Урок по теме «Организационно-правовые формы предпринимательства» в 10-м классе разработан с применением технологии обучения в сотрудничестве. Именно эта технология предусматривает широкое использование исследовательских, проблемных методов, применение полученных знаний в совместной или индивидуальной деятельности, развитие не только самостоятельного критического мышления, но и культуры общения, умения выполнять различные социальные роли в совместной деятельности. Также эта технология наиболее эффективно решает проблемы личностно-ориентированного обучения. Обучающие получают реальную возможность в соответствии с индивидуальными задатками, способностями достигать определенных результатов в различных областях знаний, осмысливать получаемые знания, в результате чего им удается формировать собственную аргументированную точку зрения на решаемые проблемы.
Урок разработан с применением кейс-технологии. Кейс-технология - это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Универсальность данной технологии состоит в том, что используются описания конкретных ситуаций или случая. Необходимо проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Главное предназначение технологии - развивать способность находить решение проблемы и учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика! Суть кейс-технологии заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче (пересылке) обучающимся.
Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер - один из его методов (приемов). Применение кластера позволяет охватить большой объем информации; вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно; дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.
В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:
- умение ставить вопросы;
- выделять главное;
- устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
- переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
- сравнивать и анализировать;
- проводить аналогии.
Введение
Дисциплина: экономика (финансовая грамотность).
Продолжительность урока: 40 минут.
Цель урока: усвоение обучающимися экономической природы коммерческой фирмы и рассмотрение особенностей, преимуществ и недостатков фирм, различающихся по своей хозяйственно-правовой организации.
Задачи:
- Образовательные - сформировать знания об основных формах предпринимательской деятельности.
- Развивающие - развивать у обучающихся интерес к предпринимательской деятельности и умение проводить экономический анализ.
- Воспитательные - формирование грамотной экономической модели поведения производителя.
Методы обучения: практическая работа в группах.
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Тип урока: урок взаимообучения.
Технические средства обучения, программное обеспечение: компьютер, интерактивная доска, проектор.
Планируемые результаты:
- Предметные:
- усвоение форм предпринимательской деятельности, знание их отличительных особенностей и умение формулировать плюсы и минусы основных организационно-правовых форм предпринимательства.
- Метапредметные:
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- использование способов поиска информации (в справочных источниках);
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности и осуществлять взаимный контроль;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками;
- развитие умения организовать совместную деятельность в соответствии предложенной инструкцией;
- формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию.
Личностные:
- воспитание любознательности, формирование мотивации к учению и познанию.
Основная часть
Этап урока |
Содержание этапа урока |
1. Организационный момент. 1-2 мин |
Эпиграф урока
В ходе работы над эпиграфом обучающиеся определяют основные формы работы на уроке:
|
2. Актуализация знаний. 5 мин Разбор ситуации |
Учащимся предлагается познакомиться с проблемной ситуацией - Приложение 1
Учащиеся формулируют тему урока. |
4. Смысловая стадия - практическая работа. 10 мин |
Класс делится на три группы. Каждая группа получает кейс (Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4), используя который предлагает свое решение проблемы. Задания по кейсу:
|
6. Презентация работы группы. 15-20 мин |
Каждая группа представляет результат своей работы. Время защиты своего проекта - кластера (Приложение 5) - 5-7 мин |
7. Рефлексия урока. 3-5 минут |
Критерии оценки (Приложение 6)
|
8. Домашнее задание |
|
Список используемых источников
- Практикум по основам экономической теории 10-11 класс С.И.Иванов, Москва, Вита-Пресс, 2010.
- Экономика В.С. Автономова 10-11 класс. Москва: Вита-Пресс, 2008.
- «Активные методы обучения в образовательном процессе» сборник статей экспертов Первого и Второго открытого профессионального конкурса педагогов «Активные методы обучения в образовательном процессе», 2012г. - www.moi-universitet.ru. http://moi-amour.ru/.
- Текст ГК РФ http://base.garant.ru
- Контрольный модуль «Правовой статус и особенности организационно-правовых норм». Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru/card/18092/pravovoy-status-i-osobennosti-organizacionno-pravovyh-form.html