Маевская Ольга Станиславовна

Найдено публикаций: 33
Знакомство с Серебряным веком русской поэзии
Статья содержит информацию, которая позволит познакомить учащихся 11-х классов с происхождением выражения "Серебряный век", понятиями "декадентство" и "модернизм", с основными модернистскими направлениями в поэзии начала XX века: символизмом, акмеизмом, футуризмом, имажинизмом. В качестве закрепления полученных знаний учащимся предлагается ряд заданий, которые помогут выявить, в какой степени усвоен материал урока: определить принадлежность того или иного стихотворения к одному из направлений; определить по фрагменту статьи, о каком направлении идет речь.
Читать дальше
Путешествие в Пушкиниану. Викторина по стихам А.С.Пушкина и роману «Дубровский» для пятиклассников
В статье содержатся задания для учащихся 5-х классов по входящим в программу по литературе стихам А.С.Пушкина и его роману «Дубровский». Нетрадиционные задания для пятиклассников связаны с материалом, который изучается на уроках русского языка и литературы (изобразительно-выразительные средства языка, размеры и способы рифмовки, орфография и пунктуация, орфоэпические нормы, расположение слов по алфавиту), что позволяет проверить знания учащихся по этим предметам. Также предлагается простая и быстрая система подсчета баллов за данные ответы.
Читать дальше
Рассказ К.Паустовского «Колотый сахар» в школьном изучении
В статье автор раскрывает один из способов анализа рассказа исходя из его рамочной композиции, создающей лирическое настроение и поэтическую атмосферу: полутона, оттенки, зыбкость, прозрачность. Анализ текста предполагает медленное вдумчивое чтение, внимание к каждому слову и детали, тщательную исследовательскую работу с художественным текстом, что помогает ученикам получить полное и разностороннее представление о персонажах рассказа, сформулировать его идею. Также одним из приемов анализа является соотнесение его содержания с притчей о сеятеле. В заключение доклада приведены отзывы учеников о творчестве К.Г.Паустовского.
Читать дальше
«Пушкин отомщенный»: литературное путешествие. (Как можно провести урок по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта»)
В статье предлагается нетрадиционный способ проведения урока по стихотворению М.Лермонтова «Смерть поэта». Гибель Пушкина – одно из самых трагических событий в русской истории и культуры, и обойти вниманием его на уроках литературы невозможно. Но «Смерть поэта» далеко не единственное произведение, посвященное этой трагедии, так возникла идея урока, на котором наряду с лермонтовским прозвучали бы стихи Э.Багрицкого и Е.Евтушенко. Тем самым стихотворение «Смерть поэта» Лермонтова будет вписано в контекст русской литературы XX века.
Читать дальше
От Учителя к училке (рецензия на фильм)
В рецензии анализируется содержание фильма «Училка» в сопоставлении с фильмом С. Ростоцкого «Доживем до понедельника». Основанием для сравнения является очевидное совпадение сюжетных линий. В ходе анализа делается вывод о том, что, несмотря на сюжетное сходство, различия между фильмами гораздо более существенны, как между настоящим искусством и дешёвой подделкой, настоящей жизнью и её имитацией. Причины заключаются в следующем. Во-первых, у авторов не было ясного понимания, что они хотят сказать зрителю и для чего делают фильм, во-вторых, авторы явно стремились сделать фильм по лекалам американского кинематографа, в-третьих, их представление о современной школе далеко от истины.
Читать дальше
Зачем нужен Гамлет русским поэтам второй половины XX века
На уроке литературы в старших классах на примере стихотворений второй половины XX века ученикам предстоит ответить на вопрос, чем объясняется такой интерес русских авторов к этому образу. Учащимся предложены для анализа стихи Д.Самойлова, И.Бродского, И.Волгина. В ходе групповой работы по подготовленным учителем вопросам учащиеся придут к выводам, что с помощью главного героя пьесы авторы пытаются дать свой ответ на вопрос, как нужно бороться со злом.
