Пояснительная записка
Методическая разработка представляет собой материалы для проведения внеклассного мероприятия по теме «Великая Отечественная война. Блокадный Ленинград» для 3–4 классов начальной школы. Для участия в данном мероприятии ученики должны иметь начальное представление о Великой Отечественной войне, знать, какими для нашей страны были первые месяцы войны. Исторические факты о блокаде Ленинграда, о героических защитниках города и его жителей, подобранные по теме стихи, которые ученики рассказывают наизусть, песни военных лет, военные фотографии расширяют кругозор детей, воспитывают уважительное отношение к истории нашей страны, создают благоприятную почву для формирования чувства патриотизма и любви к Родине.
Цель: знакомство с важным историческим событием Великой Отечественной войны, славным героическим прошлым города-героя Ленинграда.
Задачи:
- Уточнить и расширить знания учащихся о блокадном Ленинграде.
- Способствовать формированию патриотизма, стремления знать историю своей страны в период 1941 – 1945 годов.
- Воспитать любовь к Родине, уважительное отношение к исторической памяти народа, чувство гордости за свою страну на примере героических поступков людей в военное время, воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны.
Формы и методы реализации:
- Торжественная линейка
- Словесно-наглядный
Область применения: внеклассное мероприятие на военно-патриотическую тему.
Возраст учащихся: ученики 3–4 классов.
Материально-техническое обеспечение:
- Фрагмент песни «Крейсер «Аврора»
- Фрагмент песни «Вставай страна огромная…»
- Звучание метронома
На сцене в 2 шеренги стоят чтецы, по краям ведущие.
Фрагмент песни «Крейсер «Аврора» - 1 куплет
Ведущий 1: Сегодня наша страна отмечает День воинской славы России.
В этот день 27 января 1944 г. была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга).
Ведущий 2: Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков посвящается наше выступление.
Чтецы:
Ленинград! – Один из красивейших городов мира. Произведения архитектуры, живописи, скульптуры, прекрасные сады, парки и музеи города являются гордостью нашей страны.
Фрагмент песни «Вставай страна огромная…» 1 куплет.
22 июня 1941 года Германия пересекла границы нашей страны. Темп наступления фашистских войск составлял около 30 км в сутки. Захвату города Ленинграда отводилось особое место. Противник хотел захватить побережье Балтийского моря и уничтожить Балтийский флот.
К концу сентября фронт был на подступах к Ленинграду. Город был окружен фашистскими войсками. Не сумев захватить город, противник решил сломить сопротивление его защитников длительной блокадой и бомбардировками с воздуха.
На Ленинград обрушилось свыше 100 тысяч фугасных и зажигательных авиабомб, фашисты выпустили 150 тысяч снарядов. Враги хотели обречь на мучительную смерть как можно больше людей, оставшихся в живых, пленных превратить в рабов, а город полностью уничтожить.
1 ряд и 2 ряд меняются местами.
Я помню ту осень и стужу,
Во мраке бугры баррикад,
И отблеск пожарища в лужах,
И грозный, как ночь, Ленинград!И женщины рыли толпою
Окопы, о близких шепча,
Лопатой и ржавой киркою
В тяжелую землю стуча.У них на ладонях темнели
Кровавых мозолей следы,
Но плакать они не умели –
Как были те люди горды!И как говорили без дрожи:
«Умрем, не отступим назад.
Теперь он еще нам дороже,
Родной боевой Ленинград!»Горят Бадаевские склады.
В огне пожаров Ленинград.
Пришел он —
Первый день блокады.Все ближе полчища врагов,
Гудят воздушные тревоги.
Сегодня утром пала Мга —
И все отрезаны дороги.Не умолкает канонада.
Опять летят.
Опять бомбят.
Пылает первый день блокады.
Танец «Огня»
После танца на сцену выходят чтецы.
