Квест-игра "Помощники Земли"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Экология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1

Ключевые слова: экология, квест-игра, экологическая игра


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Вид квеста: «живой» квест.

Название: «Помощники Земли».

Целевая аудитория - учащиеся 1 класса, возраст 7-8 лет.

Цель: активизировать познавательную деятельность учащихся в области экологии и охране окружающие среды.

Задачи:

  • способствовать развитию у детей устойчивого интереса к природе, позитивных установок на бережное отношение к природе, на следование доступным экологическим правилам в деятельности и поведении;
  • мотивировать на выбор эффективных способов для решения проблемных ситуаций;
  • развивать внимание, логическое мышление, умения работать в команде.

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

  • принятие экологических норм поведения;
  • формирование бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред;
  • развитие познавательных интересов, активности, инициативности, любознательности.

Метапредметные результаты.

Познавательные универсальные учебные действия.

Базовые логические действия:

  • понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания

Работа с информацией:

  • соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его названием.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • в процессе диалогов задавать вопросы;
  • признавать возможность существования разных точек зрения;
  • корректно и аргументировано высказывать свое мнение;
  • соблюдать правило ведения диалога и дискуссии;
  • проявлять уважительное отношение к собеседнику.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Самоорганизация:

  • планировать с помощью учителя действия по решению учебной задачи;
  • выстраивать последовательность выбранных действий и операций.

Самоконтроль:

  • осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
  • корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя).

Совместная деятельность:

  • соблюдать правила общения в совместной деятельности: договариваться, справедливо распределять работу, определять нарушение правил взаимоотношений, при участии учителя устранять возникающие конфликты.

Предметные результаты:

  • развитие стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения;
  • приобретение опыта положительного эмоционально-ценностного отношения к природе;
  • умение решать в рамках изученного материала познавательные, в том числе практические задачи.

Инструкция по выполнению: класс делится на команды, командам нужно выполнить 6 заданий, за каждое правильно выполненное задание каждый участник команды получает 1 листок от дерева.

Оборудование: карточки-задания, материалы для заданий: деревянные палочки для костра, карточки красного, зеленого, желтого цвета, мусорные мешки для распределения мусора, картинки-предметы, изображающие мусор, ручки, компьютер с проектором.

Ход занятия

Оргмомент

- Дорогие друзья! К нам в класс пришло письмо от Помощников Земли, которые просят у нас помощи. (Слайд 2).

- Они прилетели в нашу Мурманскую область, чтобы спасти природу. Рядом с городом Мончегорском они обнаружили мертвое дерево. У них не получается его оживить. (Слайд 3).

- Чтобы им помо
чь вам нужно выполнить задания. Если вы с ними справитесь, то получите зеленый листок, который поможет оживить дерево.

1 задание. «Расшифруй слово». (Слайд 4)

- У каждой команды на столе лежит листок, на котором зашифровано слово. Чтобы его расшифровать, нужно вычеркнуть слово «ива», оставшиеся буквы вписать по порядку в клетки. (Ответ: ЭКОЛОГИЯ)

Иваэдивакиваоиваиваливаоиваиваиваоивагиваииваивая

- Ребята, скажите, что обозначает слово «экология»? (Экология - наука о природном доме, о взаимоотношениях живой и неживой природы. Экология в переводе с греческого означает: экос - дом, логос - наука, получается - наука о доме. Экология изучает, как растения, животные и люди живут вместе, влияют друг на друга и на окружающую среду).

- Ребята, знаете ли вы, кто такие экологи, и чем они занимаются? (Эколог - это человек, который заботится о защите окружающей среды и/ или выступает за нее). (Слайд 5)

- Молодцы, т.к. вы справились с заданием, вы получаете первые листочки.

- Сегодня мы с вами тоже побудем юными экологами и отправимся в лес, чтобы спасти дерево. Представьте, что мы покидаем наш класс и идем в лес.

2 задание. «Если я приду в лесок» (Слайд 6)

- Итак, мы в лесу. Прежде чем продолжить наше путешествие, я хочу проверить, как вы знаете правила поведения на природе. Для этого сыграем в игру «Если я приду в лесок». Если я поступаю правильно - вы хлопаете, если неправильно - топаете.

- Если я приду в лесок и сорву ромашку? (Топают)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (Топают)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (Хлопают)
Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (Хлопают)
Если разведу костёр, а тушить не буду? (Топают)
Если сильно насорю и убрать забуду? (Топают)
Если мусор уберу, банку забираю? (Хлопают)
Я люблю свою природу, я ей помогаю! (Хлопают)

- Молодцы! Вы хорошо знаете правила поведения в лесу и за это получаете листочки. Теперь мы можем продолжить наше путешествие.

- Ребята, а что можно увидеть в лесу? (Животных и растения.)

- В лесу часто встречаются лекарственные растения, и с их помощью люди и животные лечат разные заболевания.

- Ребята, назовите сказочного героя, который лечил животных. (Айболит.)

3 задание. «Айболит» (Слайд 7)

- Давайте поможем Айболиту подобрать лекарственное растение для животных. У вас на столах лежат картинки, вам нужно соединить карточку с растением с карточкой животного, которому оно может помочь.

- Что поможет от укуса? (Подорожник.) (Слайд 8)

- Что поможет от боли в горле? (Ромашка.) (Слайд 9)

- Что поможет от температуры? (Малина.) (Слайд 10)

- Многие лекарственные растения очень редкие, как и животные. Их осталось не так много.

- Знаете ли вы, куда занесены такие растения и животные? (В Красную книгу.)

- Как человек должен их использовать?

- Молодцы! Вы выполнили задание. Получите листочки.