Читать дальше
Викторина по стихам Аполлона Майкова
Игра по творчеству А.Майкова построена по принципу викторины и предназначена для учеников 6–7-х классов. Для того чтобы ответить на вопросы викторины, учащиеся должны быть знакомы с творчеством поэта, хорошо знать содержание указанных стихотворений, обладать определёнными познаниями в области стихосложения и теории литературы (знать стихотворные размеры, способы рифмовки, изобразительно-выразительные средства).
Читать дальше
Викторина "Своя игра" по поэзии С.Есенина "Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий?". 7–8-е классы
Игра по биографии и творчеству С.Есенина построена по принципу викторины и предназначена для учеников 7–8-х классов. Для того чтобы ответить на вопросы викторины, дети должны быть знакомы с биографией поэта, хорошо знать содержание его стихотворений (список стихов указан в статье), входящих в школьную программу, обладать определёнными познаниями в области стихосложения и теории литературы.
Читать дальше
Викторина по биографии и творчеству М.Ю. Лермонтова "Своя игра". 6-й класс
Игра по биографии и творчеству М.Ю. Лермонтова построена по принципу викторины и предназначена для учеников 6-го классов. Для того чтобы ответить на вопросы викторины, дети должны быть знакомы с биографией поэта, знать содержание нескольких его стихотворений, входящих в программу 6-го класса, обладать минимальными познаниями в области стихосложения и теории литературы.
Читать дальше
Литературно-историческая игра для старшеклассников "За семью печатями" (по биографии и творчеству В.Маяковского) "Слушайте, товарищи потомки!"
В игре, отвечая последовательно на семь вопросов, связанных с жизнью и творчеством известного поэта, игроки разгадывают его имя. За каждый правильный ответ команда получает печать, и право назвать имя героя предоставляется той команде, у которой окажется больше всего печатей. Кроме знаний истории и теории литературы, игрокам придется проявить свое знание истории и географии нашей страны, продемонстрировать общую культуру и начитанность.
Читать дальше
"О Родина святая". Молитвы родной природы в русской лирике. 6-й класс
В основе урока – подробный анализ нескольких стихотворений русских поэтов XIX века для ответа на вопрос: как изображали русскую природу и выражали своё отношение к ней русские поэты XIX века? Важнейший этап урока – сопоставление этих стихотворений по заранее выбранным критериям. В конце занятия учащиеся должны определить, что общего во всех стихотворениях о родной природе, прозвучавших на уроке.
Читать дальше
Повествование делового стиля
На уроке предусмотрены фронтальная, парная и групповая формы деятельности, запланирована работа по составлению учащимися собственных инструкций и овладению навыками их написания. Урок позволит также закрепить знания детьми особенностей официально-делового стиля речи.
Читать дальше
Автор и его герой (по 1-й главе романа в стихах "Евгений Онегин" А.С. Пушкина)
В основе урока – подробный анализ текста 1-й главы романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Цель анализа – расширить представление учащихся о главном герое романа, определить причины потери его интереса к жизни. Важнейшим этапом урока является сопоставление героя романа с автором, позволяющее дать ответ на вопрос, почему попытки героя бороться с хандрой окончились неудачей.
Читать дальше
Школа рекламиста. Урок риторики в 11-м классе
В ходе урока осуществляется освоение способа создания рекламы книги и применения полученных знаний при самостоятельном составлении рекламы одного из произведений А.С. Пушкина.
Читать дальше
Урок-спектакль по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" по теме "Пьеса как художественное произведение и ее сценическое воплощение"
Своеобразие урока – во включённых в него элементах театрального представления: вход в кабинет по билетам, театральные программки с планом урока, антракт, фрагменты инсценировки на уроке. Такая форма позволяет закрепить понятие о художественных средствах драмы как самостоятельного рода литературы; выяснить отличия между пьесой и спектаклем; сформировать представление учеников о технологии драматического творчества. Важной составляющей частью урока является выяснение взглядов Гоголя на назначение театрального искусства.
Читать дальше
Урок риторики в 7-м классе по теме: "Вежливое возражение"
Обучающей целью урока является практическое использование изученной терминологии предмета риторики в новом контексте, повторение идейного содержания рассказа В.Распутина «Уроки французского», обобщение знаний по теме «Пунктуация» (роль знаков препинания в грамотной речи). Развивающая цель – освоение способа вежливого возражения.
