Использование рабочих листов на уроках истории

Разделы: История и обществознание


Использование рабочих листов на уроках истории включает элементы оценивания на разных этапах урока, итоговую самооценку ученика, оценку учителя, имел набор образцовых заданий, был своего рода ориентиром при изучении некоторых тем курса отдельного предмета. Вместе с тем рабочие листы становились постепенно своего рода диагностической картой по изучению предмета, демонстрируя при этом личностный рост ученика, связь с другими предметами.

Итак, Рабочий лист - это лист,

  • где прописаны все задания, которые ученики могут выполнить на уроке; чёткие указания, как и что должны ученики сделать за урок;
  • где ученику предоставляется возможность самостоятельного формулирования целей и задач предстоящего урока;
  • условие самостоятельного освоения учебным материалом, часто с предложением нескольких маршрутов для этого;
  • возможность оценить свою работу (сравнить с эталоном, образцом выполнения...).

Рабочий лист может быть в 2-х видах: одинаковый для всех учащихся класса или индивидуальный.

Индивидуальный Рабочий лист содержит инструкции и материалы, предназначенные для отдельных учащихся с учетом их индивидуальных возможностей и способностей.

Использование индивидуальных рабочих листов позволяет каждому ученику определять цель своих действий в предложенных рамках работы, искать возможные решения, чувствовать свободу выбора знаний и практических возможностей, проявлять самостоятельность при решении возникших проблем, то есть ученик становится активным участником процесса обучения. На уроке "Строение кольчатых червей на примере дождевого червя" каждый выбирает вариант работы в зависимости от сложности, но на листе даны также общие вопросы, и обучающийся может предположить, каков должен быть итог урока, какой вид работы поможет в достижении целей.

На современном уроке реализуется системно-деятельностный подход, который лежит в основе стандартов. Рабочие листы помогают сделать процесс обучения именно деятельностный и реализуют образовательную функцию урока. В структуру листа сегодня включаются задания на формирование различных УУД.

Это может быть контролирующий блок с заданиями разной степени сложности, направленный на контроль и актуализацию знаний, блок формирования новых понятий и терминов, включающий задания по структуризации материала, работе с терминологией, по составлению кластеров разного уровня. Кроме того, есть элементы, соответствующие требованиям стандартов второго поколения - самооценивание работы на уроке. И что очень важно - практически весь урок обучающиеся самостоятельно, опираясь на схему рабочего листа, изучают новый материал.

Каждый рабочий лист - это модель урока, которую можно корректировать, дополнять, а затем использовать как опорный материал для закрепления или повторения материала. Кроме того, рабочий лист можно дополнить информационным листом, где каждый найдёт для себя новую интересную информацию, что в конечном итоге повышает интерес к предмету, то есть мотивирует на успешное обучение.

Стимулом к изучению предмета и получению знаний может быть и личная значимость материала для каждого школьника, поэтому, например, на уроке "Приспособленность организмов - результат действия естественного отбора" Рабочий лист включает задания и информацию именно практической направленности.

В настоящее время все большее значение приобретает самообразовательная функция урока. Поэтому работа ученика должна быть в первую очередь осознанной.

Для осуществления воспитательной функции урока нужна целенаправленная продуманная деятельность в системе уроков. Использование рабочих листов в системе даёт возможность реализовать и эту функцию, поскольку он представляет собой некий план к самостоятельной работе ученика, в основе которого лежит логика процесса усвоения знаний: (Слайд 14 второй клик мыши) восприятие - осмысление - запоминание - применение - обобщение - рефлексия. В этом случае очень важно, чтобы обучающийся видел не только план работы на уроке, но и мог по нему определить цели, а также личную значимость получаемых знаний. На этом этапе учитель реализует функцию тьютора, организующего и сопровождающего процесс обучения. Работа с листами может быть не только индивидуальной, но и предусматривать достижение целей в микро- и макро-группах, что помогает социализации обучающихся, формирует коммуникативные компетенции детей.

Развивающая функция урока направлена на развитие у школьников личностных психологических особенностей: памяти, внимания, мышления, речи, наблюдательности, любознательности. Поэтому в рабочий лист включаются проблемный вопрос, развивающие задания.

Несомненно, при использовании Рабочих листов необходимо корректировать и план урока, прописывая все этапы работы с Рабочими листами. Только тогда можно контролировать формирование основных компетенций учащихся, предвидеть результат, контролировать и сопровождать процесс обучения.

Отдельно нужно сказать о преимуществах, которые дает работа по Рабочим листам учителю. Если обучающийся работает непосредственно в Рабочем листе, то есть возможность оценить как каждый вид работы в отдельности, так и выполнение работы в целом. Учитель может оценить индивидуальные возможности каждого, прослеживать формирование УУД и участие в процессе обучения, видеть пробелы в изучении темы, корректировать процесс обучения индивидуально, что делает обучение более эффективным. Использование Рабочих листов на уроках и анализ их позволяет проследить личностный рост каждого ребёнка. Работа по алгоритму облегчает и процедуру самооценивания для ученика, поскольку по заполненному листу обучающийся может оценить весь объём выполненной им работы, планировать дальнейшие успехи.

Выводы

Рабочий лист позволяет организовать продуктивную самостоятельную работу учащихся с учебным материалом на уроке, помогает активизировать учеников на любом этапе урока, является замечательным средством получения обратной связи.

Разработанный специально к уроку, рабочий лист помогает ученику разобраться в композиции урока, увидеть, от чего и к чему он в процессе учёбы "двигался". Значит, ученику легче сделать выводы по уроку, "пробежав ещё раз глазами" по своей работе, оценить, насколько он был активен на уроке, насколько продуктивно "учился", есть возможность оценить себя, одноклассников, корректировать оценку в оде урока, серии уроков.

Процесс разработки и подготовки как урока, так и Рабочего листа очень трудоёмкий.

Учитель на таком уроке не выполняет главенствующую роль, не является основным "вещателем" знаний, а становится консультантом, координатором и наблюдателем, тогда как ученики становятся учителями, исследователями и сотрудниками.

Что делать с заполненными Рабочими листами?

Из опыта работы мы пришли к выводу, что Рабочие листы можно накапливать в портфолио по предмету(как результат продвижения обучающегося), можно сводить промежуточные данные по учащимся, полученные в Рабочих листах, в сводные таблицы "Достижения результатов освоения программы" по классу для получения полной картины по предмету.

Таким образом, проанализировав основные момента работы с Рабочими листами, можно уверенно говорить о выполнении основной функции учителя на современном уроке как организатора, управляющего процессом познания, сопровождающего процесс обучения, создающего условия и образовательную среду для каждого ребёнка. Ведь, по словам Конфуция, "самое прекрасное зрелище на свете - это вид ребёнка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь".