Говорят, что мультфильмы не влияют на жизнь.
А многие до сих пор едят бутерброд колбасой вниз только потому,
что в мультфильме один кот сказал, что так вкуснее…
Поднимаюсь по школьной лестнице. Спешу на урок в свой родной 2 «А», предвкушаю, что сейчас у нас будет беседа на перебой о тех книгах, вернее о тех героях и приключениях, о которые они прочитали в книгах за лето. Но встречаю, учеников затрудняющихся назвать главную мысль прочитанного произведения, у них возникают трудности с определением последовательности событий в прочитанном тексте, но заметила, что дети, делясь впечатлениями о произведениях, по сюжетам которых они смотрели мультфильмы, показывают более осознанное восприятие произведения и выражают собственное отношение к читаемому (Эдуард Николаевич Успенский «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Федор, пёс и кот»).
Таким образом, моя методическая идея: модернизация педагогического процесса, направленного на формирование читательской грамотности путем создания мультипликационных фильмов.
Целью ее является: положительная динамика читательской грамотности в классе. В качестве ключевого условия формирования читательской грамотности младших школьников рассматривается организация работы с учебными заданиями на уроках в начальных классах. Способ, который я выбрала - это создание мультипликационных фильмов учащимися моего класса.
Актуальность работы заключается в социально обусловленной потребностью общества в грамотном читателе и недостаточным уровнем развития познавательного интереса к чтению. Обращение к анимации было неслучайным, мультипликационные фильмы в младшем школьном возрасте остаются важным источником получения информации о мире, что, безусловно, способствует формированию познавательного интереса к чтению и книге - это и есть ФГОС НОО.
По мнению ведущего педагога мультипликационной студии и члена Союза Кинематографистов России Елены Роальдовны Тихоновой, работая над созданием мультипликационного фильма, ребята младшего школьного возраста анализируют большое количество текстов, учатся извлекать главную информацию от второстепенной, что как раз является формированием смыслового чтения.
В 3-4-х классах, когда у учащихся сформирован навык чтения, содержательным концентром урока становится само литературное произведение и его смыслы. Опираясь на труды (В.В.Абраменкова, Л.М.Баженова, А.Ф.Бурухиной, в которых отечественные ученые исследовали влияние искусства мультипликации на нравственное, социальное, художественно-эстетическое развитие детей. Результаты исследований показали, что мультфильмы, в соответствии с возрастными особенностями детского развития, содержат высокий образовательный потенциал.
Реализация коммуникативно-деятельностного подхода обеспечивается наполнением внеурочного занятия специфическим содержанием, выбором адекватных поставленной задаче технологий и способов освоения произведения, позволяющим сформировать необходимые читательские умения. Создание мультфильма - это коллективная деятельность и в ней стали участвовать дети с Ограниченными Возможностями Здоровья. А исследования таких ученых как Д.В.Деревягина, А.А.Комарова, О.С.Куликова, показали нам, что это способствует формированию эмоционального благополучия, развивает когнитивные и творческие способности, мелкую моторику, коммуникативные и речевые навыки учащихся с ОВЗ.
Данную технологию я начала внедрять в образовательный процесс через курс внеурочной деятельности «Сам себе режиссёр». Я знаю, какое количество детей с пониженным, базовым, высоким и повышенным уровнем смыслового чтения и работы с информацией обучаются в моем классе, и поэтому организовывала внеурочное занятие как пространство такого сотрудничества, которое открывает возможности для проявления своих достижений и задает зону ближайшего развития каждого учащегося. У нас были сценаристы, художники, композиторы, актеры и оператор.
Создалась система работы над мультфильмом, к каждому этапу было наложено понятие читательской грамотности, которое нам предлагает нам обновленный ФГОС НОО:
Этапы работы над мультфильмом |
Читательская грамотность |
1. Выбор темы, знакомство с авторами и их произведениями. |
Найти и извлечь информацию |
2.Чтение выбранного произведения, анализ, поиск ключевых моментов (на данном этапе идет полный анализ прочитанного). |
Интегрировать и интерпретировать информацию
|
3.Определение смысловых частей текста, раскадровка. |
Осмыслить и оценить |
4.Выбор вида мультипликации (пластилиновая, рисованная, сыпучая) Подготовка персонажей, создание декораций. На этом этапе зарождается характер героев. |
Осмыслить и оценить содержание текста |
5.Съемка мультфильма и монтаж - для того, чтобы получился мультфильм, Использование стандартных программ для монтажа видео, таких как Киностудия, Movavi Video Editor, приложение для монтажа мультфильмов - «Stop Motion» |
Осмыслить и оценить форму текста |
6.Презентация. |
Оценка и рефлексия: компетентные читатели могут воспринимать форму и содержание текста и критически оценивать ценность и достоверность информации в нем. |
Первое, что я получила в своей деятельности по использованию такой методики - это положительное отношение ребенка к чтению, которое начинается с той минуты, когда он почувствует себя участником событий, которые открывает перед ним книга.
Работа над созданием мультфильма - это один из реально работающих методических приемов по развитию читательского воображения, а значит элемент «новой читательской грамотности».
Такая методика мне помогала корректировать дефициты учащихся от занятия к занятию и выстраивать их индивидуальную траекторию развития.
Отличным бонусом создания такого продукта как мультфильм стали «Непослушный пешеход» - 1 место в школьном конкурсе видеороликов по Правилам Дорожного Движения. В окружном конкурсе видеороликов о красоте родного края мы участвовали с мультфильмом «Осенняя пора» - заняли почётное 2 место. В областном интернет-фестивале «Шахматы, шашки - верный путь к успеху» одним из этапов было создание мультфильма, благодаря высокой оценке нашего мультфильма, ребятам удалось занять 3 место.
Представляю вашему вниманию мультфильм «Непослушный пешеход»
И наш результат - есть! Дети читают осмысленно. Создание мультфильмов придает вкус чтению!