Конспект урока по теме "В гости к Зимушке-зиме"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: зима, окружающий мир, птицы зимой, животные зимой


Пояснительная записка

Предлагаю методическую разработку урока по окружающему миру. Содержание урока способствует реализации культурологического подхода к созданию картины окружающего мира в восприятии ребёнка, гармонично соединяя естественно-научные сведения и опыт гуманитарных наук. Замысел урока должен послужить содержательной основой для интеграции практической работы с теорией урока окружающего мира в начальной школе, явиться смысловым стержнем для построения целостного процесса обучения.

Тема урока чрезвычайно значима в жизни человека. Шаг за шагом внимание ребёнка системно переключается на разные сферы: наблюдение за природой и освоение естественно-научной картины природы; бережного отношения человека к природе. На уроке учащиеся знакомятся с жизнью природы на фоне сезонных изменений в зимний период года. Задания урока способствуют формированию знаний о природном многообразии, экологических связях. Внимание учителя постоянно сосредоточенно на развитии наблюдательности детей, поддержании интереса к природе и желании учащихся узнать как можно больше об изменениях в живой и неживой природе зимой.

Урок окружающего мира во втором классе по УМК «Школа России» на тему «В гости к Зимушке-Зиме» построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода, является уроком "открытия" новых знаний. На уроке окружающего мира по теме «В гости к Зимушке-зиме» у учащихся формируются основные знания и представления по теме, развиваются умения работы с информацией, формируются навыки коллективной работы, развивается творческое мышление, речь, интерес, память и воображение через наблюдения, формируется умение применять изученный материал в практических ситуациях, умение защищать свои убеждения. Данный урок является четвертым уроком в разделе “Природа”. Работа на уроке направлена на обеспечение условий, которая открывает детям возможность самостоятельно освоить окружающий мир для того, чтобы учащиеся сами сформулировали тему урока, дается детям сказка о зиме. Ответы на каждом этапе урока обсуждались коллективно, оценивались учениками в маршрутном листе. На уроке учащиеся не боялись высказывать свое внимание, пытались доказать, аргументируя имеющейся наглядность, ранее полученными знаниями, исправляя ошибки одноклассников.

Урок соответствует требованиям ФГОС НОО.

Цель: создание условий для ознакомления обучающихся с изменениями в живой и неживой природе в зимнее время года.

Задачи:

  • сформировать представление об изменениях в неживой и живой природе зимой;
  • формировать у обучающихся умение рассказывать о своих наблюдениях, изменениях в природе зимой;
  • воспитывать интерес к исследованию за изменениями в природе в зимнее время и бережному отношению к окружающей нас природе.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • понимают целостность картины мира в зимний период;
  • проявляют самостоятельность и ответственность за свои действия;
  • понимают и принимают ценности природы в зимний период.

Метапредметные:

Познавательные:

  • расширяют представление о жизни животных в связи с приходом зимы;
  • дополняют знания сведениями о перелётных и зимующих птицах родного края.

Коммуникативные:

  • работают в паре: проводят взаимопроверку и самопроверку;

Регулятивные:

  • понимают учебную задачу урока, стремятся её выполнить;
  • оценивают свои достижения на уроке; извлекают информацию из текста и фотографий.

Предметные:

  • исследуют зимние изменения в неживой и живой природе зимой;
  • приводят примеры зимних явлений природы;
  • понимают изменения в природе в зимнее время года.

Межпредметные связи: литературное чтение; русский язык, технология.

Тип урока: изучение нового материала.

Ресурсы урока: листы бумаги с синим фоном, раздаточный материал - снежинки, карточки с заданием, клей, ножницы, атлас-определитель «От земли до неба», экран.

Ход урока

I. Организационный момент

- Ребята, сегодня у нас необычный урок, сегодня мы пойдем в гости. Есть правила, которые вы должны соблюдать. И, как гости мы не позволим себе скучать. Будем играть, активно беседовать, может быть, даже спорить, но самое главное, внимательно слушать друг друга.

- Ребята, кто знает значение слова гости? Кто это? (ответы детей)

II. Актуализация знаний

- Предлагаю внимательно посмотреть и послушать инсценировку в исполнении ребят, возможно, вы сразу поймете, о чем пойдет речь на уроке, куда мы отправимся в гости.

- Приглашаю ребят, которые готовили сценку, а вы внимательно слушайте. (выступление детей)

Сказка «Какая бывает зима»

Пляцковский Михаил

Спросили однажды у Слона:

— Какая бывает зима?

