Акробатика возникла в глубокой древности, более 4000 лет назад. Название «акробат» произошло от греческого слова «акробатес», что означает «поднимающийся вверх», «поднимающийся ввысь».
Занятия акробатикой вырабатывают в человеке такие качества, как смелость, ловкость, выносливость. Систематические занятия способствуют физическому развитию организма, укреплению здоровья.
Совершается много загадочного и неожиданного на волшебном кругу манежа. Перед зрителями открывается сказочный мир, в котором царит неповторимая атмосфера праздника и веселья.
Для увлечения и мотивации детей занятиями цирковым искусством разработан сценарий праздника «Мир акробатики». Он является первым занятием из курса циркового обучения коллектива «Серпантин» для детей 7 - 10 лет, второго года обучения.
Цель: формирование знаний и представлений о разнообразии акробатических упражнений.
Задачи:
- формирование художественно-творческих способностей воспитанников;
- формирование первоначальных навыков освоения акробатических упражнений: кувырок (кульбит) вперед, кувырок (кульбит) назад, кувырок боком (колесо), шпагат;
- воспитание нравственных качеств и коммуникабельности.
Оборудование и инвентарь: ноутбук, проектор, экран, мультимедийная презентация «Мир акробатики», музыкальное сопровождение.
Подготовительный этап. Дети проходят в зрительный зал и садятся. Звучит попурри из детских мультфильмов. Детей встречает девочка Маша и клоун Фунтик в соответствующих костюмах.
Ход мероприятия
Звучит музыка для разминки, выходит на сцену девочка Маша в тренировочном костюме, начинает разминку. В это время из дверей зрительного зала крадется Фунтик с удивительным лицом (что происходит думает он?).
Фунтик: (спрашивает у детей). А что девочка делает? Как ей удается делать такие упражнения?
Дети: Она выполняет акробатические упражнения.
Фунтик: Ребята, а давайте с ней познакомимся, чтобы тоже научится акробатическим упражнениям.
Дети: давай!
Фунтик: мне же не надо вам представляться, все знают, как меня зовут?
Дети: да, тебя зовут Фунтик.
Фунтик: хорошо, тогда идем знакомиться с девочкой. (поднимается на сцену).
Фунтик: здравствуй девочка! Скажи нам пожалуйста, как тебя зовут? И как так у тебя все получается? Ты делаешь такие сложные упражнения!
Девочка: здравствуйте ребята и Фунтик! Меня зовут Маша. Я занимаюсь в цирковой студии «Серпантин», поэтому акробатические упражнения выполняю легко. А хотите я вас тоже научу их делать?
Фунтик и дети: да, хотим.
Девочка: чтобы начать выполнять любые трюки, нужно обязательно изучить правила техники безопасности (Приложение 1).
Фунтик и дети: да, правила мы уже знаем. (Перечисляют правила).
Девочка: молодцы! Вы должны знать, что прежде, чем начать выполнять акробатические упражнения нужно обязательно провести разминку. Встаем и повторяем за мной:
- и.п. ноги на ширине плеч, руки на пояс. Наклоны головой. На счёт 1 наклон головы вперёд, на счёт 2 назад, на счёт три 3 в левую сторону, на счёт 4 в правую сторону.
- и.п. тоже. Повороты головой. На счёт 1,2 поворот головы в левую сторону, на счёт 3,4 в правую сторону.
- и.п. тоже. Круговые движения головой. На счёт 1,2,3,4 круговые движения в левую сторону. На счёт 1,2,3,4 в правую сторону.
- и.п. ноги вместе, правую руку вверх над головой, левую руку вниз вдоль туловища. Рывки руками. На счёт 1,2 рывки руками, на счёт 3,4 смена положения рук.
- и.п. ноги на ширине плеч, руки перед грудью. Рывки руками. На счёт 1,2 рывки руками перед собой, на счёт 3,4 рывки руками с отведением рук в левую сторону. На счёт 1,2 рывки руками перед собой, на счёт 3,4 рывки руками с отведением рук в правую сторону.
- и.п. ноги на ширине плеч, руки к плечам. Круговые движения плечами. На счёт 1,2,3,4 круговые движения вперёд. На счёт 1,2.3,4 круговые движения назад.
- и.п. ноги на ширине плеч, руки на пояс. Наклоны туловищем. На счёт 1 наклон туловища вперёд, на 2 назад, на 3 в левую сторону, на 4 в правую сторону.
- и.п. тоже. Повороты туловищем. На счёт 1,2 повороты туловища в левую сторону, на счёт 3,4 в правую сторону.
- и.п. тоже. Круговые движения туловищем. На счёт 1,2,3,4 круговые движения туловищем в левую сторону, на счёт 1,2,3,4 в правую сторону.
- и.п. Ноги вместе. Руки на пояс. Прыжки на месте.
- и.п. Ноги на ширине плеч, руки вытянули перед собой. Махи ногами. На счёт 1,2 махом левой ноги носком касаемся кисти правой руки, на счёт 3,4 махом правой ноги носком касаемся кисти левой руки.
- и.п. руки на пояс, ноги на ширине плеч. Приседания.
Девочка: вот мы и выполнили разминку, после которой можно приступать к сложным упражнениям.
Фунтик: здорово! Мне очень понравилось! Я хочу научиться сложным упражнениям, а вы ребята хотите?
Дети: Да.
Девочка: сегодня мы изучим с вами кувырок вперёд и назад, колесо, шпагат.
Фунтик: ух, ты! Маша, ты думаешь, у нас получиться выполнить такие упражнения?
Маша: да получится, не переживай Фунтик. Даже если сегодня не все получится, то тренируясь постоянно, добьетесь желаемого результата. Слушайте меня внимательно и выполняйте как я! Готовы?
