Пояснительная записка
Предлагаю методическую разработку урока по окружающему миру. Содержание урока способствует реализации культурологического подхода к созданию картины окружающего мира в восприятии ребёнка, гармонично соединяя естественно-научные сведения и опыт гуманитарных наук. Замысел урока должен послужить содержательной основой для интеграции практической работы с теорией урока окружающего мира в начальной школе, явиться смысловым стержнем для построения целостного процесса обучения.
Тема урока чрезвычайно значима в жизни человека. Шаг за шагом внимание ребёнка системно переключается на разные сферы: наблюдение за природой и освоение естественно-научной картины природы; бережного отношения человека к природе. На уроке учащиеся знакомятся с жизнью природы на фоне сезонных изменений в зимний период года. Задания урока способствуют формированию знаний о природном многообразии, экологических связях. Внимание учителя постоянно сосредоточенно на развитии наблюдательности детей, поддержании интереса к природе и желании учащихся узнать как можно больше об изменениях в живой и неживой природе зимой.
Урок окружающего мира во втором классе по УМК «Школа России» на тему «В гости к Зимушке-Зиме» построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода, является уроком "открытия" новых знаний. На уроке окружающего мира по теме «В гости к Зимушке-зиме» у учащихся формируются основные знания и представления по теме, развиваются умения работы с информацией, формируются навыки коллективной работы, развивается творческое мышление, речь, интерес, память и воображение через наблюдения, формируется умение применять изученный материал в практических ситуациях, умение защищать свои убеждения. Данный урок является четвертым уроком в разделе “Природа”. Работа на уроке направлена на обеспечение условий, которая открывает детям возможность самостоятельно освоить окружающий мир для того, чтобы учащиеся сами сформулировали тему урока, дается детям сказка о зиме. Ответы на каждом этапе урока обсуждались коллективно, оценивались учениками в маршрутном листе. На уроке учащиеся не боялись высказывать свое внимание, пытались доказать, аргументируя имеющейся наглядность, ранее полученными знаниями, исправляя ошибки одноклассников.
Урок соответствует требованиям ФГОС НОО.
Цель: создание условий для ознакомления обучающихся с изменениями в живой и неживой природе в зимнее время года.
Задачи:
- сформировать представление об изменениях в неживой и живой природе зимой;
- формировать у обучающихся умение рассказывать о своих наблюдениях, изменениях в природе зимой;
- воспитывать интерес к исследованию за изменениями в природе в зимнее время и бережному отношению к окружающей нас природе.
Планируемые результаты:
Личностные:
- понимают целостность картины мира в зимний период;
- проявляют самостоятельность и ответственность за свои действия;
- понимают и принимают ценности природы в зимний период.
Метапредметные:
Познавательные:
- расширяют представление о жизни животных в связи с приходом зимы;
- дополняют знания сведениями о перелётных и зимующих птицах родного края.
Коммуникативные:
- работают в паре: проводят взаимопроверку и самопроверку;
Регулятивные:
- понимают учебную задачу урока, стремятся её выполнить;
- оценивают свои достижения на уроке; извлекают информацию из текста и фотографий.
Предметные:
- исследуют зимние изменения в неживой и живой природе зимой;
- приводят примеры зимних явлений природы;
- понимают изменения в природе в зимнее время года.
Межпредметные связи: литературное чтение; русский язык, технология.
Тип урока: изучение нового материала.
Ресурсы урока: листы бумаги с синим фоном, раздаточный материал - снежинки, карточки с заданием, клей, ножницы, атлас-определитель «От земли до неба», экран.
Ход урока
I. Организационный момент
- Ребята, сегодня у нас необычный урок, сегодня мы пойдем в гости. Есть правила, которые вы должны соблюдать. И, как гости мы не позволим себе скучать. Будем играть, активно беседовать, может быть, даже спорить, но самое главное, внимательно слушать друг друга.
- Ребята, кто знает значение слова гости? Кто это? (ответы детей)
II. Актуализация знаний
- Предлагаю внимательно посмотреть и послушать инсценировку в исполнении ребят, возможно, вы сразу поймете, о чем пойдет речь на уроке, куда мы отправимся в гости.
- Приглашаю ребят, которые готовили сценку, а вы внимательно слушайте. (выступление детей)
Сказка «Какая бывает зима»
Пляцковский Михаил
Спросили однажды у Слона:
— Какая бывает зима?
— А что это такое? — удивился Слон.
Спросили однажды у Северного Оленя:
— Может быть, ты ответишь, какая бывает зима?
— Зима бывает очень долгая, — сказал Олень. — Она у меня на родине длится целый год. А когда год кончается, то зима начинается снова.
Спросили однажды у Красногрудого Снегиря:
— А по-твоему, какая бывает зима?
— Зима бывает трудная, — пропищал в ответ Снегирь. — Хорошо если не позабудут насыпать хлебных крошек в кормушки. А если забудут, то где их найдешь?
Спросили однажды у Рыжей Дворняжки:
— Наверное, ты знаешь, какая бывает зима?
— Бр-р-р! Холодная! — не задумываясь пролаяла Собака. — Хорошо еще, если конура есть! В ней погреться можно.
Спросили однажды у медведя:
— А ты что думаешь, Топтыгин? Какая бывает зима?
— А чего про нее говорить-то? — пробурчал медведь. — Ведь зима бывает короткая — тянется всего одну ночь! Заснешь в берлоге зимой, а проснешься, глядишь, уже — весна.
Спросили однажды у Мальчишки:
— Ну-ка, скажи ты: какая бывает зима?
— Зима бывает веселая! — крикнул Мальчишка. — Зимой все катаются на санках, на лыжах и на коньках! А еще — играют в снежки!
Вот какая бывает зима!
III. Выход на тему урока
- Если вам понравилось выступление ребят, вы можете им поаплодировать.
- Какие герои встречаются в сказке? (слон, северный олень, красногрудый снегирь, рыжая дворняжка, топтыгин , мальчишка)
- Кто сможет сразу сказать, чему мы посвятим сегодняшний урок?
- Догадались ли вы ? Слушая сказку (про зиму)
- Давайте дружно мысленно сформулируем тему урока и отправимся в гости к Зимушке-зиме и узнаем, какая же она – ЗИМА?
Тема урока: «В гости к Зимушке-зиме»
- Ачто значит в гости к Зимушке-зиме?
- Скажите, а как можно узнать, какая бывает зима? (изучить, наблюдать, прочитать).
- Верно, отправляясь, в гости к Зимушке-зиме, мы проведём наблюдения за изменениями в природе в это время года.
- Ребят, вспомните из знаний второго класса, какую природу мы с вами рассматривали? Природа делится на … (живую и неживую)
Опрос по тексту
- Что вы запомнили из инсценировки? (ответы появляются на экране)
- Какая зима для слона? (что это такое)
- Какая зима для северного оленя(долгая)
- Для Топтыгина какой зима кажется ?(короткой)
- Какая зима для красногрудого снегиря?(трудная)
- А для Рыжей дворняжки? (холодная)
- Какая же зима для веселого мальчика? (веселая)
- А что сказал северный олень? Какая же зима? Сколько месяцев в году зима? ( 3 месяца)
IV. Работа по теме урока
- Какие зимние месяцы мы с вами знаем?
(доска)
- Давайте распределим их по порядку (названия месяцев постепенно появляются на доске)
ДЕКАБРЬ
- Почему декабрь первый? Как вы думайте? (год кончает, зиму начинает)
ЯНВАРЬ
- Какой по счету этот месяц?
Году начало, зиме середина
ФЕВРАЛЬ - последний зимний месяц.
Вьюги да метели под февраль прилетели.
- Рыжая Дворняжка сказала, что зима холодная, а почему, попробуем понять.
Неживая природа зимой.
С помощью текста учебника выясним, какие изменения происходят в неживой природе с наступлением зимы, узнаем. Для этого поработаем в парах (инструкция работы в парах с соседом по плечу)
КАРТОЧКА № 1 (найти ключевые слова из текста и вставить в предложения)

