Основой обучения чтению детей являются тексты литературных произведений. Условно они разделяются на художественные и научно-популярные. Объясняется это тем, что тексты учебника, содержащие элементарные научные сведения о явлениях природы, жизни человека, поведении животных, птиц, часто имеют занимательный характер и четкую принадлежность к таким жанрам литературы, как рассказ, сказка, стихотворение (это, например, сказка Н.Грибачева «Рыжие листья», рассказы И.Соколова-Микитова «Улетают журавли», А.Чехова «Первый снег», Н.Сладкова «Воробьиный термометр», А.Баркова «Голубой апрель», стихотворение В.Фетисова «Что такое лето?»). Основные этапы работы с рассказом:
- подготовка к восприятию текста;
- чтение текста учителем;
- краткая беседа для выявления эмоционального отношения к прочитанному;
- чтение текста учащимися по частям и анализ текста;
- повторное чтение текста учащимися;
- пересказ прочитанного;
- заключительная (обобщающая) беседа.
Этапы работы с рассказом могут варьироваться, их количество может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от объема произведения.
Основные этапы работы с рассказом
I. Подготовка к восприятию текста. Задача данного этапа - расширить представления учащихся о событиях и явлениях, изображенных в произведении, подготовить детей к эмоциональному восприятию произведения, раскрыть лексическое значение слов, без понимания смысла которых усвоение произведения будет затруднено. Подготовка к первичному восприятию может быть организована в различных формах. Вот некоторые методы, формы и приемы, которые используются при подготовке детей к восприятию художественных произведений. Вступительное слово. Учитель очень коротко сообщает ученикам о том, какое произведение они будут изучать в тематическом разделе учебника: «Мы с вами читали стихи и рассказы об осени. Сегодня мы продолжим эту работу.
Беседа проводится с разной целевой установкой:
1) выявить запас знаний и представлений учащихся о событиях, являющихся составной частью содержания. Например, перед чтением рассказа Е. Пермяка «Знакомые следы» учитель организует беседу с детьми и просит их ответить на вопросы: «Кто из вас был в деревне? Кто видел следы каких-нибудь зверей? Где и когда это было?» Перед чтением рассказа В. Бианки «Еж-спаситель» учитель задает вопрос: «Знаете ли вы, где живет и чем питается еж?» Перед работой над рассказом Л.Толстого «Гроза» учитель спрашивает: «Кто из вас видел грозу?»;
2) воссоздать чувства, которые дети ранее испытывали в той или иной ситуации. Например, перед чтением рассказов Н.Артюховой «Большая береза» и В.Бианки «Еж-спаситель» учитель спрашивает: «Лазали ли вы когда-нибудь на деревья? Было ли вам страшно в этот момент? Видели ли вы когда-нибудь змею или ежа? Что вы испытали при встрече с ними?» Рассказ учителя. Это может быть рассказ-воспоминание взрослого о ярком, запомнившемся событии (например, о Великой Отечественной войне перед чтением рассказа Е.Олейника «Полюшко-поле»; о космонавтах перед чтением рассказа В.Драгунского «И мы»), это может быть также рассказ учителя о писателях И.Д.Соколове-Микитове, К.Д.Ушинском, Л.Н.Толстом и др. Экскурсия. Организуется, как правило, перед чтением произведений о природе для углубления знаний учащихся и формирования у них умений наблюдать за сезонными изменениями в природе. В лесу, в поле, на реке можно не только увидеть то, что изобразил автор в произведении (снег, как белая скатерть, цвета золотой осени, пробуждение природы весной, появление первых цветов и листьев), но и услышать то, о чем автор пишет (стук дятла, звук капающего дождя, шум воды, пение птиц).
Слушание музыки. Является эффективным средством для восприятия произведений, несущих большой эмоциональный заряд. Программы по чтению и музыке дают большие возможности для использования музыкальных произведений и отрывков из них перед чтением текстов на историческую тему. В некоторых случаях перед чтением полезно показать детям картину, подходящую к конкретному тексту, или фрагменты из диафильмов и кинофильмов.
