ФГОС предъявляют особые требования к созданию равных условий и возможностей, для всестороннего развития детей дошкольного возраста.
Основные из них - это:
- создание содержательно-насыщенной, вариативной, и доступной развивающей среды;
- организация видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества.
Педагогам, работающим в условиях модернизации системы образования, предстоит творчески осмыслить содержание учебно-воспитательных пособий и материалов, с тем, чтобы они отвечали современным требованиям, отыскать такие их варианты и комбинации, которые способствовали бы возникновению у всех детей стойкой мотивации к познанию и творчеству.
Мы представляем материал, о практической ценности которого еще малоизвестно в педагогическом сообществе, но который, при правильном и вдумчивом к нему подходе, отвечает требованиям ФГОС, и может быть успешно использован в инклюзивной работе с детьми - это камешки марблс.
Камешки марблс - это потомки глиняных шариков, которыми играли древние люди многие тысячи лет назад, они возникли в хараппской цивилизации в Индии и объединяют в себе морскую волну, звездную пыль, янтарь и каплю воды.
В наше время марблс изготавливаются из стекла и служат декоративными украшениями. Материалы марблс очень красивые, гладкие, прозрачные, разных форм и расцветок, очень приятны на ощупь.
Применение камешков марблс - это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Игры с камешками воздействуют на рецепторы пальцев.
Василий Александрович Сухомлинский трактовал: "Источники способностей и дарований детей на кончиках их пальцев».
Аристотель заключал: "Рука - это инструмент всех инструментов"
Кант писал "Рука - это своего рода внешний мозг"
Ученые давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием интеллекта. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, а помогут им в этом, камешки марблс, с которыми необходимо взаимодействовать тактильно.
Развить познавательную активность помогут и специально разработанные дидактические игры с камешками марблс.
Игры и игровые приемы с данным материалом используются в зависимости от поставленных целей и задач. Все упражнения могут варьироваться от возраста детей, их развития, заинтересованности в игре, что является важным фактором в условиях инклюзии, они должны быть направлены на оптимальное включение в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями.
При работе с маблс удобно подбирать задания по лексическим темам. Для создания игровых ситуаций можно использовать мелкие игрушки, цветные силуэты, изображения. Таким образом, игры с камнями совмещают в себе и приятное, и полезное занятие для развития детей. Поэтому мы считаем наш проект актуальным, и целью его явилось, развитие интеллектуальной деятельности у детей с задержкой психического развития посредством материалов марблс.
Задачи проекта представлены на слайде, и включают в себя блок образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач.
Принципы которыми мы руководствовались, это основные дидактические и коррекционные принципы, такие как: доступность образовательного материала в соответствии с возрастом и возможностями ребенка, принцип коррекции и развития, системности и последовательности и инклюзивный принцип (включенность в образовательный процесс всех детей);
Работа проходила в несколько этапов:
- подготовительный, на данном этапе была выбрана тема проекта, изучена методическая литература по заявленной теме, определены цель и задачи, методы и формы работы для реализации заявленного проекта;
- этап практической работы, на данном этапе были подобраны и разработаны дидактические игры, приобретены материалы, создан уголок дидактических игр, определено место и время проведения дидактических игр с детьми (обратите внимание на слад), проведена методическая работа по привлечению родителей в проект (консультации, информационные буклеты);
- используя отобранные и разработанные дидактические игры, проведение непосредственной образовательной деятельности с детьми.
Предлагаем посмотреть фотоматериал с использованием наших камешков.
Сейчас вы увидите индивидуальное коррекционное занятие по ФЭМП, в целях экономии времени, мы не станем показывать все занятие, а лишь его фрагмент, т.е. этап закрепления пройденного материала.
И конечно же, хочется продемонстрировать вам занятие с детьми, которое разработала и проведет для вас Волошко М.Н. со своими воспитанниками, двое из которых имеют диагноз ЗПР, один с УО (F-70).