Читать дальше
Конспект урока литературы в 5-м классе по теме: "Сравнение как изобразительное средство языка"
Цель этого урока - научить учащихся распознавать сравнение среди других изобразительно-выразительных средств языка, находить его в литературном произведении, понимать его функцию, использовать в собственной речи. Эта цель достигается на материале поэзии И.Никитина и произведений А.С. Пушкина: стихотворения «Осень» и поэмы «Руслан и Людмила».
Читать дальше
Урок риторики в 8-м классе по теме: "Личное официальное письмо"
Целью урока является изучение основных признаков личного официального письма, его структуры, этикетных частей и речевых формул. Наряду с активным использованием на уроке материала учебника, предусматривается также анализ некоторых эпизодов из произведений Н.В. Гоголя.
Читать дальше
Базаров и Одинцова. Испытание любовью (урок по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети")
Урок по роману Тургенева посвящён отношениям его главных героев – Евгения Базарова и Анны Одинцовой. Проводятся параллели с некоторыми эпизодами романа Л.Толстого «Война и мир» и персонажем пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума». Учащиеся делают вывод о причинах изменений, произошедших с Базаровым. С целью донести до учащихся идею романа в ход урока включено стихотворение латышского поэта XX века Яна Грота.
Читать дальше
Литературно-историческая игра для старшеклассников "За семью печатями" (по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети")
Данная игра построена по принципу популярной игры "За семью печатями", идущей на телеканале "Культура". Но, в отличие от телевизионной игры, в процессе нашей игры, отвечая последовательно на семь вопросов, связанных с жизнью и творчеством известного писателя, игроки разгадывают не его имя, а название литературного произведения данного автора.
Читать дальше
"Слушайте, товарищи потомки, агитатора, горлана-главаря" (ранняя лирика В. Маяковского)
На уроке, посвященном ранней лирике В. Маяковского, мы попробуем понять, что за поэт Владимир Маяковский, почему у одних его поэзия вызывает глухое раздражение и активное неприятие, у других - неиссякаемый со временем интерес и желание снова и снова перечитывать его стихи. В результате внимательного чтения и анализа стихов Маяковского мы увидим, что в творчестве поэта сохранились и продолжились традиции русской литературы, отразились темы и идеи, которые всегда были характерны для русских писателей и поэтов.
Читать дальше
Интегрированный урок литературы, русского языка и риторики в 7-м классе по теме "Тарас Бульба - выразитель взгядов и патриотических чувств запорожских казаков"
Данный урок рассчитан на учащихся 7-х классов, изучающих наряду с русским языком и литературой риторику по программе Т. Ладыженской. В 7-м классе на уроках русского языка (по программе М. Разумовской) ученики знакомятся с публицистическим стилем. Так возникла идея провести интегрированный урок риторики, русского языка и литературы по повести Гоголя, в центре которого анализ речи Тараса Бульбы о товариществе.
Читать дальше
Литературно-историческая игра для старшеклассников "За семью печатями" (по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник")
Литературно-историческая игра для старшеклассников «За семью печатями» по произведению Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» построена по принципу популярной игры «За семью печатями», идущей на телеканале «Культура». Но, в отличие от телевизионной игры, в процессе нашей игры, отвечая последовательно на семь вопросов, связанных с жизнью и творчеством известного писателя, игроки разгадывают не его имя, а название литературного произведения данного автора. Кроме знаний истории и теории литературы, игрокам придется проявить свое знание истории нашей страны и ее культуры.
Читать дальше
Лирика Н.А. Заболоцкого (8-й класс)
В статье описан один из уроков литературы в 8-м классе по программе Г.И. Беленького, посвященных творчеству Н.Заболоцкого. На уроке анализируются три стихотворения поэта, учащиеся должны ответить на вопрос: "Какой мир творил в своей душе Заболоцкий, какой, по его мнению, мир должны мы творить в своей душе?" В ходе урока ученики получают представление о жизни и характере поэта, важнейших чертах его внутреннего мира: неравнодушии к страданию ближних, невозможности примирения с подлостью, несправедливостью, нечестностью.