- Посмотрите на картинку. Куда мы попали? (В сгоревший лес.) (Слайд 11)

- Почему так произошло?

- Чтобы не было пожара в лесу, нужно уметь правильно разжигать костер. Знаете ли вы как правильно это делать? (Вырыть ямку для костра подальше от деревьев и правильно его сложить).

4 задание. «Костер». (Слайд 12)

- Предлагаю каждой команде побыть костровыми и сложить костер, как это изображено на картинке. (Карточку у каждой команды определит жеребьевка).

- Ребята, для чего нужно правильно складывать костер?

- Когда будем уходить, что нужно сделать с костром?

- Молодцы! И с этим заданием вы справились. Получите листочки.

- Ребята, посмотрите мы вышли на поляну. (Слайд 13)

- Вам хочется на ней находиться? (Нет.)

- Почему? (Много мусора.)

- Давайте попробуем распределить отходы по пакетам. (У обучающихся карточки с мусором и мусорные пакеты)

5 задание. Экопылесос. (Слайд 14)

- Ребята, знаете ли вы, чем отличаются отходы от мусора? (Отходы - это то, что можно переработать.)

- Зачем сейчас мы с вами сейчас сортировали мусор?

- Скажите, что нужно делать, чтобы место в лесу, где вы отдыхаете, оставалось чистым?

- Молодцы! И с этим заданием вы справились. Получаете за это зеленые листочки.

- А теперь нам нужно вернуться в класс. Но что мы увидели? (Светофор) (Слайд 15)

- Это не простой светофор. Мы же с вами экологи, поэтому нам на пути встретился экосветофор.

- Для нас горит красный свет. Чтобы загорелся зеленый нам нужно ответить на вопросы. А сигналами светофора будете управлять вы.

6 задание. Экосветофор. (Слайд 16)

- Сигналы экологического светофора означают то же, что и на проезжей части дороги: Красный цвет - стой! Твои действия приносят вред окружающей среде. Жёлтый цвет - будь осторожен! Постарайся своими действиями не навредить природе! Зелёный цвет - ты настоящий друг и защитник природы! Ты все делаешь правильно!

- Ребята, вы должны поднимать карточку соответствующего цвета только после прочтения высказывания.

  1. Мальчик вырезал перочинным ножом свои инициалы на дереве (красный).
  2. Дети оставили непотушенный костёр в лесу (красный).
  3. Ученики высаживают возле школы деревья (зелёный).
  4. Мальчик полез в кусты за мячом (жёлтый).
  5. Ребята словили снегиря и посадили его в клетку (красный).
  6. Девочки не стали рвать ландыши в лесу (зеленый).
  7. Дети пинают мухоморы, потому что это ядовитые грибы (красный).
  8. Ребята взяли к себе домой яйцо сороки, чтобы показать родителям (красный).
  9. Мальчишки старались идти аккуратно, чтоб не навредить животным (зелёный).
  10. Ребята увидели гнездо в траве (жёлтый).
  11. Ребята взяли с собой мусорные пакеты, чтобы по дороге домой собирать мусор, оставшийся от туристов (зелёный).

- Молодцы! Вы справились с заданием. Получите листочки.

- Посмотрите, для нас загорелся зеленый цвет. И мы можем вернуться в класс. (Слайд 17)

Итог

- Ребята, мы оказались в классе. (Слайд 18).

- Скажите, для чего мы отправились в путешествие? (Чтобы спасти дерево.)

- Давай вспомним, какой путь нам пришлось пройти. (Маршрутный лист.) (Слайд 19).

- Удалось ли нам выполнить все задания? (Да.)

- Какое задание для вас было самым сложным?

- Какое задание больше всего понравилось?

- Итак, наступил важный момент, у каждого из вас есть листочки, которые помогут оживить наше дерево. Выходите к доске и прикрепите их на ветки дерева.

- Посмотрите, как зазеленело и ожило наше дерево. Вы большие молодцы. Помощники Земли и я благодарим вас за работу.

Список литературы

  1. Андреева, Н.Д. Теория и методика обучения экологии: учебник для вузов / Н.Д.Андреева, В.П.Соломин, Т.В.Васильева; под редакцией Н.Д.Андреевой. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 190 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-07764-3. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/538212.
  2. Воспитание на уроке: методика работы учителя: методическое пособие / [Степанов П.В., Круглов В.В., Степанова И.В. и др.]; под ред. П.В.Степанова.- М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». 2021.- 94 с.
  3. Зарипова, Р.С. Основы экологической культуры: учебное пособие для среднего профессионального образования / Р.С.Зарипова, В.Р.Махубрахманова. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 106 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-18269-9. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/545136.
  4. Методика преподавания предмета «Окружающий мир»: учебник и практикум для вузов / Д.Ю.Добротин [и др.]; под общей редакцией М.С.Смирновой. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 380 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-16043-7. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/536548.
  5. Миронов, А.В. Экологическое образование младших школьников: учебное пособие для вузов / А.В.Миронов. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 263 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-11962-6. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/542495.
  6. Смирнова, М.С. Методика преподавания предмета «Окружающий мир» в начальной школе. Изучение историко-обществоведческого материала: учебное пособие для вузов / М.С.Смирнова, А.Н.Россинская, Л.Е.Штанова; под редакцией М.С.Смирновой. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 196 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-14895-4. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/543966.

Информационные ресурсы

  1. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2024) Статья 74. Экологическое просвещение, п. 1.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 286 (редакция от 17.02.2023).
  3. Федеральная рабочая программа НОО «Окружающий мир» (для 1-4 классов образовательных организаций). Изд.: ФГБНУ ИСРО Москва, 2022.
  4. Концепция экологического образования в системе общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 29 апреля 2022 г. № 2/22.
  5. Программа «На Севере жить!».