Класс: 7 класс.
Предмет: технология.
Тип урока: комбинированный урок.
Цель урока: ознакомление с бытовыми электроприборами для уборки и создания микроклимата в помещении; формирование исследовательских навыков.
Задачи урока:
- Образовательные:
- общее представление о электробытовых приборах для уборки и создания микроклимата в помещении;
- приобретение опыта исследования функциональных возможностей климатических приборов.
- Развивающие:
- способствовать развитию имеющихся навыков по уходу за жилыми помещениями, совершенствовать навыки культуры труда;
- создать условия для развития мыслительной деятельности через операции анализа, синтеза и сравнения;
- развивать устную речь и навыки коммуникативного общения.
- Воспитательные: воспитание аккуратности и опрятности в работе, культуры безопасного труда.
Планируемые результаты
Предметные:
- Знания: о санитарно-гигиенических требованиях к помещению, бытовых приборах для уборки помещений и создания микроклимата.
- Умения:
- анализировать различные варианты;
- актуализировать знания об интерьере жилого помещения и фиксировать некоторые затруднения в области гигиены жилища и применения бытовых приборов для уборки и создания микроклимата в помещении;
- выполнять уборку с использованием бытовых приборов.
Метапредметные УУД:
- Познавательные: определение понятий, сопоставление, анализ, построение цепи рассуждений, смысловое чтение, поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
- Регулятивные: целепологание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция.
- Коммуникативные: диалог, сотрудничество.
Личностные УУД:
- формирование мотивации и изучения темы, познавательного интереса, эстетических чувств;
- нравственно-эстетическая ориентация;
- воспитание трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
- развитие готовности к самостоятельным действиям;
- проявление технико-технологического и экономического мышления;
- самооценка.
Ход урока
Ι. Организационный момент
- Проверка по списку учащихся, запись отсутствующих.
- Проверка готовности учащихся к уроку.
ΙΙ. Повторение пройденного материала
Обучающиеся отвечают на устные вопросы учителя.
- Что означает слово «гигиена». (Гигиена - это меры, обеспечивающие нам сохранение здоровья)
- Какие виды уборки бывают? (Ежедневная - сухая, еженедельная- влажная, сезонная - генеральная)
- Ежедневная уборка включает в себя?
- С какой периодичность необходимо проводить генеральную?
- Как часто необходимо проводить уборку на кухне, и в санузле?
- Как часто необходимо проводить проветривание (В идеале, открывать окна или форточки нужно 3-4 раза в день минут на пятнадцать. В летнее время, во время сильной жары, проветривать помещение следует утром до восхода солнца и вечером после его захода, чтобы наполнить жилище прохладным воздухом. На ночь можно оставлять форточку открытой, для лучшего сна)
- Оптимальная температура в жилом помещении? (18-22 градуса Цельсия)
- Что может случиться, если люди, проживающие в доме, не поддерживают чистоту и порядок?
ΙΙΙ. Подготовка к изучению нового материала
- Здоровье и работоспособность человека в значительной степени зависят от условий микроклимата и экологической безопасности дома, где он проводит большую часть времени. А что такое микроклимат? (слушаю ответы детей)
Микроклимат – это оптимальные условия для жизни человека. К таким условиям относятся чистота и свежесть воздуха, температура и влажность в помещении.
Сегодня мы с вами будем говорить о Бытовых приборах для уборки и создания микроклимата в помещении. Запишите тему урока.
ΙV. Изучение нового материала
Какие бытовые приборы для уборки помещения вы знаете? Правильно. Наверное, самый распространенный и часто используемый прибор это - пылесос. В настоящее время существует множество видов пылесосов: для чистки и влажной уборки помещений, для ухода за одеждой, специальный – для автомобиля.
Пылесо́с — машина для уборки пыли и загрязнений с поверхностей за счёт всасывания потоком воздуха. Пыль и загрязнения накапливаются в пылесборнике, из которого они должны регулярно удаляться. Первые пылесосы были изготовлены в США в 1869 году.
Пылесосы можно разделить по назначению на бытовые и промышленные. По подвижности — на переносные и стационарные.
Разновидности пылесосов: По конструкции пылесборника:
- Пылесос с мешком. Сюда относят модели с фильтрующим мешком, в котором при уборке задерживается и собирается пыль, грязь и другие мелкие частицы. Мешок может располагаться внутри корпуса пылесоса (такая конструкция наиболее распространена в Европе) или на рукоятке (американский вариант). Различают две основные категории мешков:
- Несменные матерчатые мешки — постоянно находятся внутри пылесоса и вытряхиваются по мере наполнения, после чего, устанавливаются обратно в пылесос. Несменные мешки сделаны из ткани и задерживают только крупную пыль, пропуская и распыляя в воздухе после уборки опасную мелкую фракцию пыли.