Читать дальше
Интегрированный урок литературы и музыки по рассказу К.Г. Паустовского "Старый повар". 6-й класс
Содержанием урока по литературе для 6-го класса является анализ текста рассказа К.Г. Паустовского, а одной из главных его целей – развитие представлений учащихся о литературе и музыке как о видах искусства, их своеобразии и взаимосвязи. Эта цель достигается внимательным чтением рассказа, включающим работу со словом, и использованием на уроке музыкальных произведений, требующих работы над звуком. В процессе урока учитель касается некоторых моментов биографии Моцарта, знакомит ребят с клавесином – неизвестным им музыкальным инструментом, обращается к другим знакомым им литературным произведениям (например, к сказке Андерсена «Соловей»), расширяет знания учащихся о творчестве Паустовского.
Читать дальше
Литературно-историческая игра: "За семью печатями". 9-й класс
Данная игра построена по принципу популярной игры «За семью печатями», идущей на телеканале «Культура». В процессе игры, отвечая последовательно на семь вопросов, связанных с жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры, игроки разгадывают его имя. Кроме знаний истории и теории литературы, игрокам придется проявить свое знание географии.
Читать дальше
Назначение поэзии и ее задачи в понимании А.А. Фета и Н.А. Некрасова
Данный урок знакомит учащихся со взглядами А.А. Фета и Н.А. Некрасова на поэзию, выявляет их противоположные позиции по поводу назначения поэзии, в результате чего десятиклассники получают представление о двух противоборствующих направлениях в русской лирике XIX века.
Читать дальше
Тема урока: "Сейте разумное, доброе, вечное!" (урок по рассказу В.Г. Распутина "Уроки французского" в 6-м классе)
Урок по литературе для 6-го класса. Именно в ходе этого урока раскрывается основная мысль рассказа, проявляется позиция автора, происходит дальнейшее освоение шестиклассниками нравственной проблематики произведения В.Г. Распутина, этических категорий «добро», «бескорыстие», «ответственность».
Читать дальше
Сценарий историко-литературного праздника "За семью печатями". 7-й класс
В процессе игры, отвечая последовательно на семь вопросов, связанных с жизнью и творчеством известного деятеля культуры и науки, игроки разгадывают его имя. За каждый правильный ответ команда игроков получает печать, и право назвать имя героя предоставляется той команде, у которой окажется больше всего печатей. В данной игре "загадано" имя великого русского ученого М. В. Ломоносова.
Читать дальше
Урок русского языка в 11-м классе по теме: "Тире между подлежащим и сказуемым" (на материале поэзии символистов)
В статье на материале стихотворений В.Брюсова "Юному поэту" и Д.Бедного "Мой стих" раскрываются причины постановки или отсутствия тире между подлежащим и сказуемым.
Читать дальше
Интегрированный урок риторики и русского языка в 6-м классе по теме "Употребление деепричастий в речи"
Как показывает практика, речевые ошибки, связанные с употреблением деепричастий, являются типичными, распространенными, искажающими смысл сказанного. Так как деловой стиль личного официального письма требует точности и насыщен деепричастиями, то особенно важно интегрировать эти важные темы на этапе завершения их изучения.
Читать дальше
Конспект урока литературы в 11-м классе по теме: "Поэзия Владимира Высоцкого"
В статье дана характеристика жанра авторской песни, раскрывается своеобразие песенного творчества В.Высоцкого, дан их биографический характер, политический подстекст.
Читать дальше
Сценарий историко-литературного праздника "За семью печатями". 8-й класс
В процессе игры, отвечая последовательно на семь вопросов, связанных с жизнью и творчеством известного деятеля культуры и науки, игроки разгадывают его имя. За каждый правильный ответ команда игроков получает печать, и право назвать имя героя предоставляется той команде, у которой окажется больше всего печатей. В данной литературно-исторической игре "загадано" имя замечательного американского писателя Марка Твена (в 2005 году мы отметили 170 лет со дня его рождения и 95 лет со дня его смерти).
Читать дальше