Роль литературного чтения в духовно-нравственном воспитании учащихся

Разделы: Начальная школа


Современный период в российской истории и образовании — время смены ценностных ориентиров. «Знаками беды» нашего сегодняшнего дня, по мнению политологов, психологов и педагогов, являются складывающаяся на наших глазах идеология потребления, культа денег, снижение престижа уровня знаний и образованности, переориентация детей и подростков на ценности западной и особенно американской культуры. В этой ситуации у детей и молодёжи формируется неприятие таких извечных нравственных ценностей, как доброта, отзывчивость, порядочность благородство, честность и трудолюбие, гражданственность и патриотизм.

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.

Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося.

В ситуации безнравственности во всех сферах жизни, окружающей ребёнка, - в быту, во дворе и на улице – в том мутном потоке, что льётся на него с экранов телевизоров, всем, а особенно ребёнку, приходящему в этот мир не в самое лучшее время, необходимы нравственные опоры, чистые источники Добра и Красоты, которые всегда спасали человечество, и припадать к этим живительным ключам человек должен уже с детства. Ребёнок младшего школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. Ведь именно в детстве, когда формируются представления ребёнка о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», закладывается нравственный фундамент личности. Что делать, где искать сегодня эти нравственные опоры и образцы, если и дома, и на улице он видит больше безнравственного, чем нравственного, слышит недостойные людей слова.

Духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования можно осуществлять на уроках литературного чтения.

Литературное чтение – это процесс становления человека Человеком, взращивание в себе родовых качеств (доброта, сострадание, честность, благородство и др.); это – духовная работа самого человека над собой. Задача учителя – организовать труд ума и души ученика по восприятию, освоению и присвоению общих для всех людей нравственных норм и правил.

Содержанием воспитывающей деятельности литературы являются размышления учеников-читателей над случаями из жизни людей, их непростыми взаимоотношениями друг с другом, природой, животными, как частью природы, причинами и последствиями поступков человека, проблемами правды и неправды, дружбы и любви, счастья и несчастья и другими сложными жизненными вопросами.

Основная цель состоит в том, чтобы школьники глубже проникали в содержание произведений, разбирались в их построении, жанрах, выразительных средствах.

Результат нравственного и эстетического воспитания – подлинное человеческое отношение к людям, труду, культуре, Родине.

Основные задачи литературного чтения: Эстетическое и нравственное развитие и воспитание учащихся. Глубокое личностное освоение ценностей, поскольку в процессе восприятия текста участвуют и разум, и воля, и чувства.

Построенная вертикаль преподавания литературы с первого по одиннадцатый классы позволяет реализовать принципы преемственности и перспективности не только литературного образования, но и нравственного развития детей. Так, постепенно углубляясь, формируются нравственные представления детей 1–4 классов при изучении литературы.

Проанализировав учебники (Литературное чтение, под редакцией Климановой Л.Ф.) для 1, 2, 3, 4 классов, произведения в них содержащиеся, можно сделать вывод: в книгах изображаются настоящие герои, люди, способные на поступок, цели которых всегда благородны, они спасают, помогают, защищают, стоят за правое дело.

Формирование духовно-нравственных понятий

Покажем это на примере понятия «героизм».

Сначала мы с первоклассниками, которые читают русскую народную сказку «Лиса и Заяц», думаем над тем, почему именно Петуху удалось прогнать лису – ведь этого не смогли сделать звери гораздо сильнее и крупнее Петуха. И приходим к выводу, что Петух оказался самым решительным и настойчивым: Лиса трижды его прогоняла, а он возвращался и в конце концов добился своего. Это конечно ещё, не героизм, но личностная предпосылка к формированию геройского поведения в будущем.

Далее углубляются представления детей об этом человеческом качестве через сопереживание детей герою рассказа Толстого «Прыжок». Детям было дано задание: «встать, «схватиться» руками за воображаемую мачту и посмотреть вниз: до палубы, оказывается, расстояние с восьмиэтажный дом!». Так дети вошли в переживания героя и представили себе, как ему было страшно и трудно этот страх преодолеть. Дети поняли, что храбрость – это преодоление трусости. Далее, закрепляя уже осмысленное, например, размышляя над былиной "Ильины три поездочки", мы вводим основную доминантную позицию в осмысление этого нравственного понятия: героизм – это когда человек забывает о себе, а думает о других или ещё более высоком – о Родине.

На уроках литературного чтения научившихся читать детей, учитель должен научить полноценно воспринимать художественный текст, осознавая его образную природу. Иными словами, дети должны с помощью воображения войти в «нарисованную» писателем жизнь, пережить её как реальную, отозваться душой на переживания героев и соотнести их со своей жизнью и своими переживаниями, понять авторскую идею и насладиться его умением владеть словом.

Литература сегодня и как факт существования духовно-нравственной жизни общества, и как школьный предмет остаётся, может быть, единственной нравственной опорой, чистым источником, питающим духовную жизнь людей. И поэтому, самый простой, «детский» путь восприятия нравственных ценностей детьми – чтение книг.