Развитие мелкой моторики как один из факторов развития речи

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: развитие речи, мелкая моторика


Согласно статистическим данным, за последние 5-10 лет показатель уровня развития речи у детей снизился. Причин для такой тенденции может быть несколько, в том числе и недостаток родительского внимания. Сейчас ребенок чуть ли не с первых своих дней окунается в мир теле- и аудиокоммуникаций, да и современные игрушки не все способствуют развитию речи, в частности, мелкой моторики, очень важной для ее становления. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее [4].

Нарушения речи - довольно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. При этом наиболее распространенной формой речевой патологии является общее недоразвитие. У детей с трудностями в речевом развитии достаточно часто отмечается недостаточный уровень развития моторики, которая проявляется в основном низким уровнем развития тонкой координации речевой мускулатуры, а также недостаточной манипуляторной пальцевой деятельности. Это связано с тем, что речь ребенка, являясь частью общей моторики, формируется на основании сочетанного созревания речедвигательной функциональной системы. Развитие речи и моторики взаимосвязано и во многом зависит от функционирования лобных отделов мозга. У детей с общим недоразвитием речи двигательные нарушения являются составной частью ведущего дефекта и определяются теми же механизмами, что и основной дефект. Для них характерно замедление формирования двигательной сферы, отмечаются различные расстройствами регуляции мышечного тонуса, статической координации [3].

М.И.Кольцовой установлено, что уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от того на каком уровне сформированы движения пальцев рук [2]. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и готовит ребенка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи такой же, как и артикуляционный аппарат. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев».

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук.

Проблемами изучения мелкой моторики дошкольников школьников в отечественной науке занимались многие исследователи (Д.Б.Эльконин, А.Р.Лурия, М.М.Кольцова, Л.Ф.Фомина и др.). Развитие мелкой моторики ребёнка рекомендуется начинать с раннего детства. Упражнения, используемые для этого, сначала будут носить пассивный для ребенка характер. Начинать заниматься с ребенком нужно с осторожностью сгибать и разгибать пальцы рук ребёнка, а также проводить поглаживание его рук в направлении от пальцев к запястью. Пример: упражнения «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и др. [5].

Позднее используют различные тренировочные упражнения, задачей которых является развитие ручной умелости ребенка. Достигается это в результате перехода от простых заданий к более сложным - пальчиковая гимнастика, игры с прищепками для белья, различные виды мозаики и др. Пальчиковая гимнастика позволяет ребенку быстрее научиться выполнять множество бытовых движений. Без развития этих способностей дошкольнику довольно сложно обходиться при самообслуживании: надо уметь держать ложку, застегнуть пуговицу, зашнуровать ботинки и т.д. От того, насколько развиты мышцы кисти будет зависеть качество рисования, письма.

Педагоги-практики также уделяют особое внимание проблеме развития мелкой моторики руки и зрительно-двигательной координации, так одни из них отдают большее предпочтение штриховке и рисованию, другие теневому театру, третьи лепке и конструированию.

Работу по развитию мелкой моторики у детей желательно проводить систематически, уделяя ей по 3-5 минут ежедневно. В работе с детьми используются различные методы и средства: игры; моделирование и конструирование; упражнения, физкультминутки; использование малых фольклорных форм (загадки, скороговорки, чистоговорки), образных выражений, сравнений, стихотворений и пр.

В работе с детьми нашли свое применение и наиболее интересные для детей упражнения:

  • работа с нитками. Начинать можно с рисования картинок по силуэту. Еще один способ создания картин из ниток - мелкое их нарезание и приклеивание к трафарету. Дети с удовольствием работают в парах;
  • шнуровка - дело знакомое еще с младшей группы. Можно предложить детям на любой твердой основе изобразить методом шнуровки печатные цифры, буквы, знаки. Плетение разноцветными шнурками помогает ребенку развить чувство ритмичности, координировать работу обеих рук;
  • счетные палочки - первые помощники в любой деятельности. Из них можно выложить буквы, цифры, ответы на загадки, решить головоломки;
  • с помощью семян, круп и плодов создаются узоры и пейзажи, развивается творческое воображение;
  • камушки, ракушки помогают не только развить координацию движений и глазомер, но и закрепить зрительные образы букв и цифр;
  • театрализованная деятельность - использование теневого театра, пальчикового театра способствует развитию диалогической и монологической речи;
  • графические диктанты или задания типа «Продолжи узор»;
  • игры с мозаикой, Лего-конструктором, разрезными картинками или пазлами [1].

Таким образом, систематическая работа над развитием мелкой моторики рук при соблюдение определенных условий и требований можно добиться хороших положительных результатов как в развитии речи, так и в других необходимых функциях организма. Развитие мелкой моторики, подготовит детей к рисованию и письму. При развитии специальных навыков кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений. У детей активизируются психические процессы: внимание, память, мышление, фантазия, расширится словарный запас, а также развиваются важнейшие качества человеческой личности - способность сотрудничать в коллективе, быть коммуникабельным, что очень важно в школьной жизни детей.

Литература

  1. Агишева О.В. Экспериментальная программа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста; материалы XVII международной научно-практической конференции. Психология и педагогика в системе гуманитарного знания «Научно-информационный издательский центр "Институт стратегических исследований». - 2015. - С. 81-93.
  2. Кольцова, М.М. Ребёнок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. - СПб, 2006. - 224 с.
  3. Логопедия учебное пособие для студ. дефектол. фак. пед. вузов / под.ред. Волковой Л.С. 5-е изд. - М: перераб.и доп. Изд.: ВЛАДОС, 2009 г. - 703с.
  4. Пономаренко Е.И., Афонина Л.Н., Водняк О.Н. Педагогический опыт: теория, методика, практика. - Фоменко В.Н., Лосева А.В Развитие мелкой моторики у младших школьников с задержкой психического развития // Материалы межрегиональной научно-практической конференции студентов, аспирантов, магистрантов и слушателей «Изучение образование детей с различными формами дизонтогенеза» - 2009. С. 89.