Вид квеста: «живой» квест.
Название: «Помощники Земли».
Целевая аудитория - учащиеся 1 класса, возраст 7-8 лет.
Цель: активизировать познавательную деятельность учащихся в области экологии и охране окружающие среды.
Задачи:
- способствовать развитию у детей устойчивого интереса к природе, позитивных установок на бережное отношение к природе, на следование доступным экологическим правилам в деятельности и поведении;
- мотивировать на выбор эффективных способов для решения проблемных ситуаций;
- развивать внимание, логическое мышление, умения работать в команде.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
- принятие экологических норм поведения;
- формирование бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред;
- развитие познавательных интересов, активности, инициативности, любознательности.
Метапредметные результаты.
Познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
- понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания
Работа с информацией:
- соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его названием.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- в процессе диалогов задавать вопросы;
- признавать возможность существования разных точек зрения;
- корректно и аргументировано высказывать свое мнение;
- соблюдать правило ведения диалога и дискуссии;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
- планировать с помощью учителя действия по решению учебной задачи;
- выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
Самоконтроль:
- осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
- корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя).
Совместная деятельность:
- соблюдать правила общения в совместной деятельности: договариваться, справедливо распределять работу, определять нарушение правил взаимоотношений, при участии учителя устранять возникающие конфликты.
Предметные результаты:
- развитие стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения;
- приобретение опыта положительного эмоционально-ценностного отношения к природе;
- умение решать в рамках изученного материала познавательные, в том числе практические задачи.
Инструкция по выполнению: класс делится на команды, командам нужно выполнить 6 заданий, за каждое правильно выполненное задание каждый участник команды получает 1 листок от дерева.
Оборудование: карточки-задания, материалы для заданий: деревянные палочки для костра, карточки красного, зеленого, желтого цвета, мусорные мешки для распределения мусора, картинки-предметы, изображающие мусор, ручки, компьютер с проектором.
Ход занятия
Оргмомент
- Дорогие друзья! К нам в класс пришло письмо от Помощников Земли, которые просят у нас помощи. (Слайд 2).
- Они прилетели в нашу Мурманскую область, чтобы спасти природу. Рядом с городом Мончегорском они обнаружили мертвое дерево. У них не получается его оживить. (Слайд 3).
- Чтобы им помо
чь вам нужно выполнить задания. Если вы с ними справитесь, то получите зеленый листок, который поможет оживить дерево.
1 задание. «Расшифруй слово». (Слайд 4)
- У каждой команды на столе лежит листок, на котором зашифровано слово. Чтобы его расшифровать, нужно вычеркнуть слово «ива», оставшиеся буквы вписать по порядку в клетки. (Ответ: ЭКОЛОГИЯ)
Иваэдивакиваоиваиваливаоиваиваиваоивагиваииваивая | |||||||
- Ребята, скажите, что обозначает слово «экология»? (Экология - наука о природном доме, о взаимоотношениях живой и неживой природы. Экология в переводе с греческого означает: экос - дом, логос - наука, получается - наука о доме. Экология изучает, как растения, животные и люди живут вместе, влияют друг на друга и на окружающую среду).
- Ребята, знаете ли вы, кто такие экологи, и чем они занимаются? (Эколог - это человек, который заботится о защите окружающей среды и/ или выступает за нее). (Слайд 5)
- Молодцы, т.к. вы справились с заданием, вы получаете первые листочки.
- Сегодня мы с вами тоже побудем юными экологами и отправимся в лес, чтобы спасти дерево. Представьте, что мы покидаем наш класс и идем в лес.
2 задание. «Если я приду в лесок» (Слайд 6)
- Итак, мы в лесу. Прежде чем продолжить наше путешествие, я хочу проверить, как вы знаете правила поведения на природе. Для этого сыграем в игру «Если я приду в лесок». Если я поступаю правильно - вы хлопаете, если неправильно - топаете.
- Если я приду в лесок и сорву ромашку? (Топают)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (Топают)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (Хлопают)
Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (Хлопают)
Если разведу костёр, а тушить не буду? (Топают)
Если сильно насорю и убрать забуду? (Топают)
Если мусор уберу, банку забираю? (Хлопают)
Я люблю свою природу, я ей помогаю! (Хлопают)
- Молодцы! Вы хорошо знаете правила поведения в лесу и за это получаете листочки. Теперь мы можем продолжить наше путешествие.
- Ребята, а что можно увидеть в лесу? (Животных и растения.)
- В лесу часто встречаются лекарственные растения, и с их помощью люди и животные лечат разные заболевания.
- Ребята, назовите сказочного героя, который лечил животных. (Айболит.)
3 задание. «Айболит» (Слайд 7)
- Давайте поможем Айболиту подобрать лекарственное растение для животных. У вас на столах лежат картинки, вам нужно соединить карточку с растением с карточкой животного, которому оно может помочь.
- Что поможет от укуса? (Подорожник.) (Слайд 8)
- Что поможет от боли в горле? (Ромашка.) (Слайд 9)
- Что поможет от температуры? (Малина.) (Слайд 10)
- Многие лекарственные растения очень редкие, как и животные. Их осталось не так много.
- Знаете ли вы, куда занесены такие растения и животные? (В Красную книгу.)
- Как человек должен их использовать?
- Молодцы! Вы выполнили задание. Получите листочки.
- Посмотрите на картинку. Куда мы попали? (В сгоревший лес.) (Слайд 11)
- Почему так произошло?
