Учить труду - готовить к жизни!
Профориентационная направленность молодого поколения стоит в ряду важнейших проблем, которые предстоит решать современному обществу. Готовить молодежь к жизни первостепенная задача общества по ориентации ее на активную трудовую деятельность [1].
Важнейшая часть работы МОУ «Учебно-профориентационного центра» далее (УПЦ) - профориентационное обучение учащихся. Время показывает, что если профессия выбрана правильно, то труд становиться источником радости, творческого вдохновения, а поэтому приносит наибольшую пользу. Со школьной скамьи, в играх и мечтах о будущей работе, в поисках любимой профессии, в профессиональном идеале, в стремлении к самоутверждению формируется осознанный выбор будущей профессии [4].
Учебно-профориентационному центру города Тирасполя 50 лет и за годы своей работы он выпустил огромное количество учащихся, дав им прекрасные знания и возможность параллельно с обучением в школе учиться по одной из выбранных профессий. Атмосфера центра пропитана настоящей творческой жизнью, которую проходит каждый учащийся, начиная с 8-го по 11-й класс.
За период своего существования УПЦ пережил реорганизацию и в 1914 году был переименован с Муниципального образовательного учреждения «Межшкольный учебно-производственный комбинат» в «Учебно-профориентационный центр» города Тирасполя.
Несмотря на все испытания и вызовы времени УПЦ остаётся верен своей главной и очень важной миссии - профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению обучающихся.
В стенах учебного учреждения учащимся оказывается профориентационная и психологическая поддержка в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности, которая заключается в выработке у обучающихся сознательного отношения к труду, профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими склонностями, возможностями и способностями и с учетом требований рынка труда региона [2].
УПЦ – это образовательный профориентационный центр, в котором занимается более 2000 учащихся. В центре работает высококвалифицированный коллектив педагогов, имеющих педагогическое и профильное образование. Вот уже более 30 лет бессменным руководителем центра является Шишканова Ю.А., которая награждена орденом «Трудовая Слава» за многолетний добросовестный труд, высокий профессионализм, активную жизненную позицию, большой вклад в воспитание подрастающего поколения Приднестровской Молдавской Республики.
На протяжении всей деятельности Учебно-профориентационного центра были изменения в профессиях, которые предлагались учащимся 10-11-х классов в соответствии с учетом их предпочтений и вызовами времени. Некоторые профессии устаревали и закрывались, а на смену им вводились новые, современные, более востребованные.
Учебно-профориентационный центр идет в ногу со временем и предлагает профессиональную подготовку по следующим профессиям:
- секретарь-администратор;
- оператор ЭВМ;
- младшая медицинская сестра по уходу за больными;
- слесарь по ремонту автомобилей;
- повар;
- парикмахер;
- бухгалтер;
- переплетчик;
- швея;
- водитель категории «В»; «В», «С», «С1», а также обучение по дополнительным образовательным программ по направлениям:
- основы искусства;
- основы журналистики;
- психолого-педагогическая подготовка;
- основы графического дизайна;
- основы дошкольной педагогики и психологии.
В центре ведется качественная комплексно-методическая и психолого-педагогическая профориентационная работа, под девизом: «Учись и работай в Приднестровье», основанная на индивидуальном подходе и оказании адресной помощи каждому обучающемуся, это обусловлено благоприятными педагогическими условиями и достаточной учебно-материальной базой, а педагогическими кадры имеют соответствующую квалификацию и образование.
В Учебно-профориентационном центре реализуется множество культурно-воспитательных мероприятий, научно-исследовательских конференций, акций, конкурсов, проектов воплощающихся в образовательный процесс через тезисы:
- «Выбор профессии – выбор будущего»;
- «Мой выбор тебе Приднестровье».
- «Первые профессиональные пробы»;
- «Моей семьи счастливые моменты»;
- «История в лицах»;
- «Их именами гордиться УПЦ»;
- «Профессии в действии»;
- «Профессиональные династии».
- «УПЦ - сегодня, завтра».
Все они тесно связаны с актуальной проблемой образования, направленной на качественную подготовку конкурентоспособного, профессионально-мобильного специалиста, критически мыслящего, коммуникативного и креативного, становятся важными в условиях современного рынка труда и определяет концептуальные подходы к решению обозначенных задач.
В настоящее время в учреждении активно развивается инновационная и проектная деятельность.
В учреждении реализованы важные значимые проекты:
- «Взгляд в будущее»;
- «Мир профессий»;
- «Профориентир Приднестровья»
Для повышения эффективности проведения профориентационной работы центр тесно сотрудничает практически со всеми предприятиями и профессиональными учебными заведениями Республики: СПО и ВУЗами, центром профориентации и издательским центром ПГУ им. Т.Г.Шевченко, Центром занятости г.Тирасполя, с межшкольными учебными комбинатами Рыбницы и Днестровска, России, с потребителями информации всех категорий.
