Предмет: Литературное чтение.
Программа: Школа России.
Класс: 2.
Тип урока: комбинированный, с использованием элементов проектной деятельности.
Цель: ознакомить детей с новым видом сказок на примере русской народной сказки «Гуси-лебеди».
Задачи:
- Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о русских народных сказках, особенностях их построения, языке, героях; учить делить текст на части, обогащать речь учащихся.
- Развивающая: развивать основы исследовательской деятельности, творческое воображение, образное и логическое мышление; формировать коммуникативные навыки.
- Воспитательная: воспитывать уважение к истокам культуры своего народа.
- Здоровьесберегающая: сохранять здоровье ребѐнка через проведение физминуток, создание благоприятных условий обучения.
УУД:
- Личностные: уметь мотивировать свои действия, оценивать свои действия, считаться с мнением других.
-
Регулятивные: уметь ставить цель;
- удерживать еѐ до получения результатов;
- контролировать и оценивать уровень владения учебными действиями.
Коммуникативные: уметь слушать и слышать учителя;
- работать в группах;
- уметь согласовывать свои действия с партнѐрами.
Познавательные:
- уметь работать с источником информации;
- уметь доносить информацию в доступной форме;
- сравнивать, анализировать, обобщать, давать определения.
Продолжительность: 40 мин.
Авторский медиапродукт: презентация к уроку.
Метод обучения: словесный, практический, наглядный, репродуктивный.
Технологии, применяемые на уроке:
- Технология «Обучение в сотрудничестве».
- Технология проектного обучения.
- Здоровьесберегающие технологии.
- Информационно-коммуникационные технологии.
Формы организации работы на уроке:
- Фронтальная.
- Групповая.
Средства обучения: экран, ноутбук.
борудование: учебник, аудиозапись сказки, презентация, рисунки героев сказок, сюжетные картинки, карточки.
Ход урока
1. Организационный момент
(Звучит музыка - заставка передачи «В гостях у сказки»). (Слайд 1)
Учитель.
Садитесь поудобнее,
Слушайте внимательно.
Обещаю, наш урок - будет увлекательным!
2. Самоопределение к деятельности
Учитель. Какой раздел мы с вами изучаем?
Ученики. Устное народное творчество. Сказки. Русские народные сказки.
Учитель. Я уверена, что все вы любите сказки. Чем сказки отличаются от других произведений? Назовите сказочные приметы.
- С чего начинаются сказки? (Жили-были, В некотором царстве... - зачин)
- В сказках встречаются... ( 3,7 - волшебные цифры, устаревшие слова)
- Почти во всех сказках побеждает... (добро)
- В сказках может быть... (волшебство)
Учитель. Как называются сказки, у которых нет автора?
Ученики. Народные
Учитель. А сказки, у которых есть автор?
Ученики. Авторские.
Учитель. Все сказки разные. Разные герои, место действия, поступки. Можно выделить виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. (Слайд 2)
Учитель. Распределите сказки в две группы. Работа в парах.
(Тест на знание видов сказок с использованием сюжетных картинок).
Учитель. Вы правильно распределили сказки. Проверка.
Но что объединяет сказки о животных, бытовые?
Ученики. В сказках о животных главными персонажами являются животные. В бытовых сказках действуют люди.
3. Постановка цели занятия перед учащимися. Работа с новым произведением
Учитель. Сегодня мы побываем в гостях у новой сказки, которая относится к волшебным. В волшебных сказках, как и в бытовых, основные персонажи - люди, но если в бытовых сказках герои становятся победителями преимущественно благодаря своему уму, смекалке, смелости, хитрости, то здесь победа одерживается с помощью чуда, чародейства.
Ученики составляют название сказки по силуэтам гусей-лебедей из букв на доске.
- Сегодня мы будем читать сказку "Гуси-лебеди". (Слайд 4) Но сначала прослушаем её в исполнении актёров.
Первичное прослушивание (аудиозапись).
Учитель. Понравилась сказка? Чем понравилась?
Ученики. (ответы на вопросы)
4. Физминутка
5. Словарная работа
Учитель. Вы прослушали сказку «Гуси-лебеди». А смогли бы вы пересказать сказку слово в слово?
Ученики. Нет. Автор - народ.
Учитель. Все ли слова сказки были вам понятны? Давайте разберём значение непонятных слов. Подберите синонимы.
- «кликала» - звала
- «причитывала» - говорила с плачем
- «покуда» - пока
- «худо будет» - плохо
Как вы понимаете: «Сидит ни жива, ни мертва» - очень испугалась.
«Зачем на глаза явилась? - Зачем пришла? (Слайд 4)
- «кудель» - пучок льна, приготовленный для пряжи
- «веретено» - приспособление для ручного прядения, стержень для навивания нити.
- «устьице» - выходное отверстие печи
Учитель. Эти слова не употребляются в современной речи и называются устаревшими. Почему в сказке так много устаревших слов?
Ученики. Сказки знали ещё наши бабушки и прабабушки. (Слайд 5)
6. Составление плана сказки
Учитель. Расположите сюжетные картинки по порядку.
Сказки передавались из уст в уста, добавлялись, украшались, добавлялись сказочные слова.
Сейчас прочитаем сказку по частям, попробуем составить план. На доске:
- Начало действия.
- Развитие действия.
- Главное действие.
- Конец действия.
- Сколько частей в сказке?
Чтение вслух 1-й части «по абзацам».
Учитель. Найдите зачин.
Ученики. Жили-были...
Учитель. Кто самый внимательный и нашёл сказочные слова и выражения?