- Чтобы не было пожара в лесу, нужно уметь правильно разжигать костер. Знаете ли вы как правильно это делать? (Вырыть ямку для костра подальше от деревьев и правильно его сложить).
4 задание. «Костер». (Слайд 12)
- Предлагаю каждой команде побыть костровыми и сложить костер, как это изображено на картинке. (Карточку у каждой команды определит жеребьевка).
- Ребята, для чего нужно правильно складывать костер?
- Когда будем уходить, что нужно сделать с костром?
- Молодцы! И с этим заданием вы справились. Получите листочки.
- Ребята, посмотрите мы вышли на поляну. (Слайд 13)
- Вам хочется на ней находиться? (Нет.)
- Почему? (Много мусора.)
- Давайте попробуем распределить отходы по пакетам. (У обучающихся карточки с мусором и мусорные пакеты)
5 задание. Экопылесос. (Слайд 14)
- Ребята, знаете ли вы, чем отличаются отходы от мусора? (Отходы - это то, что можно переработать.)
- Зачем сейчас мы с вами сейчас сортировали мусор?
- Скажите, что нужно делать, чтобы место в лесу, где вы отдыхаете, оставалось чистым?
- Молодцы! И с этим заданием вы справились. Получаете за это зеленые листочки.
- А теперь нам нужно вернуться в класс. Но что мы увидели? (Светофор) (Слайд 15)
- Это не простой светофор. Мы же с вами экологи, поэтому нам на пути встретился экосветофор.
- Для нас горит красный свет. Чтобы загорелся зеленый нам нужно ответить на вопросы. А сигналами светофора будете управлять вы.
6 задание. Экосветофор. (Слайд 16)
- Сигналы экологического светофора означают то же, что и на проезжей части дороги: Красный цвет - стой! Твои действия приносят вред окружающей среде. Жёлтый цвет - будь осторожен! Постарайся своими действиями не навредить природе! Зелёный цвет - ты настоящий друг и защитник природы! Ты все делаешь правильно!
- Ребята, вы должны поднимать карточку соответствующего цвета только после прочтения высказывания.
- Мальчик вырезал перочинным ножом свои инициалы на дереве (красный).
- Дети оставили непотушенный костёр в лесу (красный).
- Ученики высаживают возле школы деревья (зелёный).
- Мальчик полез в кусты за мячом (жёлтый).
- Ребята словили снегиря и посадили его в клетку (красный).
- Девочки не стали рвать ландыши в лесу (зеленый).
- Дети пинают мухоморы, потому что это ядовитые грибы (красный).
- Ребята взяли к себе домой яйцо сороки, чтобы показать родителям (красный).
- Мальчишки старались идти аккуратно, чтоб не навредить животным (зелёный).
- Ребята увидели гнездо в траве (жёлтый).
- Ребята взяли с собой мусорные пакеты, чтобы по дороге домой собирать мусор, оставшийся от туристов (зелёный).
- Молодцы! Вы справились с заданием. Получите листочки.
- Посмотрите, для нас загорелся зеленый цвет. И мы можем вернуться в класс. (Слайд 17)
Итог
- Ребята, мы оказались в классе. (Слайд 18).
- Скажите, для чего мы отправились в путешествие? (Чтобы спасти дерево.)
- Давай вспомним, какой путь нам пришлось пройти. (Маршрутный лист.) (Слайд 19).
- Удалось ли нам выполнить все задания? (Да.)
- Какое задание для вас было самым сложным?
- Какое задание больше всего понравилось?
- Итак, наступил важный момент, у каждого из вас есть листочки, которые помогут оживить наше дерево. Выходите к доске и прикрепите их на ветки дерева.
- Посмотрите, как зазеленело и ожило наше дерево. Вы большие молодцы. Помощники Земли и я благодарим вас за работу.
Список литературы
- Андреева, Н.Д. Теория и методика обучения экологии: учебник для вузов / Н.Д.Андреева, В.П.Соломин, Т.В.Васильева; под редакцией Н.Д.Андреевой. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 190 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-07764-3. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/538212.
- Воспитание на уроке: методика работы учителя: методическое пособие / [Степанов П.В., Круглов В.В., Степанова И.В. и др.]; под ред. П.В.Степанова.- М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». 2021.- 94 с.
- Зарипова, Р.С. Основы экологической культуры: учебное пособие для среднего профессионального образования / Р.С.Зарипова, В.Р.Махубрахманова. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 106 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-18269-9. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/545136.
- Методика преподавания предмета «Окружающий мир»: учебник и практикум для вузов / Д.Ю.Добротин [и др.]; под общей редакцией М.С.Смирновой. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 380 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-16043-7. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/536548.
- Миронов, А.В. Экологическое образование младших школьников: учебное пособие для вузов / А.В.Миронов. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 263 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-11962-6. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/542495.
- Смирнова, М.С. Методика преподавания предмета «Окружающий мир» в начальной школе. Изучение историко-обществоведческого материала: учебное пособие для вузов / М.С.Смирнова, А.Н.Россинская, Л.Е.Штанова; под редакцией М.С.Смирновой. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 196 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-14895-4. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/543966.
Информационные ресурсы
- Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2024) Статья 74. Экологическое просвещение, п. 1.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 286 (редакция от 17.02.2023).
- Федеральная рабочая программа НОО «Окружающий мир» (для 1-4 классов образовательных организаций). Изд.: ФГБНУ ИСРО Москва, 2022.
- Концепция экологического образования в системе общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 29 апреля 2022 г. № 2/22.
- Программа «На Севере жить!».