Ведущий 1: В огне пожаров сгорели почти все продовольственные запасы города. Людям стали выдавать хлеб и продукты по карточкам. У магазинов выстраивались огромные очереди.
Чтецы:
С утра не замолкает канонада,
Так день за днем, так много, много дней
Враги хотят на месте Ленинграда
Оставить груды пыли и камней.Об этом говорили их листовки –
Свидетельства бессилия врага.
Горели Пушкин, Невская, Дубровка,
Приневские дымилися луга.Но мы стеною от земли до неба
Все поднялись и отстояли свет.
И Ладога, и дальняя Онега
Услышали стоярусное: «Нет!»Нет, не сдадим мы город русской славы
И от земли до неба оградим,
Своих садо и парков величавых,
Своих святынь врагам не отдадим!
Мы рыли рвы – хотелось пить.
Бомбили нас – хотелось жить.
Не говорилось громких слов.
Был дот на каждом из углов.Был дом – ни света, ни воды.
Был хлеб – довесочек беды.
Сон сокращался в забытье.
Быт превращался в бытие.Была одна судьба на всех.
Мы растеряли светлый смех.
Мы усмиряли темный страх.
Мы умирали на постах.
Мы умирали…
Город жил –
Исполнен малых наших сил.Наш город в снег,
До пояса закопан.
И если с крыш,
На город посмотреть,
То улицы
Похожи на окопы,
В которых побывать успела
Смерть.Было нам всяко: и горько, и сложно.
Мы знали, можно, на кочках скользя,
Сгинуть в болоте, замерзнуть можно,
Свалиться под пулей, отчаяться можно,
Можно и то, и другое можно,
И лишь Ленинграда отдать нельзя!
Чтецы уходят.
Ведущий 2: Город боролся.
Молодежь и школьники наравне со взрослыми боролись за победу.
Девушки-комсомолки обходили квартиры и находили беспомощных больных. Их доставляли в больницы. За другими — ухаживали на дому.
У станков встали подростки. Они наравне со взрослыми работали без отдыха, делали снаряды, оружие.
Чтецы:
Тот, кто меня слушает, должен понять,
Что это серьезное дело:
Мальчишка, как ты, не хотел умирать,
А чтобы рабочий паек получать,
Вставал он к станку неумело.Рядом стояли такие же, как он.
Но дело не только в краюхе,
А в братстве, и в чести, и в духе.
Песня «Ленинградцы» (исполняется всем классом)
Ведущий 1: С 20 ноября 1941 года нормы на питание стали самые низкие: рабочие в день получали 250 граммов хлеба, сделанного из суррогата, а дети и служащие — по 125 граммов хлеба.
Ведущий 2: Кусочек хлеба был так мал, что человек не ощущал его веса на руке, а это было все, что можно было съесть.
Дети, плача, хлеба просили,
Нет страшнее пытки такой.
Ленинграда ворот не открыли
И не вышли к стене городской.Без воды, без тепла, без света
День похож на чёрную ночь.
Может, в мире силы нету,
Чтоб всё это превозмочь.Умирали – и говорили.
- Наши дети увидят свет!
Но ворота они не открыли.
На колени не встали, нет!
Ведущий 1: В городе были и Другие очень тяжелые испытания: не работал водопровод, канализация, не было электричества, топлива, стоял транспорт.
Ведущий 2: Какое-то время еще работали школы, кто был в силах, приходил. Сидели в пальто и шапках в ледяном нетопленом классе, голодные.
Ведущий 1: У всех – закопченные лица; электричества уже не было, в квартирах горели коптилки – баночки с какой-то горючей жидкостью, в которые вставлялся маленький фитилек.
Чтецы:
Блокада! Блокада! Блокада!
Погасли огни Ленинграда.
В снегу от разрывов воронки
Чернеют, как стаи вороньи.Блокада. Блокада. Блокада.
И голод, и ноги, как вата.
И смерть каждый день на пороге.
А в школе сегодня уроки.Уроки с тетрадкой и мелом,
Уроки под страшным обстрелом.
