Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром на тему "Школа добрых волшебников"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: окружающий мир


Задачи:

Образовательные:

  • продолжать уточнять и систематизировать представления детей о жизни диких животных;
  • закреплять умение устанавливать связи между приспособленностью животного к среде и месту обитания;
  • углубить знания о климатических условиях Африки;
  • уточнить название животных;
  • расширить знания о животных жарких стран;

Развивающие:

  • развивать связную речь;
  • вызвать интерес к жизни животных, формировать навыки экологически безопасного поведения;
  • расширять словарный запас (ирбис, лианы, джунгли, саванна, баобаб, барханы, оазис, верблюжья колючка);
  • развивать воображение, любознательность, память и мышление детей.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к животным;
  • воспитывать чувство товарищества.

Предварительная работа:

  • рассматривание карт, глобусов;
  • чтение и рассматривание журналов, энциклопедий;
  • отгадывание загадок.

Оборудование и материалы: массажные дорожки, мяч массажный, кочки резиновые с шипами, обруч, следы зверей, разрезные картинки животных, карта Африки, картинки с природными зонами, животными, птицами и растениями Африки, колечки с наклеенными животными для одевания на руку.

Ход занятия

Дети заходят в группу и встают полукругом и все хором говорят:

Мы ладошку к ладошке сложим,
И друг другу дружно предложим.
Будем петь, заниматься, играть
Что бы добрыми, умными, дружными стать.

(на ногах у детей чешки)

В. Сегодня нам пришло письмо с просьбой о помощи. Давайте откроем письмо и узнаем от кого письмо. (за ширмой достаем попугая с письмом)

Воспитатель читает письмо:

«Здравствуйте друзья. Пишут вам юные волшебники из школы «Добрых волшебников» Нужна ваша помощь. Мы сейчас изучаем Африканских животных, но у нас все животные перепутались. Так как мы еще юные волшебники, только учимся, у нас не все получается, поэтому решили попросить у вас помощи. Помогите нам друзья?!»

В. Как вы думаете, поможем юным волшебникам, справимся?

- А вы сами, друзья, хотите ли бы стать добрыми волшебниками? (ответы детей)

Тогда добро пожаловать в школу Добрых волшебников!

(дети по очереди проходят через обруч - туннель)

Вот мы оказались в школе «Добрых волшебников».

Смотрите друзья, перед нами 3 дороги. Читаем, что тут написано.

  • по прямой пойдёте - добро найдёте;
  • через кочки пойдёте - знания обретёте,
  • по следам пойдёте - друзей найдёте».

I. Дорога - доброты

На полу расстелена массажная дорожка.

Пойдем по прямой дороге, сделаем доброе дело. Прежде чем отправиться в путь дорогу, поиграем пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «В гости»

(дети выполняют движения, произнося стихотворения вначале шёпотом, а затем в полный голос.)

Африканский бегемот (широко разводим руки)
В гости к слонику идёт. (показываем хобот слона)
Непременно по пути, (шагаем)
Также хочет он зайти: (шагаем)
К зебре, льву и носорогу. (перегибаем пальцы)
Покажи ему дорогу! (показываем на дорожку)

Игра «Собери животных»

В: Дети, нам необходимо из частей составить изображения животных. Но помните, на выполнения задания отводится определённое время. В этом нам помогут песочные часы.

Я предлагаю разделиться на две команды: команду мальчиков и команду девочек.

  • У девочек - кенгуру, снежный барс, морж, броненосец, бурундук.
  • У мальчиков - медведь, заяц, лось, утконос, панда.

После того, как дети справились с заданием, воспитатель задает вопросы:

- Как вы считаете, можно ли встретить данных животных в Африке? (нет)

- Как мы называем этих животных? (дикие)

В. С животными разобрались, теперь мы знаем где они обитают.

У наших животных несмотря на то, что они дикие, а сердце доброе, послушаем, как оно бьется. По очереди топаем правой, затем левой ногой. Мы возьмем с собой в дорогу доброту и ласку этих животных.

II. КОЧКИ - ЗНАНИЯ

Дети по очереди проходят по кочкам и останавливаются возле доски.

Африка - волшебный континент. (На доске карта Африки, на столе глобус)

Африку называют самым жарким континентом на Земле, это царство жаркого солнца, песка, буйной тропической растительности.

- В Африке существует три природные зоны.

1. Тропические леса (выставляется картинка)

- Тропические леса (джунгли) - часто идут обильные дожди, большая влажность и теплый климат и поэтому растительность в тропическом лесу богата и разнообразна (деревья огромной высоты, травы, грибы, лианы, папоротники).

В тропическом лесу растений так много и растут они так близко друг к другу, что их листва образует плотный покров, сквозь который едва проникает свет.

Картинки: лианы

- Как вы думаете, а какие животные должны обитать в тропических лесах? Ответы детей.

- Они должны свободно перемещаться среди переплетения ветвей, уметь хорошо лазать по деревьям. И поэтому тропический лес - это царство обезьян.

Картинки: обезьяны

Многие из них никогда не спускаются на землю, живут на ветвях деревьев, находят здесь пропитание, там же у них появляются детеныши.

Физкультминутка «Мартышки»

Мы - веселые мартышки, (руки на пояс, поворот влево и вправо, улыбаемся)
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем, (далее имитация движений по словам)
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!

2. Саванна

- Следующая природная зона в Африке - это саванна (картинка)

- Саванна - это африканская степь. Лето в этой зоне очень длинное, жаркое и засушливое. Зимой наступает короткий сезон дождей. Основная растительность саванны - различные травянистые растения, среди которых попадаются островки деревьев.

Картинка: баобаб

- Баобаб - дерево великан, растет в ширину, т.к. солнца ему предостаточно, но и рост у него тоже не маленький.