Ученики. Чистое поле, тёмный лес.
Учитель. Что случилось у сестрицы?
Ученики. Гуси-лебеди унесли брата.
Учитель. Как сестра догадалась, кто унёс братца?
Ученики. «Про гусей давно шла дурная слава, что они пошаливали...
Учитель. Почему же с детьми случилась беда?
Ученики. Девочка не послушалась старших.
Учитель. Как можно озаглавить первую часть?
Ученики. Потеря брата.
Учитель. Прочитаем вторую часть по абзацам.
Учитель. Где встречается троекратный повтор?
Ученики. Печка, яблонька, река.
Учитель. Как озаглавим эту часть?
Ученики. Поиск.
Учитель. Прочитайте вслух:
- О чём девочку просили печка, яблонька, речка?
- Как она им отвечала?
- Почему в первый раз они не помогли девочке?
Ученики. Не выполнила просьбу.
7. Физминутка
8. Итог по проекту
С какими волшебными персонажами встречается девочка?
Каждый готовился к сегодняшнему уроку по-разному. Некоторые ребята приготовили интересные доклады о персонажах сказки. Пришло время отчитаться.
Мини-проекты
«Русская печка»
Положительные персонажи часто любят сидеть и лежать на печи. Илья Муромец провёл на ней 33 года своей жизни. Емеля, не желая покидать уютную лежанку, ездил на печи. Такую же любовь к печи обнаруживает и баба-яга, что, впрочем, не мешает ей делать попытки изжарить заблудившихся детей. Русская печь большая и долго сохраняет тепло. При помощи неё на Руси изгоняли простудные заболевания, готовили очень вкусную еду: блины, пироги, каши.
Яблоня. Золотистый цвет яблок - символ красоты, здоровья, свежести и молодости. В сказке «Гуси-лебеди» яблоня помогает сестрице спасти брата. Целительной силой обладают яблоки в сказке «Иван-царевич и серый волк». Съешь яблочко и станешь молодым и красивым.
Кисельные реки, молочные берега. Нам в столовой часто дают на завтрак кисель. Он ягодный, хотя и густой по сравнению с молоком, но всё равно жидкий, никакие берега из него не получатся. Однако в русских деревнях ели овсяный кисель, пресную и невкусную пищу, как жидкую кашу светло-серого цвета, напоминающую по цвету берега реки. Это выражение означает безбедную, беззаботную жизнь, когда всё есть.
Учитель. Где же нашла сестра своего брата?
Ученики. У Бабы-Яги.
Учитель. Как назвали бы вы третью часть?
Ученики. В избушке у Бабы-Яги. (Слайд 6)
Баба-Яга. Лесная старуха- волшебница. Вид у неё страшный: одна нога как у скелета, длинный нос до подбородка достаёт. Летает на метле, ухвате или в ступе, заметает свой след помелом. Повинуются Бабе-Яге все звери, но самые верные: чёрные коты, вороны и змеи. Живёт в избушке на курьих ножках, которая стоит в дремучем лесу. Нужно только попросить...
Учитель. - Кому вы больше всего сопереживаете? Кто главный герой сказки?
Учитель. - Когда и почему девочка меняется к лучшему?
Ученики. В конце сказки, пройдя через испытания, спасая брата.
Выберите пословицу, которая подходит к сказке.
- Глаза боятся, руки делают.
- Не дорого начало, похвален конец.
- Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
- Красна птица перьями, а человек - знанием. (Слайд 7)
Учитель. - Как заканчивается сказка?
Выберите пословицу, которая подходит к сказке.
- Глаза боятся, руки делают.
- Не дорого начало, похвален конец.
- Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
- Красна птица перьями, а человек - знанием. (Слайд 7)
- Добро побеждает зло.
Учитель. Как бы вы назвали последнюю часть сказки?
Ученики. Возвращение домой.
9. Обобщение. Итоги
Учитель. Какой урок вы вынесли из сказки?
Ученики. Надо слушаться старших, быть скромным и вежливым, на добро отвечать добро.
Учитель. - Какие бывают сказки?
Ученики. О животных, бытовые, волшебные.
Учитель. Выберите из признаков сказки те, которые свойственны волшебной сказке. (Тест)
- События повторяются три раза +
- На долю главного героя выпадают тяжёлые испытания и невероятные приключения. +
- Лисица в этих сказках - хитрая, волк - глупый и жадный, заяц - трусливый, петух - самоуверенный. -
- Зло воплощают в сказках Баба-яга, Кощей Бессмертный...+
- Герои сказок - солдат, крестьянин или барин живут в реальном мире. -
- Героям помогают волшебные предметы, которые могут разговаривать. +
Проверка. (слайд 8)
10. Домашнее задание
Дочитать 3 и 4 части, пересказ сказки.
11. Рефлексия - 2 мин.
Если на уроке было интересно - раскрасьте яблочко в красный цвет,
- если не всё удалось - жёлтый,
- были трудности - зелёный. (Слайд 9)
Тест «Волшебные сказки»
Выберите из признаков сказки и обведите в кружок те, которые свойственны волшебной сказке.
- События повторяются три раза.
- На долю главного героя выпадают тяжёлые испытания и невероятные приключения.
- Лисица в этих сказках - хитрая, волк - глупый и жадный, заяц - трусливый, петух - самоуверенный.
- Зло воплощают в сказках Баба-яга, Кощей Бессмертный...
- Герои сказок - солдат, крестьянин или барин живут в реальном мире.
- Героям помогают волшебные предметы, которые могут разговаривать.
Определите вид сказки, соедините стрелками.