Задачи:
Образовательные:
- продолжать уточнять и систематизировать представления детей о жизни диких животных;
- закреплять умение устанавливать связи между приспособленностью животного к среде и месту обитания;
- углубить знания о климатических условиях Африки;
- уточнить название животных;
- расширить знания о животных жарких стран;
Развивающие:
- развивать связную речь;
- вызвать интерес к жизни животных, формировать навыки экологически безопасного поведения;
- расширять словарный запас (ирбис, лианы, джунгли, саванна, баобаб, барханы, оазис, верблюжья колючка);
- развивать воображение, любознательность, память и мышление детей.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к животным;
- воспитывать чувство товарищества.
Предварительная работа:
- рассматривание карт, глобусов;
- чтение и рассматривание журналов, энциклопедий;
- отгадывание загадок.
Оборудование и материалы: массажные дорожки, мяч массажный, кочки резиновые с шипами, обруч, следы зверей, разрезные картинки животных, карта Африки, картинки с природными зонами, животными, птицами и растениями Африки, колечки с наклеенными животными для одевания на руку.
Ход занятия
Дети заходят в группу и встают полукругом и все хором говорят:
Мы ладошку к ладошке сложим,
И друг другу дружно предложим.
Будем петь, заниматься, играть
Что бы добрыми, умными, дружными стать.
(на ногах у детей чешки)
В. Сегодня нам пришло письмо с просьбой о помощи. Давайте откроем письмо и узнаем от кого письмо. (за ширмой достаем попугая с письмом)
Воспитатель читает письмо:
«Здравствуйте друзья. Пишут вам юные волшебники из школы «Добрых волшебников» Нужна ваша помощь. Мы сейчас изучаем Африканских животных, но у нас все животные перепутались. Так как мы еще юные волшебники, только учимся, у нас не все получается, поэтому решили попросить у вас помощи. Помогите нам друзья?!»
В. Как вы думаете, поможем юным волшебникам, справимся?
- А вы сами, друзья, хотите ли бы стать добрыми волшебниками? (ответы детей)
Тогда добро пожаловать в школу Добрых волшебников!
(дети по очереди проходят через обруч - туннель)
Вот мы оказались в школе «Добрых волшебников».
Смотрите друзья, перед нами 3 дороги. Читаем, что тут написано.
- по прямой пойдёте - добро найдёте;
- через кочки пойдёте - знания обретёте,
- по следам пойдёте - друзей найдёте».
I. Дорога - доброты
На полу расстелена массажная дорожка.
Пойдем по прямой дороге, сделаем доброе дело. Прежде чем отправиться в путь дорогу, поиграем пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «В гости»
(дети выполняют движения, произнося стихотворения вначале шёпотом, а затем в полный голос.)
Африканский бегемот (широко разводим руки)
В гости к слонику идёт. (показываем хобот слона)
Непременно по пути, (шагаем)
Также хочет он зайти: (шагаем)
К зебре, льву и носорогу. (перегибаем пальцы)
Покажи ему дорогу! (показываем на дорожку)
Игра «Собери животных»
В: Дети, нам необходимо из частей составить изображения животных. Но помните, на выполнения задания отводится определённое время. В этом нам помогут песочные часы.
Я предлагаю разделиться на две команды: команду мальчиков и команду девочек.
- У девочек - кенгуру, снежный барс, морж, броненосец, бурундук.
- У мальчиков - медведь, заяц, лось, утконос, панда.
После того, как дети справились с заданием, воспитатель задает вопросы:
- Как вы считаете, можно ли встретить данных животных в Африке? (нет)
- Как мы называем этих животных? (дикие)
В. С животными разобрались, теперь мы знаем где они обитают.
У наших животных несмотря на то, что они дикие, а сердце доброе, послушаем, как оно бьется. По очереди топаем правой, затем левой ногой. Мы возьмем с собой в дорогу доброту и ласку этих животных.
II. КОЧКИ - ЗНАНИЯ
Дети по очереди проходят по кочкам и останавливаются возле доски.
Африка - волшебный континент. (На доске карта Африки, на столе глобус)
Африку называют самым жарким континентом на Земле, это царство жаркого солнца, песка, буйной тропической растительности.
- В Африке существует три природные зоны.
1. Тропические леса (выставляется картинка)
- Тропические леса (джунгли) - часто идут обильные дожди, большая влажность и теплый климат и поэтому растительность в тропическом лесу богата и разнообразна (деревья огромной высоты, травы, грибы, лианы, папоротники).
В тропическом лесу растений так много и растут они так близко друг к другу, что их листва образует плотный покров, сквозь который едва проникает свет.
Картинки: лианы
- Как вы думаете, а какие животные должны обитать в тропических лесах? Ответы детей.
- Они должны свободно перемещаться среди переплетения ветвей, уметь хорошо лазать по деревьям. И поэтому тропический лес - это царство обезьян.
Картинки: обезьяны
Многие из них никогда не спускаются на землю, живут на ветвях деревьев, находят здесь пропитание, там же у них появляются детеныши.
Физкультминутка «Мартышки»
Мы - веселые мартышки, (руки на пояс, поворот влево и вправо, улыбаемся)
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем, (далее имитация движений по словам)
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!
2. Саванна
- Следующая природная зона в Африке - это саванна (картинка)
- Саванна - это африканская степь. Лето в этой зоне очень длинное, жаркое и засушливое. Зимой наступает короткий сезон дождей. Основная растительность саванны - различные травянистые растения, среди которых попадаются островки деревьев.
Картинка: баобаб
- Баобаб - дерево великан, растет в ширину, т.к. солнца ему предостаточно, но и рост у него тоже не маленький.