Картинки: жираф, антилопа, слон, носорог

- В саванне много трав, здесь водится большое количество травоядных животных - жирафов, антилоп, слонов и носорогов.

Картинки: львы, леопарды, гепарды

- Раз есть травоядные, то есть и хищники, которые на них охотятся - львы, леопарды, гепарды.

- Так же там обитают самые большие птицы, которые не могут летать …кто это? - страусы (картинка)

3. Пустыня

- Следующая природная зона - это пустыня. (картинка)

- Пустыня - место, где кроме песка ничего нет. Ее называют царством песков. Днем очень жарко, иногда дуют яростные ветра, иссушая все вокруг. Но после захода солнца температура резко падает и становится очень холодно. Похожа пустыня на море? (ответы детей)

- Вот эти небольшие возвышенности похожие на холмы называются барханы. Здесь дуют горячие ветра, и песок как бы перетекает с одного места на другое.

В пустыне годами не бывает дождей.

- Как вы думаете, могут ли в этом месте жить растения и животные? (ответы детей)

- Растения и животные есть.

Картинки: верблюжья колючка, оазис

- Пустынное растение - верблюжья колючка.

- Посреди пустыни можно увидеть пальмы, сочные травы и цветы. Эти островки зелени называются оазисы и возникают только там, где есть вода, небольшое озеро или из земли бьет источник.

Дети садятся на стульчики, воспитатель дает массажный мяч первому ребенку, далее мяч передается следующему в ходе ответа.

Игра «Доскажи словечко»

Слушаем внимательно и дружно отвечаем.

  1. В жаркой Африке живет неуклюжий … бегемот
  2. Ему не нужно много блюд, он сухой колючкой сыт …. верблюд
  3. Среди зверей славится царем, его зовут гривастым… львом
  4. На носу он носит рог и зовется… носорог
  5. Неповоротлив, но силен огромный, добродушный … слон
  6. В гости что-то зачастил к нам зелёный … крокодил
  7. Перерос огромный шкаф замечательный … жираф
  8. Апельсины и бананы очень любит … обезьяна

А сейчас я хочу вам сообщит интересные факты из жизни животных:

  • Рост новорожденного детеныша жирафа - примерно 183 см. (показать детям на примере - моток веревки с длиной 183 см)
  • Длина языка взрослого жирафа до полуметра. Им он чистит уши.
  • (пример с веревкой)
  • У Африканских слонов только 4-5 коренных зубов, которыми они пережевывают пищу. А сколько у взрослого человека зубов, кто знает?
  • Муравьи никогда не спят.
  • Пчелы танцуют, чтобы сообщит своим собратьям о найденных источниках пищи. Муравьи и пчелы - это кто? (насекомые)

В: А сейчас проверим, что вы знаете о животных Африки и закрепим знания.

Дидактическая игра «Правда-ложь»

  • У жирафа самая длинная шея. (да, правда, у жирафа самая длинная шея)
  • Африканский слон - самое большое животное. (Да, правда, слон самое большое животное)
  • Львы питаются травой. (Нет, ложь, львы не питаются травой, они хищники)
  • У крокодила острые зубы. (Да, правда, он - хищник, для его питания нужны острые зубы)
  • Обезьяны сами учат детей писать и читать. (Нет, ложь, животные не умеют читать и писать)

Вы все молодцы, получили кочку знаний, узнали какие животные обитают в Африке, а теперь все вместе давайте выполним массаж.

Массаж «Африка»

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде (хлопают по всему телу ладонями)
на лбу, ушах, на шее, на локтях.
Есть на носах, на животах, коленях и носках (обоими указательными пальцами дотрагиваются до частей тела).
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде (щипают себя, как бы собирая складки).
На лбу, ушах на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.
И большой хобот (изображают рукой хобот).
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде (проводят ребрами ладони по телу)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.
А еще у зебры есть копытца - изображают бег зебры.
А у льва есть шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде (поглаживают себя, разглаживая шёрстку)
На лбу, ушах на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках
И большая грива на голове (изображают гриву раздвинутыми пальцами рук).

В: отправляемся по третьей дороге - по следам зверей, чтоб найти себе друзей.

III. СЛЕДЫ ДРУЗЕЙ

Дети идут по следам животных и доходят до стола, далее игра на память.

«Запоминай-ка»

Воспитатель по очереди одевает на правую руку колечки с нарисованными животными - жираф, бегемот, слон, обезьяна, затем руку прикрывает.

Дети по памяти одевают колечки. Игру повторяем, меняя последовательность животных.

Как вы думаете, друзья, помогли мы нашим юным волшебникам?

Вы большие молодцы, спасибо.

Нам пора возвращаться в детский сад.

Дети по цепочке переходят через обруч.

IV. Итог

Вы многому научились сегодня. Вставайте в круг, протяните руки вперед. Возьмите с собой всё важное, что было сегодня, всё, чему вы научились, всё то, что вам было интересно.

(звучит таинственная музыка)

(Все делают движения руками, как будто что-то берут из круга и прикладывают руки к груди, и индивидуально говорят, что понравилось и было интересно).

Сегодня наше занятие в Школе Добрых волшебников подошёл к концу. И я желаю вам, чтобы вы всегда оставались добрыми волшебниками, и несмотря на трудности всегда приходили на помощь тем, кому она потребуется.

Дети получают значки добрых волшебников.

Приложение

Список использованной литературы

  1. Веракса Н.Г., Комарова Т.С., Дорофеева Э.М. «От рождения до школы» Москва, 2020г.
  2. Голицына Н.С. «Конспекты комплексно-тематических занятий в подготовительной группе» Москва, 2023г.
  3. Кыласова Л.Е. «Конспекты занятий для подготовительной группы по развитию речи». Издательство «Учитель».