(лидеры групп по цепочке озвучивают свои ответы по мере готовности)
Вывод: (читают подготовленные дети)
Неживая природа зимой.
| Зима - самое холодное время года. Солнце зимой ниже 0° занимает самое низкое положение на небосводе. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзают почва и водоемы. Приходят морозы. Земля покрывается снежным покровом. В это время года мы наблюдаем снегопад, иней, гололед, изморозь, вьюгу. |
- Ребята, оцените у своей группы ответы в маршрутном листе. (оценивают)
- Ребята, с какими природными явлениями мы встречаемся в неживой природе? (слова появляются на доске)
- ОТТЕПЕЛЬ
(повышение t атмосферы до положительных значений зимой)
- ГОЛОЛЕДИЦА (когда после оттепели происходит понижение t воздуха и почвы)
- СНЕГОПАД (выпадение снега из облаков)
- МЕТЕЛЬ (перенос ветром снега, поднятого с поверхности земли)
- ИЗМОРОЗЬ (отложения льда на тонких и длинных предметах, ветках деревьев, проводах)
- А какие изменения происходят в живой природе?
ИЗМЕНЕНИЯ В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ
Работа в группах
- Ребята ваша задача поработать в группах и заполнить таблицу «Рассели животных».
- Как звери приспосабливаются к зиме?
- Как же зимуют отдельные животные нашего края?
КАРТОЧКА № 2

