Прием педагогической техники «Сорбонка» уже давно известен педагогам, а его появление можно назвать даже забавным.
Однажды студентам Сорбонны нужно было выучить китайский язык за три дня. Ленивые студенты придумали способ, который им помог успешно сдать экзамен. Они изготовили двухсторонние карточки с одной стороны на которых были написаны фразы на китайском языке, а на другой на французском. Такая карточка получила название «сорбонка».
При изучении истории этот технологический приём используется для заучивания определений, понятий, дат и т.д. На одной стороне карточки записывается понятие, слово, дата, а на другой - ответ. Ученик перебирает карточки, пытается дать ответ и тут же проверяет себя.
Современные компьютерные технологии сделали этот приём ещё более удобным и продуктивным. Анимированный вариант сорбонки делает процесс запоминания более привлекательным и разнообразным. Объектами запоминания могут быть не только слова, даты, термины, но и карты и другие наглядные объекты. Анимированная сорбонка - высокоэффективный метод, применяемый в различных учебных ситуациях, в том числе и при подготовке к ОГЭ. Применение сорбонок способствует закреплению нового и повторению пройденного материала. Быстрое вращение анимированной карточки позволяет использовать её многократно. Это, в свою очередь, приводит к следующим результатам:
- концентрации внимания на определенных элементах исторического материала;
- увеличению частоты повторений;
- экономии времени, посвященного проверке исторического материала;
- формированию умений самоконтроля, самопроверки и взаимоконтроля.
Самое важное то, что использование технологического приёма «Анимированные сорбонки» при подготовке к ОГЭ по истории приводит к более результативному запоминанию обильного количества исторических дат, понятий, терминов, фактов, культурно-исторических объектов и памятников.
На примере повторения тем раздела «История России XVIII века» в презентации демонстрируется технологический приём «Анимированные сорбонки» (при просмотре наводить курсор на каждую карточку)
Анимированные сорбонки по теме "Внешняя политика Петра I. Рождение Российской империи"
СЛАЙД 2
Задание 1. Назвать событие
1. 1700г. - поражение под Нарвой
2. 1708г. - битва у деревни Лесной
3. 1709г. - Полтавская битва
4. 1714г. - Гангутское сражение
5. 1720г. - Сражение у острова Гренгам
СЛАЙД 3
Задание 2. Назвать дату
1. Азовские походы - 1695, 1696гг.
2. Великое посольство -1697-1698гг.
3. Северная война - 1700-1721гг.
4. Прутский поход - 1711гг.
5. Провозглашение России империи - 1721г.
Анимированные сорбонки по теме "Внешняя политика России в XVIII веке"
СЛАЙД 4
Задание 3. В каком году был заключён мирный договор, в результате какой войны и при каком российском правителе?
- Ништадский мирный договор - 30 августа 1721г., Северная война 1700-1721гг., Пётр I
- Кючук-Кайнарджийский мирный договор - 1774г., Русско-турецкая война 1768-1774гг., Екатерина II
- Ясский мирный договор - 1791г. Русско-турецкая война 1787-1791гг., Екатерина II
СЛАЙД 5
Задание 4. Назвать основные условия мирного договора
1. Ништадский мирный договор 1721г.
1) Россия получает Прибалтику, часть Карелии и выход в Балтийское море
2) Швеции возвращается Финляндия;
2. Кючук-Кайнарджийский мирный договор 1774г.
1) Россия получила право строительства военного флота на Чёрном море
2) Крым стал независим от Турции.
3) России отходят причерноморские земли между Днепром и Бугом
4) Керчь, Еникале в Крыму отходят к России
3. Ясский мирный договор 1791г.
1) Подтверждение присоединения к России Крыма и протектората над Восточной Грузией
2) Россия получила земли между Днестром и Южным Бугом
3) Бессарабия, Молдавия, Валахия возвращены Турции
Анимированные сорбонки по теме "Внутренняя политика России в XVIII веке"
СЛАЙД 6
Задание 5. Дать определение понятиям
1) Бироновщина - политический режим при Анне Иоанновне, по имени ее фаворита Э-И.Бирона. Отличался засильем иностранцев
2) Оппозиция - партия или группа, выступающая против господствующего мнения
3) Правительствующий сенат - высший орган гос. власти и законодательства, подчинённый императору. Учреждён Петром I в 1711г.
СЛАЙД 7
Задание 6. Назвать понятие, о котором идёт речь
1) Рекрутская повинность - способ комплектования вооруженных сил России с 1699г. по 1874 год.
2) Табель о рангах - закон о порядке государственной службы в Российской империи (соотношение чинов по старшинству, последовательность чинопроизводства)
3) Святейший синод - государственный орган России, ведал делами Русской православной церкви
Анимированные сорбонки по теме "Культура России XVIII века"
СЛАЙД 8
Задание 7. Какие памятники культуры изображены? Кем созданы?
Екатерининский дворец в Царском селе (Б.-Ф.Растрелли)
Статуя Петра I «Медный всадник» (Э.Фальконе)
Портрет воспитанниц Смольного института (Д.Левицкий)
Скульптурный портрет М.В.Ломоносова (Ф.Шубин)