Нельзя не согласится с высказыванием М.И.Калинина о том, что «самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронёс через столетия».
В последнее время мы на многие вещи начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем для себя, переоцениваем. Но с уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой. На сегодняшний день, наблюдая за детьми нового века прослеживается безнравственность и бездуховность, потеря интереса к культуре своего народа. А ведь именно культура прошлого должна войти в душу каждого ребенка, положить начало возрождения интереса ко всему, что его окружает ещё с малого дошкольного возраста. Старшему поколению просто необходимо помочь воспитанникам раскрыть окружающий мир, познакомить их поближе с традициями и культурой своей области, города, таким образом обогащая и поддерживая стойкий интерес к прошлому своего народа, прививая патриотические чувства подрастающему поколению.
С введением Федеральных государственных образовательных стандартов педагоги ДОУ в целях воспитания духовно-нравственного подрастающего поколения реализуют задачу «объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Изучение темы духовно-нравственного воспитания проходит во всех образовательных областях. Одно из первых мест в этом процессе отводится музыкально-ритмической деятельности. Данный вид деятельности раскрывает разностороннюю творческую личность ребёнка-дошкольника при условии организации необходимых педагогических условий, развивающей предметно-пространственной среды, которая обеспечивает развитие творческой музыкальной личности воспитанника.
Одним из важных средств духовно-нравственного воспитания и развития ценностного отношения к культуре и традиция своего народа у подрастающего поколения является народное искусство, объединяющее три вида искусства: устный фольклор, музыкальное и изобразительное искусство. Именно фольклор и фольклорное творчество отражает жизнь народа, его опыт, мудрость, эстетические идеалы, духовный мир, мысли, чувства наших предков, которые передаются из поколения в поколение. Именно здесь содержится богатый идейно-художественный потенциал для нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Только благодаря использованию народного творчества в музыкальной деятельности ДОУ ребёнок может познать традиции и культуру, обычаи, особенности жизненного уклада своего народа, приобщается к культуре, тем самым развиваясь духовно.
Ценность народного искусства заключается в наличии характерных средств выразительности, которые ненасильственным, а естественным образом воздействуют на чувства ребёнка. Таким образом, является приоритетным направлением в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, доступном не только их возрастным, но творческим возможностям.
Задача педагога заключается как можно доступно и грамотно донести до воспитанников о том, что народная культура, творчество создана веками, имеет свои корни в прошлом, это наша история и наша культура, которую мы бережно должны хранить. Ведь «только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предыдущими поколениями, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом» (С.Михалков).
Духовно-нравственное воспитание воспитанников старшего дошкольного возраста является приоритетным направлением в музыкальном воспитательно-образовательном процессе и осуществляется через знакомство детей с произведениями фольклора, основанных на материале лучших образцов народного творчества: народных песен, игр, танцев, танцевально - игровых импровизациях.
Народный фольклор формирует такие нравственные качества, как чувство совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма, терпения, милосердия, добро, любовь к людям, детскому саду, семье, малой родине.
Народное творчество богато ритмами и повторами, интересными для детского восприятия. Применяя в образовательном процессе три направления в развитии музыкально-ритмических движений: обучение музыкальному движению, танцевальным элементам и приёмам выразительного исполнения хореографических композиций, танцевально-игровое творчество является педагогически целесообразно и оправданно. Ведь ребёнку дошкольного возраста понятно и доступно русское народное творчество.
На музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях, посиделках, ярмарках ребята знакомятся с разнообразным музыкальным репертуаром русских народных песен, потешек, плясок и хороводов, игр. Мелодии русских народных пеcен включены во все виды музыкальной деятельности, но именно в музыкально-ритмической деятельности ребёнок раскрывает свой творческий потенциал. Весь освоенный музыкальный материал на музыкальных занятиях включается в праздники и развлечения. Таким образом, закрепляя накопленный слуховой и двигательный опыт.
Несмотря на средний уровень формирования музыкально-ритмических движений у дошкольников, в своей работе педагоги используют средства народного творчества, решая одну из программных задач музыкального воспитания и развития в ДОУ, тем самым формируя систему духовно - нравственных ценностей подрастающего поколения, начиная с раннего дошкольного возраста.
Народные праздники помогают раскрыть творческий потенциал воспитанника в музыкально-ритмических движениях, помогают свободно общаться со сверстниками и взрослыми.
Педагогами ДОУ проделана огромная работа по изучению русского фольклора, народного искусства и творчества, составлению конспектов занятий и сценариев праздников и развлечений - всего того, что постепенно сложилось в систему. Мы стараемся соблюдать русские народные традиции в повседневной жизни детей всех возрастов.
Особое место в системе работы с детьми старшего дошкольного возраста отводится народным танцам, которые обогащают духовный мир ребёнка-дошкольника, приобщают к культурному богатству русского народа, прививают любовь к Родине. Благодаря приобщению дошкольников с раннего возраста к русскому народному творчеству, воспитанники становятся творчески активными, раскрепощёнными, эмоциональными, проявляют интерес к народному творчеству, к музыке, выразительно и ритмично исполняют танцевальные композиции, передавая в движениях яркий характер русского народа.
С педагогической точки зрения, народное творчество воспринимается как средство развития духовно-нравственных ценностей нового подрастающего поколения, поддержка культуры и традиций своего народа, проявление любви к семье, Родине. Считаю, что именно семья закладывает основы ценностного отношения к культуре, играет большую роль в воспитании подрастающего дошкольника. Не удивительно, что родители задумываются о том, в каком мире растут и живут их дети и радует, что они с пониманием относятся к поддержке традиционной культуры, к духовно-нравственной преемственности поколений.
Родители принимают активное участие в воспитании духовно-нравственных ценностей, принимая участие в различных праздничных и развлекательных мероприятиях.
Таким образом, эффективность формирования музыкально-ритмических движений средствами народного творчества достигается при эффективном использовании активных форм организации музыкального воспитательно-образовательного процесса в работе с детьми, способов и приёмов реализации.
Также музыкально-ритмическая деятельность является средством обогащения эмоционального опыта общения детей между собой, развития коммуникативных качеств личности.
Литература
- Баешу Н.М. Воспитательное значение детского фольклора / Под ред. И.Д.Чо-бану. Кишинев: Штинница, 1980 - 76 с.
- Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. Конспекты занятий и сценарий календарно-обрядных праздников. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений, - СПб «Детство - Пресс», 2001.-400с.
- Букатина С.И. Музыкально-ритмическая деятельность как средство формирования художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста // Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1998. - 18 с.
- Владыкина-Бачинская Н.М. Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия. М,: Музыка, 1958.
- Зацепина М.Б., Антонова Т.В. «Народные праздники в детском саду» Изд. «Мозаика-Синтез», Москва 2005 г.
- Костина Э.П., Кочнева Н.Н., Кириллова Л.Г., Семикова Л.А. «Мой родной дом. Программа (4-7 лет). Учебно-методическое пособие. - Н. Новгород: Талам, 2000.-96с.
- Радынова О.П. Программа «Музыкальные шедевры». М., 2000.