Кулинарные традиции России

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Классы: 1, 2, 3, 4


Цели:

  • сформировать и расширить представления о культурных традициях народов России;
  • воспитывать уважение к культуре питания народов России.

Оформление: проектор, карта России, презентация, раздаточный материал.

Ход занятия

1. Актуализация знаний

Песня и танец поварят

- Как вы думаете, ребята, о чем пойдет речь на нашем занятии?

- Правильно,о питании.

Когда говорят о какой-нибудь стране, то вспоминают не только её место на карте мира, численность населения, площадь территории. Нет! Прежде всего вспоминают великих людей, которые прославили имя государства, потом традиции народов, живущих в них, а ещё обязательно вспоминают о кухне. У каждого народа есть свои кулинарные пристрастия.

В путешествие по кулинарной России мы сегодня и отправимся.

2. Работа по теме

- Знакомьтесь с картой нашего путешествия (на экране появляется фрагмент физ.карты России)

1-я станция

Мы вступаем на землю, где царствуют жара и сильный ветер, на нашу Астраханскую землю.

Ученик 1. Астраханский край славится пресноводными рыбами. Расскажу об осетре. Длина тела осётра достигает около 140 см, а масса 59 кг. Мясо осетра отличается его превосходными вкусовыми качествами, очень высоко ценится и его черная икра.

- Ребята, а какие ещё виды рыб обитают в реках нашей области? (Лещ, сом, карп, сазан, вобла, чехонь, окунь, судак, белуга, щука, карась, буфала и т.д.)

- Ребята, у вас есть любимые блюда из рыбы?

- А какое самое любимое блюдо из рыбы у жителей нашего края? (уха). Мясо рыбы питательно и полезно для организма человека. Сейчас мы проверим, знаете ли вы, какие продукты необходимы для приготовления ухи, и какая из команд быстрее это сделает. (Дети делятся на две команды. Каждая команда должна как можно быстрее выбрать из предложенных продуктов нужные для приготовления ухи и положить их в свою кастрюлю).

2-я станция

Теперь перенесёмся в Тамбовскую область.

Отгадайте загадку.

Это чудо плод
Её едим мы круглый год.
Пюре, супы, салат,окрошка.
Везде присутствует … (картошка).

В России никого не удивляет поговорка о том, что для россиянина «картофель - второй хлеб».

Ученик 2. История картофеля в России многострадальна. Этот овощ приживался в нашей стране с огромными трудностями. Крестьяне считали грехом употребление в пищу завезённых откуда-то «чертовых яблок». И прошло немало времени, прежде чем в народе поняли, что картофель не только вкусен, но и питателен и полезен. И теперь уже никого не удивляет поговорка о том, что для русского крестьянина «картофель - второй хлеб».

Далее проводится конкурс, кто быстрее и качественнее очистит картофель.

3. Физминутка

4. Работа по теме

3-я станция

Ставропольский край, где большое внимание уделяют выращиванию бобовых и зерновых культур.

Ученик 3. Очень важное место в рационе россиян занимает каша.На Руси каша известна с глубокой древности. Но знаете ли вы какая богатая история у каши? Недаром с ней связаны десятки пословиц, поговорок, обычаев и обрядов. Учёные-историки утверждают, что каша была одним из первых кушаний человека. На Руси каша известна с глубокой древности, он стала своего рода национальным блюдом. Немало пословиц и поговорок связаны с кашей, бытует в нашей речи и сегодня «с ним каши не сваришь» (о непутёвом, безответственном человеке), «просит каши» (о рваной обуви) и т.д. Слово «кашевар» до сих пор является синонимом слова «повар», особенно в воинских частях или в рабочих бригадах.

5. Конкурс «Отгадай крупу»

(Дети с завязанными глазами, наощупь, определяют вид крупы).

6. Работа по теме

4-я станция

Ученик 4. Бескрайны просторы нашей страны. Захватывает дух только от одного взгляда на карту России. Пришло время заглянуть на Уральский хребет.

На Урале самое любимое блюдо - пельмени. Их делают не только с мясом, но и капустой, грибами, рыбой. Название «пельмени» определила форма этого блюда. Слово «пельмень» образовано от двух слов: «пель» - ухо, ушко, «нянь» - хлеб. Поэтому сначала их так и называли «пельняня». Позже, видимо это слово преобразовалось в «пельмени».

7. Конкурс «Свари пельмени»

(Каждый из участвующих в конкурсе учеников с определённого расстояния должен попасть «пельменем» в кастрюлю. Выигрывает тот, кто закинул больше всех «пельменей»).

8. Работа по теме

5-я станция

Поволжье (Смоленская, Ростовская, Волгоградская, Саратовская области), Краснодарский край. Об этих территориях обычно говорят «житница нашей страны».

Ученик 5. Здесь выращивают пшеницу. Мука, которая из неё получается, долго сохраняет свои свойства. Из неё пекут хлеб, делают макароны, вермишель, лапшу, рожки. Путешественник, оказавшийся среди бескрайних полей пшеницы замирает в умилении и восклицает: «МОРЕ ХЛЕБА!». Не в уютном помещении под крышей создается хлеб. Тот кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок. Делайте и вы так. Смолоду учитесь ценить труд других.

Каравай земли и неба
На твоем столе -
Ничего сильнее хлеба
Нету на земле.
В каждом маленьком кусочке
Хлебные поля,
А на каждом колосочке
Держится земля.

- Практически каждый второй человек на планете каждое утро начинает с заваривания чая. Кто-то отдает предпочтение крепкому чёрному, кому-то нравится бодрящий зелёный, многие наслаждаются вкусом каркаде. В России чай выращивают в Краснодарском крае.

Просмотр фильма про историю и сбор чая.

9. Подведение итогов

У каждого народа, в любой стране есть свои традиции в питании, свои любимые блюда, особые традиции в убранстве стола, которые надо уважать и сохранять.

Сегодня мы путешествовали по России ,а следующий раз побываем в других странах.

Наш народ хлебосольный и любит принимать и угощать гостей.

Вот и мы приглашаем всех к чайному столу! (Слайд «Чаепитие»)

(дети угощают всех присутствующих чаем с выпечкой.)