«Человек совершил огромную ошибку, когда возомнил, что может отделить себя от природы и не считаться с её законами».
Вернадский В.И.
Многие современные дети оторваны от живой природы и ее ритмов, они живут в мире техники, насыщенной высокими скоростями изменений. Эта ситуация обостряет проблему экологического образования ребенка и усложняет воспитательную практику. Экологическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества, и является ключевым элементом в развитии экологической ответственности у подрастающего поколения. В современном мире, где проблемы экологии становятся всё более актуальными, экологическое образование помогает формировать у детей осознанное отношение к окружающей среде.
Ранний возраст - чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребенка. Это возраст, когда все впервые, все только начинается - общение со сверстниками, игра, первые представления о себе, мире, других людях. Яркость и новизна ранних впечатлений остаются на всю жизнь. Именно это природное любопытство можно использовать в целях экологического воспитания детей.
Как сказал великий русский писатель М.М.Пришвин «Природа - источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего. Именно в раннем возрасте необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней».
Экологическое воспитание детей - это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Прививая детям экологические привычки с раннего возраста, мы готовим их к тому, чтобы стать защитниками природы и осознанными гражданами. Возможность активно включаться в экологические инициативы развивает у ребенка ответственность и показывает, как маленькие действия могут стать частью глобальных усилий по защите природы. Воспитание экологической ответственности - это долгосрочный процесс, который требует постоянного внимания и участия, но его результаты будут иметь важное значение для будущего нашей планеты.
Осознанное, правильное отношение к природе основывается на первоначальных знаниях о живом. Влияние природы на ребенка огромно.
Объекты природы привлекают детей, прежде всего, яркостью, красотой, разнообразием красок. Очень важно ввести ребенка в мир природы с самого раннего возраста. Проявления природы в разное время года прекрасны, разнообразны и удивительны. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства.
Сухомлинский В.А. писал: "Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться".
Обогатить опыт ребенка яркими впечатлениями от красоты, разнообразия природных явлений, научить любоваться, всматриваться, проявлять наблюдательность и пытливость, заботиться о природе, беречь ее - вот главная задача взрослых. Взрослые должны помочь детям накопить первый багаж эмоциональных, ярких, живых представлений о природе. Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде закладывается у детей с раннего возраста в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы. Взрослые воспитывают у ребенка заботливое отношение ко всему живому: к травке, цветочку, птичке, сверстникам и т.д.
Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно попробовать на вкус.
Наше отношение к окружающему миру, моральные устои и ценности закладываются с раннего детства. Именно поэтому, так необходимо как можно раньше начинать детей знакомить с природой, прививать к ней любовь с самых ранних лет, можно сказать, что всё это составляет единую цепочку: мы формируем с ранних лет у детей экологическую культуру, следовательно, они, когда вырастут, будут любить, понимать и самое главное беречь природу, и тогда не будет экологических проблем не планете.
Способность к познанию не является врожденной, а формируется в процессе обучения и воспитания. Для того чтобы у ребенка развивалась эта способность, необходимо создать такие условия, при которых ребенок часто соприкасается с тем, что его интересует. Тогда ребенок начинает искать ответы, что подталкивает его к дальнейшим наблюдениям.
Проект «Экологические тропинки» - одна из современных форм воспитания и образования детей, дающая возможность показать детям объекты и явления природы во взаимосвязях, способствуют формированию конкретных представлений о животном и растительном мире, о сезонных явлениях. Организация работы с детьми на «Экологических тропинках» занимает важное место в системе накопления каждым ребёнком личного опыта, экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребёнка, так и для самой природы, в соответствии с интересами, склонностями, уровнем познавательного развития каждого ребенка. Является эффективным средством нравственного, эстетического и трудового воспитания.
Учитывая особенности раннего возраста при организации работы используются разнообразные формы: многократно повторяющиеся наблюдения за растениями, животными, объектами и явлениями неживой природы в сочетании с поисковыми действиями, чтением книг, с играми, использованием потешек, поговорок, с музыкальной деятельностью.
Так в рамках проекта, в течении всего лета проводились занятия - наблюдения за растениями (цветы). Наблюдение - сложная познавательная деятельность, зарождающаяся в раннем возрасте и осуществляющаяся как совместная деятельность ребенка и взрослого. Целью таких наблюдений было формировать представления детей о цветах, познакомить с некоторыми видами цветов. Обращалось внимание на разнообразие цветов: различаются по внешнему виду листьев, стеблей, цветков, их форме, окраске, количеству, величине и т.д. Но в каждом присутствует своя красота и неповторимость, а также на состояние растений при уходе за ними. Взрослый побуждает ребенка к уходу за растениями, поливать их, содержать в чистоте. Ребенок учится понимать состояние растения, сочувствовать ему, ухаживать за ним. Частое наблюдение за растениями помогает понять ребенку, что жизнь и красота растения зависит от света, тепла, воды. Дети раскрываются, проявляя заботу о растениях, выполняя не сложные поручения, ребенок смотрит и делает свои выводы. Знакомя детей с растениями, можно одновременно решать задачи их умственного, нравственного и эстетического воспитания. Развивать эстетические чувства - умения видеть и чувствовать красоту природы, желая сохранить ее.
Общение с природой - прекрасная школа воспитания у детей доброты, чуткости и отзывчивости. Бережное отношение ко всему красивом воспитывается лучше всего тогда, когда дети сами ухаживают за растениями и животными.
В холодное время года организовывается экологическая акция «Птичья столовая». Совместное изготовление кормушек, и подкормка птиц. Птицы привлекают внимание своей динамичностью, подвижностью, издаваемыми звуками. Дети знакомятся с различными видами птиц, учатся относиться к ним бережно и внимательно, у них формируются чувства сострадания, сопереживания. Для развития нравственно-эстетических чувств очень важно пробуждать у детей интерес и любовь к живым существам
Мы - часть многообразной природы, поэтому необходимо уважать природу, заботиться о ней.. Любовь детей к природе начинается с понимания ее ценностей. Экологическое воспитание - это важная часть образования, которая формирует у детей ценные навыки и ценности. Ценить разнообразие природы, быть благодарным ее дарам, восхищаться красотой. Путем активного участия и образования дети могут научиться любить и беречь природу, что способствует сохранению окружающей среды для будущих поколений. Именно поэтому очень важно с самого раннего детства прививать в детях интерес, любовь и мысли о бережном отношении к окружающей нас живой природе.
«Я хочу, чтобы наша планета
Оставалась зеленого цвета,
Чтобы не было серого цвета
На планете моей никогда.
Чтобы дерево, кустик, цветочек
Украшались зеленым листочком,
Я хочу, чтоб трава была тоже
На зеленый ковер похожа.
Чтобы воздух был чистым-чистым,
Голубое небо-лучистым.
Я хочу, чтобы жили дети
На большой зеленой планете.»
Елена Бондарева