова, Х.М.Балаева. – DOI 10.24411/1991-5497-2020-00198 // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 2 (81). – С. 43-45. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка.
  3. Зарединова Э.Р. Формирование духовно-нравственной культуры младших школьников в процессе взаимодействия семьи и школы // Крымские диалоги: культура, искусство, образование. – 2022. – № 8 (16). – С. 105-110.
  4. Калинина Л.В., Аверченко А.В. Социальная проба как средство формирования гражданской идентичности младших школьников // АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1.[Текст]/Калинина Л.В., Аверченко А.В.
  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / под ред. А.М.Кондакова, А.Я.Данилюк, В.А.Тишкова. М.: Просвещение, 2015. 24 с. (Стандарты второго поколения). [Текст]/. М.Кондакова, А.Я.Данилюк, В.А.Тишкова. М.
  6. Прибыльнова П.А. Патриотическое воспитание учащихся на основе взаимодействия школы, семьи и общественных организаций // Скиф. 2023. №10 (86).
  7. Сафонова Т.В., Волкова О.В. Патриотическое воспитание младших школьников в условиях взаимодействия школы и семьи // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2012. №2.