- Сменные мешки — изготавливаются из бумаги или композиционного нетканого материала и выбрасываются при заполнении, после чего в пылесос вставляется новый мешок. Лучшие модели нетканых мешков способны задерживать пыль до 0,3 микрон. Преимущество таких пылесосов, прежде всего, в простоте и надёжности конструкции. К недостаткам можно отнести необходимость регулярной покупки фильтров и снижение мощности всасывания по мере заполнения фильтра.
Пылесос-циклон. В пылесосах, использующих «Циклон» для очистки воздуха, отсутствует мешок для сбора пыли — вместо этого пыль за счёт центробежных сил отделяется от потока воздуха и скапливается в специальном съёмном контейнере.
Пылесос с водяным фильтром. В пылесосах такого типа очистка воздуха производится путём его распыления в ёмкости с водой. Все типы водяных пылесосов надлежит опорожнять и мыть после окончания работы и хранить в вентилируемом состоянии для предотвращения образования плесени и повреждений из-за влажности.
Барботажные пылесосы. В барботажных пылесосах всасываемый воздух проходит через стоячую воду, вся пыль задерживается непосредственно в ёмкости с водой, а для отделения воды и грязи на выходе (обычно по центру) находится пористый фильтр. Достоинства этого варианта — возможность всасывания большого количества жидкости, в том числе с пенящими средствами. Недостатки — повышенный шум, относительно низкая степень фильтрации и трудность очистки.
По компоновке наиболее распространены следующие виды пылесосов:
- Напольный пылесос — конструкция, наиболее распространённая в Европе. Насос и воздухоочиститель обычно располагаются в одном корпусе, который соединяется со щётками с помощью шланга. Для перемещения по полу корпус оснащается колёсами. Напольная конструкция наиболее универсальна, и позволяет производить уборку большинства поверхностей, в том числе достаточно труднодоступных — за счёт использования труб, шлангов и щёток подходящей конструкции.
- Пылесос-щётка. Пылесосы-щётки более распространены в США. В таком пылесосе двигатель и насос чаще всего располагаются внутри щётки. Насос прогоняет воздух с частицами пыли в мешок, закреплённый на ручке пылесоса. К достоинствам такого пылесоса можно отнести небольшое потребление энергии за счёт расположения насоса максимально близко к щётке, а также большой объём мешка. К недостаткам можно отнести сложность очистки труднодоступных мест (для чего такие пылесосы комплектуются дополнительными шлангами и насадками) и незащищённость подвижных частей от попадания воды и крупных предметов.
Ручные пылесосы малопригодны для уборки больших помещений, они предназначены для небольшого объёма работ: уборки автомобилей, мебели и т.д. Такие пылесосы обычно не оснащаются шлангом, имеют небольшой объём мешка, маломощный двигатель и питаются от автомобильного аккумулятора.
Встраиваемый пылесос (централизованный) устанавливается в подсобном помещении, и от него по зданию разводятся воздуховоды с пневморозетками, к которым подсоединяется шланг пылесоса. Загрязнённый воздух выводится на улицу, вентиляцию или канализацию. К преимуществам такого решения можно отнести:
Гигиеничность. Пыль, не задержавшаяся в системе очистки выбрасывается за пределы здания;
Малошумность. Двигатель пылесоса установлен в отдельном помещении, во время уборки слышен лишь шум всасываемого воздуха; Стоит также отметить большой объём пылесборника и возможность получения большой мощности; Более экономичен по расходу электроэнергии, по сравнению с портативным пылесосом.
Недостатки такого пылесоса: Высокая цена; Сложность монтажа: пылесос требует прокладки системы воздуховодов и установки воздушных розеток. Централизованные пылесосы применяются в основном в гостиничных комплексах, где позволяют значительно сократить трудоёмкость уборки.
Роботы-пылесосы по команде пользователя или по расписанию самостоятельно передвигаются, огибая препятствия, по заданной поверхности, убирают пыль и загрязнения. Многие модели после окончания уборки самостоятельно возвращаются к зарядному устройству. Пользователю остаётся регулярно очищать пылесборник, а также убирать пыль в труднодоступных местах, которые робот-пыл
Физкультминутка (2 минуты)
Климат в узком смысле — локальный климат — характеризует данную местность в силу её географического местоположения. Климат в широком смысле — глобальный климат — характеризует статистический ансамбль состояний, через который проходит система «атмосфера — гидросфера — суша — криосфера — биосфера» за несколько десятилетий. Отклонение погоды от климатической нормы не может рассматриваться как изменение климата, например, очень холодная зима не говорит о похолодании климата.
Микрокламат жилища, как мы уже с вами говорили, это комплекс метеорологических условий в помещении: температура, относительная влажность, наличие приятных запахов (ароматерапия) и др. Оптимальными для микроклимата жилых и общественных помещений в тёплое время года считаются:
- температура воздуха 18-22°С, относительная влажность 30-60 %;
- в холодное время года эти показатели составляют соответственно 20-22°С, 30-45 %.