Словарная работа. На этом этапе объясняются только те слова, непонимание смысла которых затрудняет восприятие текста. Все отобранные для объяснения слова должны включаться в живую речь учащихся или учителя, так как, оторванные от контекста, они малопонятны. Например, перед чтением рассказа Л. Толстого «Котенок» - значение слова амбар и т.д. На предварительную работу по тексту на уроке нужно отводить не больше 3-7 минут.
II. Чтение текста учителем. Цель данного этапа - обеспечить первичное целостное восприятие текста, которое не предполагает глубокого проникновения в произведение, осмысливания его со всех сторон. На этой ступени восприятия ответы учащихся могут быть спорными или даже ошибочными. Но не следует сразу же давать правильный ответ, лучше весь дальнейший анализ произведения провести с учетом первичного восприятия, подводя учащихся к правильным суждениям и выводам. Художественное произведение первым читает учитель. Его чтение поможет учащимся более ярко и эмоционально прочувствовать произведение, лучше усвоить содержание и идею, а также будет способствовать выработке у детей такого важного качества чтения, как выразительность.
III. Краткая беседа для выявления эмоционального отношения к прочитанному, как правило, проводится в тех случаях, когда изучается произведение остросюжетного характера, или тогда, когда эмоциональные переживания героев очевидны и доступны для понимания учащимися. После первого прочтения проводится короткая беседа по содержанию, в ходе которой учащиеся отвечают на вопросы общего характера, не углубляясь в смысл и содержание текста. Кроме того, иногда учащиеся должны ответить на вопрос, который учитель ставит непосредственно перед чтением.
IV. Чтение текста учащимися по частям и анализ текста. Основная цель этого этапа - усвоение содержания читаемого текста и его анализ. Учитель заранее намечает, на какие логически законченные части делится текст. После прочтения учащимися каждой части выясняются ее содержание, главная мысль, значение непонятных слов и выражений. С помощью соответствующих вопросов учащиеся подводятся к осознанию образов, их взаимоотношений. При этом выявляется отношение писателя и учащихся к действующим лицам.
V. Повторное чтение текста учащимися. Цель повторного чтения - закрепить в сознании учащихся содержание произведения, усилить впечатление от него средствами выразительного чтения, упражняться в технике чтения. Задания здесь могут быть самые различные. Все вопросы, задания и разъяснения учителя должны быть тщательно продуманы, чтобы большая часть времени была потрачена на чтение, а не на разговоры по поводу прочитанного. Ориентиром постановки основной группы вопросов должны служить вопросы и задания из методического аппарата учебника. С повторным чтением текста связывается и работа по составлению плана. Работа над планом предусмотрена методическим аппаратом книги и включает следующие задания: озаглавьте части рассказа, из заголовков составьте план прочитанного, составьте рассказ по предложенному плану.
VI. Пересказ прочитанного. Цель пересказа - выяснить, насколько учащиеся правильно поняли содержание прочитанного текста, как они прочувствовали его. При передаче содержания прочитанного своими словами учащиеся упражняются в построении фраз, учатся излагать текст по плану и последовательно. В зависимости от характера произведения, его объема, целевой направленности и возраста учащихся на уроках могут практиковаться различные виды пересказов: словесное рисование, подробный и краткий пересказ, пересказ из личного опыта.
VII. Заключительная (обобщающая) беседа. Цель заключительной беседы состоит в том, чтобы учащиеся глубже осмыслили все частные выводы, сделанные при разборе частей. В заключительную беседу входят вопросы, ведущие к обобщению. Здесь разбираются черты характера героев произведения, выявляется, как к ним относятся автор и сами учащиеся. Заключительная беседа проводится не на каждом уроке, а лишь тогда, когда работа над произведением уже закончена. Мы назвали лишь основные этапы работы над художественным произведением. Но необходимо помнить, что чтение нельзя проводить всегда по одному плану. Несомненно, что формы работы будут меняться в зависимости от возраста учащихся, характера произведения, его объема.
Во время планирования работы над литературным произведением различных жанров необходимо подготовить учащихся к восприятию данного произведения.
Глубина осознанности восприятия зависит от ряда обстоятельств - возрастных запросов и возможностей читателя, его общей развитости, круга и уровня притязаний, интересов и потребностей, начитанности, жизненного опыта, запаса наблюдений и многого другого.