— А что это такое? — удивился Слон.

Спросили однажды у Северного Оленя:

— Может быть, ты ответишь, какая бывает зима?

— Зима бывает очень долгая, — сказал Олень. — Она у меня на родине длится целый год. А когда год кончается, то зима начинается снова.

Спросили однажды у Красногрудого Снегиря:

— А по-твоему, какая бывает зима?

— Зима бывает трудная, — пропищал в ответ Снегирь. — Хорошо если не позабудут насыпать хлебных крошек в кормушки. А если забудут, то где их найдешь?

Спросили однажды у Рыжей Дворняжки:

— Наверное, ты знаешь, какая бывает зима?

— Бр-р-р! Холодная! — не задумываясь пролаяла Собака. — Хорошо еще, если конура есть! В ней погреться можно.

Спросили однажды у медведя:

— А ты что думаешь, Топтыгин? Какая бывает зима?

— А чего про нее говорить-то? — пробурчал медведь. — Ведь зима бывает короткая — тянется всего одну ночь! Заснешь в берлоге зимой, а проснешься, глядишь, уже — весна.

Спросили однажды у Мальчишки:

— Ну-ка, скажи ты: какая бывает зима?

— Зима бывает веселая! — крикнул Мальчишка. — Зимой все катаются на санках, на лыжах и на коньках! А еще — играют в снежки!

Вот какая бывает зима!

III. Выход на тему урока

- Если вам понравилось выступление ребят, вы можете им поаплодировать.

- Какие герои встречаются в сказке? (слон, северный олень, красногрудый снегирь, рыжая дворняжка, топтыгин , мальчишка)

- Кто сможет сразу сказать, чему мы посвятим сегодняшний урок?

- Догадались ли вы ? Слушая сказку (про зиму)

- Давайте дружно мысленно сформулируем тему урока и отправимся в гости к Зимушке-зиме и узнаем, какая же она – ЗИМА?

Тема урока: «В гости к Зимушке-зиме»

- Ачто значит в гости к Зимушке-зиме?

- Скажите, а как можно узнать, какая бывает зима? (изучить, наблюдать, прочитать).

- Верно, отправляясь, в гости к Зимушке-зиме, мы проведём наблюдения за изменениями в природе в это время года.

- Ребят, вспомните из знаний второго класса, какую природу мы с вами рассматривали? Природа делится на … (живую и неживую)

Опрос по тексту

- Что вы запомнили из инсценировки? (ответы появляются на экране)

- Какая зима для слона? (что это такое)

- Какая зима для северного оленя(долгая)

- Для Топтыгина какой зима кажется ?(короткой)

- Какая зима для красногрудого снегиря?(трудная)

- А для Рыжей дворняжки? (холодная)

- Какая же зима для веселого мальчика? (веселая)

- А что сказал северный олень? Какая же зима? Сколько месяцев в году зима? ( 3 месяца)

IV. Работа по теме урока

- Какие зимние месяцы мы с вами знаем?

(доска)

- Давайте распределим их по порядку (названия месяцев постепенно появляются на доске)

ДЕКАБРЬ

- Почему декабрь первый? Как вы думайте? (год кончает, зиму начинает)

ЯНВАРЬ

- Какой по счету этот месяц?

Году начало, зиме середина

ФЕВРАЛЬ - последний зимний месяц.

Вьюги да метели под февраль прилетели.

- Рыжая Дворняжка сказала, что зима холодная, а почему, попробуем понять.

Неживая природа зимой.

С помощью текста учебника выясним, какие изменения происходят в неживой природе с наступлением зимы, узнаем. Для этого поработаем в парах (инструкция работы в парах с соседом по плечу)

КАРТОЧКА № 1 (найти ключевые слова из текста и вставить в предложения)

(лидеры групп по цепочке озвучивают свои ответы по мере готовности)

Вывод: (читают подготовленные дети)

Неживая природа зимой.

Зима - самое холодное время года. Солнце зимой ниже 0° занимает самое низкое положение на небосводе. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзают почва и водоемы. Приходят морозы. Земля покрывается снежным покровом. В это время года мы наблюдаем снегопад, иней, гололед, изморозь, вьюгу.

- Ребята, оцените у своей группы ответы в маршрутном листе. (оценивают)

- Ребята, с какими природными явлениями мы встречаемся в неживой природе? (слова появляются на доске)

- ОТТЕПЕЛЬ

(повышение t атмосферы до положительных значений зимой)

- ГОЛОЛЕДИЦА (когда после оттепели происходит понижение t воздуха и почвы)

- СНЕГОПАД (выпадение снега из облаков)

- МЕТЕЛЬ (перенос ветром снега, поднятого с поверхности земли)

- ИЗМОРОЗЬ (отложения льда на тонких и длинных предметах, ветках деревьев, проводах)

- А какие изменения происходят в живой природе?