Уроки, как вызов блокаде.
Ведущий 1: Истощенные голодом, обессилевшие ленинградцы жили в холодных квартирах с выбитыми стеклами, а зимой был – 41 градус. За водой ходили к Неве.
Из-за кулис появляются по одному чтецы.
Чтецы:
А город был в дремучий убран иней.
Уездные сугробы, тишина...
Не отыскать в снегах трамвайных линий,
одних полозьев жалоба слышна.
Скрипят, скрипят по Невскому полозья.
На детских санках, узеньких, смешных,
в кастрюльках воду голубую возят,
дрова и скарб, умерших и больных...
Так с декабря кочуют горожане
за много верст, в густой туманной мгле,
в глуши слепых, обледеневших зданий,
отыскивая угол потеплей.
Вот женщина ведет куда-то мужа.
Седая полумаска на лице,
в руках бидончик - это суп на ужин.
Свистят снаряды, свирепеет стужа...
— Товарищи, мы в огненном кольце.
Скрипят полозья в городе, скрипят...
Как многих нам уже недосчитаться!
Но мы не плачем: правду говорят,
что слезы вымерзли у ленинградцев.
На сцене появляется стол, за ним сидит девочка с книгой в руке, на «диване» спит мама.
Сценка
Ученик:
У нас в семье свои оттенки-
Мы спим в пальто, в пальто живём,
Поскольку градусник на стенке
Всю ртуть оставил под нулём.Придёт рассвет – уходит мама, (мама встает и медленно уходит)
А я на улицу - в ларёк,
Сто двадцать пять блокадных граммов
Несу как праздничный пирог.
(Девочка с пустой тарелкой подходит к чтецу, он ей кладет хлеб)Съедай же! – всё во мне кричало,
Но я на стол кладу кусок
И режу вдоль его сначала
И часто- часто поперёк.
Девочка: Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала…
Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их… Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка.
На сцену выходит ученица
Девочка:
Шёл месяц май сорок второго.
Бои, налёты и обстрелов шквал,
а Митька под ступенькою порога
нашёл конфету, кто-то потерял.Стоит и смотрит он на счастье,
забыл и вкус, и даже цвет,
Её бы съесть, но как же Настя?
Сестрице ведь поменьше лет.Зажав конфету в кулаке, домой
летел пацан к малой сестрёнке.
Вдвоём остались лютою зимой,
пусть будет радость у девчонки.Вот поворот, ещё, а дальше прямо,
туда, где был когда-то магазин...
но вместо дома, груды камня, яма.
В руке конфета. И один...Один...Шёл месяц май сорок второго.
Бои, налёты и обстрелов шквал...
Выходит группа чтецов.
В осаждённом Ленинграде
Эта девочка жила.
В ученической тетради
Свой дневник она вела.В дни войны погибла Таня,
Таня в памяти жива:
Затаив на миг дыханье,
Слышит мир её слова:
Ведущий 1: «Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941 года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года».
А в ночи пронзает небо
Острый свет прожекторов.
Дома нет ни крошки хлеба,
Не найдёшь полена дров.От коптилки не согреться,
Карандаш дрожит в руке,
Но выводит кровью сердце
В сокровенном дневнике:
Ведущий 1: «Лека умер 12 марта в 8 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года».
Отшумела, отгремела
Орудийная гроза,
Только память то и дело
Смотрит пристально в глаза.К солнцу тянутся берёзки,
Пробивается трава,
А на скорбном Пискарёвском
Остановят вдруг слова:
Ведущий 1: «Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года. Мама - 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года».
У планеты нашей сердце
Бьётся гулко, как набат.Не забыть земле Освенцим,
Бухенвальд и Ленинград.Светлый день встречайте, люди,
Люди, вслушайтесь в дневник:Он звучит сильней орудий,
Тот безмолвный детский крик:
Ведущий 1: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня!»