Картинки: жираф, антилопа, слон, носорог
- В саванне много трав, здесь водится большое количество травоядных животных - жирафов, антилоп, слонов и носорогов.
Картинки: львы, леопарды, гепарды
- Раз есть травоядные, то есть и хищники, которые на них охотятся - львы, леопарды, гепарды.
- Так же там обитают самые большие птицы, которые не могут летать …кто это? - страусы (картинка)
3. Пустыня
- Следующая природная зона - это пустыня. (картинка)
- Пустыня - место, где кроме песка ничего нет. Ее называют царством песков. Днем очень жарко, иногда дуют яростные ветра, иссушая все вокруг. Но после захода солнца температура резко падает и становится очень холодно. Похожа пустыня на море? (ответы детей)
- Вот эти небольшие возвышенности похожие на холмы называются барханы. Здесь дуют горячие ветра, и песок как бы перетекает с одного места на другое.
В пустыне годами не бывает дождей.
- Как вы думаете, могут ли в этом месте жить растения и животные? (ответы детей)
- Растения и животные есть.
Картинки: верблюжья колючка, оазис
- Пустынное растение - верблюжья колючка.
- Посреди пустыни можно увидеть пальмы, сочные травы и цветы. Эти островки зелени называются оазисы и возникают только там, где есть вода, небольшое озеро или из земли бьет источник.
Дети садятся на стульчики, воспитатель дает массажный мяч первому ребенку, далее мяч передается следующему в ходе ответа.
Игра «Доскажи словечко»
Слушаем внимательно и дружно отвечаем.
- В жаркой Африке живет неуклюжий … бегемот
- Ему не нужно много блюд, он сухой колючкой сыт …. верблюд
- Среди зверей славится царем, его зовут гривастым… львом
- На носу он носит рог и зовется… носорог
- Неповоротлив, но силен огромный, добродушный … слон
- В гости что-то зачастил к нам зелёный … крокодил
- Перерос огромный шкаф замечательный … жираф
- Апельсины и бананы очень любит … обезьяна
А сейчас я хочу вам сообщит интересные факты из жизни животных:
- Рост новорожденного детеныша жирафа - примерно 183 см. (показать детям на примере - моток веревки с длиной 183 см)
- Длина языка взрослого жирафа до полуметра. Им он чистит уши.
- (пример с веревкой)
- У Африканских слонов только 4-5 коренных зубов, которыми они пережевывают пищу. А сколько у взрослого человека зубов, кто знает?
- Муравьи никогда не спят.
- Пчелы танцуют, чтобы сообщит своим собратьям о найденных источниках пищи. Муравьи и пчелы - это кто? (насекомые)
В: А сейчас проверим, что вы знаете о животных Африки и закрепим знания.
Дидактическая игра «Правда-ложь»
- У жирафа самая длинная шея. (да, правда, у жирафа самая длинная шея)
- Африканский слон - самое большое животное. (Да, правда, слон самое большое животное)
- Львы питаются травой. (Нет, ложь, львы не питаются травой, они хищники)
- У крокодила острые зубы. (Да, правда, он - хищник, для его питания нужны острые зубы)
- Обезьяны сами учат детей писать и читать. (Нет, ложь, животные не умеют читать и писать)
Вы все молодцы, получили кочку знаний, узнали какие животные обитают в Африке, а теперь все вместе давайте выполним массаж.
Массаж «Африка»
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде (хлопают по всему телу ладонями)
на лбу, ушах, на шее, на локтях.
Есть на носах, на животах, коленях и носках (обоими указательными пальцами дотрагиваются до частей тела).
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде (щипают себя, как бы собирая складки).
На лбу, ушах на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.
И большой хобот (изображают рукой хобот).
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде (проводят ребрами ладони по телу)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.
А еще у зебры есть копытца - изображают бег зебры.
А у льва есть шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде (поглаживают себя, разглаживая шёрстку)
На лбу, ушах на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках
И большая грива на голове (изображают гриву раздвинутыми пальцами рук).
В: отправляемся по третьей дороге - по следам зверей, чтоб найти себе друзей.
III. СЛЕДЫ ДРУЗЕЙ
Дети идут по следам животных и доходят до стола, далее игра на память.
«Запоминай-ка»
Воспитатель по очереди одевает на правую руку колечки с нарисованными животными - жираф, бегемот, слон, обезьяна, затем руку прикрывает.
Дети по памяти одевают колечки. Игру повторяем, меняя последовательность животных.
Как вы думаете, друзья, помогли мы нашим юным волшебникам?
Вы большие молодцы, спасибо.
Нам пора возвращаться в детский сад.
Дети по цепочке переходят через обруч.
IV. Итог
Вы многому научились сегодня. Вставайте в круг, протяните руки вперед. Возьмите с собой всё важное, что было сегодня, всё, чему вы научились, всё то, что вам было интересно.
(звучит таинственная музыка)
(Все делают движения руками, как будто что-то берут из круга и прикладывают руки к груди, и индивидуально говорят, что понравилось и было интересно).
Сегодня наше занятие в Школе Добрых волшебников подошёл к концу. И я желаю вам, чтобы вы всегда оставались добрыми волшебниками, и несмотря на трудности всегда приходили на помощь тем, кому она потребуется.
Дети получают значки добрых волшебников.
Список использованной литературы
- Веракса Н.Г., Комарова Т.С., Дорофеева Э.М. «От рождения до школы» Москва, 2020г.
- Голицына Н.С. «Конспекты комплексно-тематических занятий в подготовительной группе» Москва, 2023г.
- Кыласова Л.Е. «Конспекты занятий для подготовительной группы по развитию речи». Издательство «Учитель».