Фунтик и дети: хорошо! Готовы!
Маша: Дети поднимайтесь на сцену (они поднимаются со своими ковриками).
Маша: выполняем первое упражнение - кувырок (кульбит) вперед - стоя, ноги вместе, носки чуть развернуты. Глубокое приседание, руки ставим на пол перед собой по ширине плеч, пальцами вперед. Затем, выпрямляя ноги и отталкиваясь, переносим тяжесть тела на руки; руки в локтях сгибаем, подбородок опускается на грудь, голова проходит между рук. Переходя на спину (с плотной и широкой группировкой), делаем перекат вперед, руками захватываем ноги чуть ниже колен, подтягиваем их к себе и встаем, принимая исходное положение (Приложение 2). Всем понятно? Еще раз повторить?
Дети и Фунтик: Понятно.
Маша: попробуем выполнить упражнение сами (дети и Фунтик выполняют акробатическое упражнение).
Маша: переходим на выполнение следующего упражнения - кувырок (кульбит) назад - стоя, пятки вместе, носки чуть развернуты. Делаем глубокое приседание, руки ставим перед собой на пол, одновременным толчком рук и ног от пола валимся назад и, группируясь, по закругленной спине делаем перекат. В момент касания пола шеей, отпуская ноги, ставим руки на пол за плечи, перенося тяжесть своего тела на руки. Отталкиваемся руками от пола, встаем на ноги, принимая исходное положение (Приложение 3). Делаем вместе (все выполняют упражнение).
Маша: Ребята, Фунтик может вы уже устали? Отдохнем?
Дети и Фунтик: нет не устали, давайте продолжать дальше!
Маша: хорошо, а следующее упражнение называется переворот боком - все это упражнение называют «колесо». Повторяем срезу же за мной: становимся боком к направлению движения (сейчас колесо исполняем влево); ноги расставляем немного шире плеч, руки поднимаем и вытягиваем вверх также на расстоянии немного шире плеч, ладонями вперед. Наклоняя корпус и руки вправо, одновременно приподнимаем левую ногу вверх, делая замах, затем ставим левую ногу на землю, одновременно перенося на нее центр тяжести с правой ноги. Взмахом рук и резким сгибанием корпуса справа налево ставим левую прямую руку на пол на линию левой ноги. Коснувшись левой рукой земли, мы отталкиваемся левой ногой от земли и делаем взмах правой прямой ногой снизу-вверх, затем ставим правую руку на линию левой по ширине плеч и через стойку на кистях переносим силу тяжести с левой руки на правую. Коснувшись земли правой рукой, мы левой рукой отталкиваемся от пола; толчком правой руки, сгибая корпус, становимся на землю сначала правой, а затем левой ногой и принимаем исходное положение (Приложение 4).
Фунтик: ух, Маша - это упражнение «колесо» сложное!
Дети: да, мы тоже считаем, что сложно.
Маша: Ребята и Фунтик, после такого сложного упражнения давайте отдохнем. Проведем релаксацию. А кто слышал слово релаксация? Это слово латинского происхождения и означает «уменьшение напряжения, ослабление, состояние покоя».
Дети и Фунтик: Давайте отдохнем!
Маша: ложимся на свои коврики спинкой. Закроем глазки, вытянем ручки и ножки. Расслабимся под музыку о природе. (1 минута)
Встаем. Вот и отдохнули. Набрались сил на новые акробатические упражнения? Будем еще выполнять сложные упражнения?
Фунтик: Я, согласен, а вы, ребята?
Дети: да, согласны?
Маша: Следующее упражнение называется шпагат. Медленно расставить прямые ноги в стороны, носки вытянуты, колени выпрямлены. Когда ноги будут расставлены шире плеч, понадобиться опора на 2-х руках. Обе руки поставить на пол перед собой и продолжать расставлять ноги в стороны настолько, насколько это возможно. (Приложение 5).
Фунтик: сложно! Тянет мышцы.
Маша: да, когда садишься в шпагат сильно чувствуешь, как тянутся мышцы в ногах. При постоянных тренировках боль в мышцах пройдет. И лучше будут получаться акробатические упражнения. Оставаясь в этом положении, опускаемся на попу, спинку держим ровно, а ножки соединяем вместе. Дадим нашим ножкам отдохнуть, потрясём ими и потрясём ручками.
Ребята, понравилось вам выполнять акробатические упражнения? Будете дальше развивать себя в акробатике? Хлопайте в ладоши те дети, кто будет! Ну, а кто решил для себя, что это очень трудно и не будет заниматься у нас, - не печальтесь, и пробуйте себя в другом виде творчества.
Спасибо, вам ребята и Фунтик, что поддержали меня и занимались вместе со мной!
Искусство цирка жизнерадостно, его главная задача - прославление смелого, сильного, ловкого, гармонически развитого человека.
Звучит музыка. Фунтик провожает ребят и прощается с ними и с девочкой Машей. «Пока всем!»
Литература
- Баринов В.А. Основы циркового творчества. - М.: МГУ культуры и искусства, 2004.
- Гуревич З.Б. О жанрах советского цирка. Учеб. Пособие для училищ циркового и эстрадного искусства и отд-ний режиссуры цирка театров, ин-тов, М., «Искусство», 1977. 280 с.
- Дополнительное образование детей: Сборник авторских программ / Сост. А.Г.Лазарева. - М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2004. - 296с.
- Советская энциклопедия. Цирк. 2-е издание. - М.: 1979.
- Соколов Е.Г. Акробатика в сельском коллективе физической культуры. Издательство «Физкультура и спорт» М.: 1968 г. 56 с.