С целью профориентации совместно проводятся семинары, тренинги, экскурсии, встречи, квесты, конкурсы, мастер-классы как на базе УПЦ, так и в этих учреждениях.
Стало традицией проводить следующие мероприятия:
- церемонию посвящения в профессию в разных формах;
- встречи с представителями профессиональных учреждений на базе УПЦ (проспекты, видеофильмы о своем учреждении, выступления администрации и учащихся профессиональных учреждений);
- экскурсии в учреждения и на предприятия города;
- проведение мастер-классов в профессиональных учреждениях;
- приглашение представителей профессиональных учреждений на все мероприятия, проводимые в УПЦ:
- конкурс «Лучший по профессии»;
- Дни самоуправления;
- Дни открытых дверей;
- День профессионала;
- защиты творческих проектов.
На современном этапе в МОУ «Учебно-профориентационный центр» работает с контингентом обучающихся - лояльных пользователей гаджетов, которых сложно обучить учебной деятельности в традиционном контексте, поэтому адаптация учебного процесса должна быть ориентирована на их интересы. Таким образом, адаптация образовательного процесса должна соответствовать новым вызовам, обеспечивая достижение образовательного идеала и формирование конкурентоспособных личностей на рынке труда.
В рамках профориентационной работы на первый план выдвигаются основные цели цифрового образования:
- расширение возможностей построения образовательной траектории;
- доступ к самым современным образовательным ресурсам;
- растворение рамок образовательных организаций до масштабов всего региона.
Интегрируя цифровые образовательные технологии в учебную деятельность педагога появляется возможность в составлении индивидуальных траекторий изучения учетного материала обучающимися. Индивидуальных подход способствует обогащению и эффективному усвоению полученных знаний, активному их применению и развивает навыки использования современной техники и инструментов через: проекты, тесты, видео, презентации.
Цифровое образование позволяет предоставлять учебную информацию вне зависимости от времени и местонахождения обучающегося, организовать самопроверку результатов его практической и учебной деятельности, проводить итоговый контроль и мониторинг образовательных достижений.
Педагогам МОУ «УПЦ» представляется уникальная возможность вместе с учащимися, не покидая своих стен, совершать увлекательные виртуальные путешествия, заочные экскурсии, Дни открытых дверей, проводить знакомства с достопримечательностями Приднестровья, учебными заведениями и промышленными предприятиями региона.
Обучающимся предоставляется возможность использовать также разнообразные моменты информационно-компьютерных технологий, это поддерживает и усиливает мотивацию к учебному процессу. Такая практика расширяет кругозор и помогает учиться с интересом, чтобы большинство из обучающихся испытали и осознали притягательные стороны изучаемого предмета.
Использование обучающимися информационных технологий способствует развитию проектной деятельности, обучению сотрудничеству, групповой работе, формированию и развитию аналитических навыков обучающихся, повышению их информационной грамотности.
Использование цифровых образовательных технологий в процессе преподавания спецдисциплин развивает ИКТ-компетентность как педагога, так и обучающихся, функционируя в тесном взаимодействии с информационно-образовательной средой позволяет достигать качественно нового уровня образовательного процесса [3].
Такая организация в профориентационном направлении развивает у учащихся пробуждение интересов, возрастающей любознательности и широкого привлечения к самостоятельности и активности в творческой деятельности. В большинстве случаев на решение ее уходит много сил, по пути объединения: школы, семьи, общественности. В УПЦ создана обстановка творческого труда, коллективных поисков совершенствования учебно-воспитательного процесса и индивидуальной работы с каждым учащимся. Всех преподавателей роднит глубокое знание своего предмета, увлеченность им, умение обеспечить тесную связь обучения с жизнью, понимание ответственности за судьбу каждого выпускника [5].
Профессиональная работа должна иметь перспективную устремленность во времени, учитывать результаты изменений в профессиональных интересах, предусматривать усложнение форм и методов работы на следующий год с учетом этих изменений.
Только стремление к профессиональному самосовершенствованию будет стимулом к достижению поставленной цели.
50 лет успешной и плодотворной работы МОУ «УПЦ» доказательство существования, аргумент и подтверждение того, что в жизни есть место профессии. УПЦ призван служить примером в организации профориентационной работы по выбору профессии нашими учащимися. Выполняя свою миссию, он решает задачу социально-педагогического образования.
Сегодня МОУ «УПЦ» – это открытая, динамично развивающая действующая система профориентационной работы, эффективность деятельности которой подтверждается стабильно высокими результатами успешной социализации обучающихся.
Литература
- Климов Е.А. Психология профессионала. – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006. –39 с.
- Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях//Вопросы психологии. – №4, 1997, С.28-30.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006. –45 с.
- Профориентационная поддержка учащихся (учебно-методическое пособие. ООО «Теслайн». Тирасполь, 2013. – 218 с. с ил.
- «Тирасполь: педагогический поиск»: информационно-методический журнал. Тирасполь, 10.03.2015. - 318 с.
- https://tiras-upc.org/