Ведущий 2: Только за первую блокадную зиму голод унес в Ленинграде 252 тыс. человек.
Ведущий 1: Но вот в ноябре 1941 года начинает действовать ледовая «Дорога жизни» - по Ладожскому озеру.
Ведущий 2: Шли днем и ночью по льду озера машины и доставляли в город продовольствие, вооружение, боеприпасы.
Ведущий 1: Грузовики шли по льду под постоянными бомбежками, поэтому этот путь прозвали “Дорогой смерти”.
Ведущий 2: По Дороге жизни из Ленинграда вывозили детей, стариков, больных, раненых жителей.
Ведущий 1: Всего на Большую землю было переправлено более полумиллиона человек.
Песня В.Егорова «Детский сад»
После песни появляются ведущие и чтецы.
Ведущий 2: 12 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов перешли в наступление.
Ведущий 1: С правого берега Невы 268 пушек били прямой наводкой. Такого гитлеровцы еще не видели!
Ведущий 2: Через 6 дней кольцо блокады было прорвано. Позади остались 900 страшных дней. Пришло долгожданное освобождение.
Выходит группа чтецов.
За годом год мелькают даты, даты
Все дальше, дальше страшные года,
Но все, что пережили мы когда-то,
В сердцах и в памяти осталось навсегда.В кольце железном город наш любимый.
Морозно, страшно, голодно, темно…
И как мы пережили эту зиму
И выстояли всем смертям назло?Все вынесли – бомбежки, вой снарядов,
Когда налет сменяет артналет
И слово горькое и грозное «блокада»,
Как обручем все мысли наши жмет!125 на сутки граммов хлеба…
И все, и ничего, и ни глотка…
И стынет от мороза даже небо,
И каждый вздох – истории строка!Как мало было в эти дни улыбок,
Суровы лица, взгляд открыт и строг,
И на заводах четко без ошибок,
Ковал Победу нашу – кто как мог!Январский день взорвался канонадой,
И цепью в бой пошли полки бойцов,
И ураганом в цель неслись снаряды!
И было прорвано мертвящее кольцо!
Ведущий 1: 27 января 1944 года, в честь разгрома фашистских войск под Ленинградом прозвучал над Невой торжественный салют: 24 залпа из 324 орудий.
Ведущий 2: В довоенном Ленинграде и его пригородах проживало порядка 3,1 млн. человек.
Ведущий 1: В день полного снятия блокады 27 января 1944 года салют встречали 560 тысяч человек – это те, кому удалось выжить в блокадные 900 дней.
Учитель: В память о погибших в блокаде ленинградцев и всех защитников города объявляется минута молчания. Прошу всех встать.
Звучит метроном
Ведущий 1:
Через века, через года
Помните
О тех,
Кто уже не придёт никогда,
Помните,
Не плачьте,
В горле сдержите стоны,
Горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны,
Вечно достойны.
Исполняется песня «Песня о блокаде». Слова и музыка Н.Я.Соломыкиной
Учитель: За мужество и героизм жителей, проявленные в годы блокады в борьбе против немецких захватчиков Ленинград получил звание города-героя.
Блокада Ленинграда – одна из самых трагических и печальных страниц истории нашей страны, забывать о которой нельзя. Сегодня к нам в школу пришли ветераны Великой Отечественной войны – свидетели тех страшных дней.
Мы от всей души хотим пожелать вам крепкого здоровья, бодрости духа и счастья.
Поздравление ветеранов, вручение цветов
Танец «Птица белая» («Непоседы»)
Литература
- «Дети военной поры» Э.Максимова Изд. Политической литературы, 1984.
- С.Алексеев «Ради жизни на земле», Москва, Изд. «Педагогика», 1990.
- С.Н.Сыров «Страницы истории» Изд. «Русский язык» Москва 1975.
- www.sunhome.ru – стихи о войне.
- www.9maya.ru
- www.mirmp3.info.ru