ИЗМЕНЕНИЯ В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ

Работа в группах

- Ребята ваша задача поработать в группах и заполнить таблицу «Рассели животных».

- Как звери приспосабливаются к зиме?

- Как же зимуют отдельные животные нашего края?

КАРТОЧКА № 2

Вывод: (читают подготовленные дети)

  1. «Звери, которые делают запасы»( белка, мышь, бобры)
  2. «Звери, которые ищут корм»(кабан, волк, лиса, заяц)
  3. « Звери, которые зимой спят» ( медведь, барсук, хомяк, еж)

- Ребята, оцените у своей группы ответы в маршрутном листе. (оценивают)

- Ребята, как вы думайте, а как живут птицы зимой?

- Почему снегирь ответил, зима трудная?

- Как называются птицы, которые улетают осенью в тёплые края? (перелётные)

- Почему они улетают? (они испытывают недостаток в пище)

- Как называют птиц, которые остаются зимовать?(зимующие)

- А как люди могут помочь птицам перезимовать суровое время года?

- Дети, зима, действительно, трудный период в жизни не только для людей, но и животных.

- Что происходит с рыбами зимой?

(карточка с текстом, где дети работают с текстом и извлекают нужную информацию о рыбах)

Как зимуют рыбы.

- Найдите всю информацию в тексте, как зимуют рыбы.

КАРТОЧКА № 3

Вывод: (озвучивает учитель)

Толстой ледяной коркой покрыл мороз пруды, реки, озёра. В глубокой тишине на речном дне спят рыбы. В самых глубоких местах лежит в ямке сом. Широкие, плоские лещи лежат рядками без малейшего движения. Трудно бывает зимой рыбам. Воздух не проходит через лёд в воду. Рыбам становится трудно дышать, и они могут погибнуть. Поэтому зимой во льду проделывают проруби. Чтобы вода в проруби быстро не замерзала, в неё кладут пучки соломы и сверху присыпают снегом. Через снег и солому воздух хорошо проходит в воду.

- Ребята, оцените у своей группы ответы в маршрутном листе.(оценивают)

- Ребята, а не может рыба обойтись без человека, как важна его роль.

- Какую пользу рыбаки приносят для рыб зимой ?

- А для мальчишки, какой была зима? (веселая)

Образ жизни людей зимой.

- Можно ли считать, что в жизни человека ничего не меняется с приходом зимы или все-таки что-то меняется?

(ответы детей)

Вывод: (подготовленный ребенок)

Люди приобретают тёплую одежду, обувь, отапливают свои жилища, не забывают про здоровый образ жизни-занятия зимними видами спорта, укрепляют своё здоровье. Веселя зима потому, что много зимних развлечений.

- А почему мальчишка крикнул, что зима веселая! (кататься на санках)

- А можно ли кататься на санках возле дороги и почему?

- Какой праздник зимой все с нетерпением ждут? (новый год)

V. Подведение итогов

- Сегодня мы побывали в гостях у матушки-зимы.

- Что запомнилось больше всего на уроке?

- Какое задание было самое интересное и запоминающееся?

- Кому захотелось самому найти материал про животных, узнать, как они зимуют, поднимите руку.

- Происходят ли изменения в жизни растений и животных с наступлением зимы?

Вывод: (проговаривает учитель)

Изменения в живой природе происходят в любое время года. Изменения могут происходить с разной скоростью. Зимой скорость может замедляться.

- Какой ответ мы можем теперь дать мальчику?

Рефлексия

- Ребята, в маршрутном листе оцените себя, получилось, не получилось и еще надо изучать.

(стихотворение на экране, дети читают хором)

При шла зима веселая
С коньками и салазками,
С лыжнею припорошенной,
С волшебной старой сказкою.
На елке разукрашенной
Фонарики качаются.
Пусть зимушка веселая
Подольше не кончается!

- Ребята, мы с вами начали наш урок со сказки и заканчиваем наше путешествие сказкой, и пусть для нас зима будет как для мальчишки, веселая.

- Ребята, мы должны проводить Зимушку-зиму, сказать ей спасибо за помощь в путешествии.

- А вы верите в волшебство?

- А я верю (учитель подбрасывает снежинки вверх и на детей)