Для создания комфортного микроклимата в помещении используются специальные системы: в холодное время года — системы отопления:
- газовые,
- дровяные или угольные печи;
- система централизованного водяного,
- в редких случаях (как устаревшего) парового отопления (для жилых и общественных зданий запрещено);
- калориферы и электрообогреватели.
- Системы приточно-вытяжной вентиляции. Системы увлажнения воздуха.
В тёплое и жаркое время года — системы вентиляции и кондиционирования.
Воздухоочистители (очиститель воздуха) — прибор для очистки воздуха в помещении. Мойки воздуха используются в помещениях для увлажнения и очистки воздуха от пыли, неприятных запахов, аллергенов, ароматерапии и не имеют фильтров.
Кондиционер (англ. conditioner) — устройство для поддержания оптимальных климатических условий в помещениях. В простейшей форме, кондиционер предназначен для регулирования и поддержания заданной температуры воздуха в помещении. Наиболее широко кондиционеры используются для снижения температуры воздуха внутри помещений в жаркое время года и круглогодично в помещениях, где образуется избыточное тепло (вагоны метро, салоны самолётов, аудитории, зрительные залы и т.д.) или требуется поддержание определённой температуры (продуктовые склады, операционные).
Виды кондиционеров:
Мобильные — кондиционеры, не требующие монтажа; для использования достаточно вывести гибкий шланг или особый блок из помещения для отвода тёплого воздуха. Конденсат обычно скапливается в поддоне в нижней части мобильного кондиционера.
Моноблочный кондиционер — новый тип кондиционеров, для использования необходимо два отверстия в стене. Преимущества: простой монтаж и обслуживание, отсутствие разъёмных соединений во фреоновой магистрали и, как следствие, отсутствие утечки фреона, максимально возможный коэффициент полезного действия, длительный срок службы, низкий уровень шума. Недостаток: высокая цена.
Оконные — состоящие из одного блока; монтируются в окне, стене. Недостатки: высокий уровень шума, уменьшение освещённости помещения из-за сокращения площади оконного проёма. Преимущества: дешевизна, лёгкость монтажа и последующего обслуживания, отсутствие разъёмных соединений в хладоновой магистрали и, как следствие, отсутствие утечки фреона, максимально возможный коэффициент полезного действия, длительный срок службы.
Сплит-системы (англ. split — расщепление) — состоят из двух блоков, внутреннего и наружного размещения, соединённых между собой медными трубами, по которым циркулирует хладон. Наружный блок содержит (подобно холодильнику) компрессор, конденсатор, дроссель и вентилятор; внутренний блок — испаритель и вентилятор. Различаются по типу исполнения внутреннего блока: настенный, канальный, кассетный, напольно-подпотолочный (универсальный тип), колонный и другие. Мульти-сплит системы — состоят из наружного блока и нескольких, чаще двух, внутренних блоков, связанных между собой медными трубами, по которым циркулирует хладон. Как и обычные, сплиты различаются по типу исполнения внутренних блоков.
Увлажнитель воздуха — климатический прибор, использующийся в первую очередь для повышения влажности воздуха в помещениях. Бытовые увлажнители воздуха: традиционные; мойка воздуха, паровые, ультразвуковые. Ионизатор позволяет очистить воздух в помещении и восстановить баланс отрицательных ионов. Кому будет полезен ионизатор воздуха:
- Детям; Людям пожилого возраста;
- Болезненным, ослабленным людям;
- При заболеваниях дыхательной системы;
- Всем – в период сезонного распространения гриппа и ОРЗ;
- Всем, кто более 2 часов за сутки проводит у монитора;
- Всем, кто большую часть суток находится в закрытом помещении.
Категорические противопоказания для использования ионизатора: Онкология.
Виды ионизаторов для дома, их основные функции. Классификация домашних ионизаторов осуществляется по нескольким категориям.
По назначению:
- Очистители. Назначение: ионизация воздуха и его очистка от пыли, бактерий, дыма.
- Очистители-увлажнители. Назначение: очищение воздуха и поддержание оптимального уровня влажности. Идеальный вариант для помещений с сухим воздухом.
- Климатический комплекс. Назначение: «три в одном» — ионизация, очищение и увлажнение.
Озонирование воздуха – один из наиболее эффективных современных методов очистки и обеззараживания воздуха в помещениях. Бывают: бытовые и промышленные.
V. Закрепление изученного материала
ВОПРОСЫ:
- Что такое микроклимат жилища?
- Какие приборы используют для создания комфортного микроклимата в помещении?
- Какие бытовые приборы помогают нам в уборке?
- Какими функциями обладает современный пылесос?
- Для чего нужны калориферы?
- Какими функциями обладают кондиционеры?
- Для чего нужны ионизаторы и озонаторы?
- Назовите основную функцию увлажнителя воздуха?
VΙ. Итоги урока
Подведение итогов, оценка работы класса и отдельных учащихся.
Домашнее задание.