Вывод: (читают подготовленные дети)
- «Звери, которые делают запасы»( белка, мышь, бобры)
- «Звери, которые ищут корм»(кабан, волк, лиса, заяц)
- « Звери, которые зимой спят» ( медведь, барсук, хомяк, еж)
- Ребята, оцените у своей группы ответы в маршрутном листе. (оценивают)
- Ребята, как вы думайте, а как живут птицы зимой?
- Почему снегирь ответил, зима трудная?
- Как называются птицы, которые улетают осенью в тёплые края? (перелётные)
- Почему они улетают? (они испытывают недостаток в пище)
- Как называют птиц, которые остаются зимовать?(зимующие)
- А как люди могут помочь птицам перезимовать суровое время года?
- Дети, зима, действительно, трудный период в жизни не только для людей, но и животных.
- Что происходит с рыбами зимой?
(карточка с текстом, где дети работают с текстом и извлекают нужную информацию о рыбах)
Как зимуют рыбы.
- Найдите всю информацию в тексте, как зимуют рыбы.
КАРТОЧКА № 3

Вывод: (озвучивает учитель)
| Толстой ледяной коркой покрыл мороз пруды, реки, озёра. В глубокой тишине на речном дне спят рыбы. В самых глубоких местах лежит в ямке сом. Широкие, плоские лещи лежат рядками без малейшего движения. Трудно бывает зимой рыбам. Воздух не проходит через лёд в воду. Рыбам становится трудно дышать, и они могут погибнуть. Поэтому зимой во льду проделывают проруби. Чтобы вода в проруби быстро не замерзала, в неё кладут пучки соломы и сверху присыпают снегом. Через снег и солому воздух хорошо проходит в воду. |
- Ребята, оцените у своей группы ответы в маршрутном листе.(оценивают)
- Ребята, а не может рыба обойтись без человека, как важна его роль.
- Какую пользу рыбаки приносят для рыб зимой ?
- А для мальчишки, какой была зима? (веселая)
Образ жизни людей зимой.
- Можно ли считать, что в жизни человека ничего не меняется с приходом зимы или все-таки что-то меняется?
(ответы детей)
Вывод: (подготовленный ребенок)
| Люди приобретают тёплую одежду, обувь, отапливают свои жилища, не забывают про здоровый образ жизни-занятия зимними видами спорта, укрепляют своё здоровье. Веселя зима потому, что много зимних развлечений. |
- А почему мальчишка крикнул, что зима веселая! (кататься на санках)
- А можно ли кататься на санках возле дороги и почему?
- Какой праздник зимой все с нетерпением ждут? (новый год)
V. Подведение итогов
- Сегодня мы побывали в гостях у матушки-зимы.
- Что запомнилось больше всего на уроке?
- Какое задание было самое интересное и запоминающееся?
- Кому захотелось самому найти материал про животных, узнать, как они зимуют, поднимите руку.
- Происходят ли изменения в жизни растений и животных с наступлением зимы?
Вывод: (проговаривает учитель)
| Изменения в живой природе происходят в любое время года. Изменения могут происходить с разной скоростью. Зимой скорость может замедляться. |
- Какой ответ мы можем теперь дать мальчику?
Рефлексия
- Ребята, в маршрутном листе оцените себя, получилось, не получилось и еще надо изучать.

(стихотворение на экране, дети читают хором)

При шла зима веселая
С коньками и салазками,
С лыжнею припорошенной,
С волшебной старой сказкою.
На елке разукрашенной
Фонарики качаются.
Пусть зимушка веселая
Подольше не кончается!
- Ребята, мы с вами начали наш урок со сказки и заканчиваем наше путешествие сказкой, и пусть для нас зима будет как для мальчишки, веселая.
- Ребята, мы должны проводить Зимушку-зиму, сказать ей спасибо за помощь в путешествии.
- А вы верите в волшебство?
- А я верю (учитель подбрасывает снежинки вверх и на детей)