Методическая разработка урока "Организационно-правовые формы предпринимательства". 10-й класс

Разделы: Общепедагогические технологии, Экономика

Класс: 10

Ключевые слова: предпринимательство


Урок по теме «Организационно-правовые формы предпринимательства» в 10-м классе разработан с применением технологии обучения в сотрудничестве. Именно эта технология предусматривает широкое использование исследовательских, проблемных методов, применение полученных знаний в совместной или индивидуальной деятельности, развитие не только самостоятельного критического мышления, но и культуры общения, умения выполнять различные социальные роли в совместной деятельности. Также эта технология наиболее эффективно решает проблемы личностно-ориентированного обучения. Обучающие получают реальную возможность в соответствии с индивидуальными задатками, способностями достигать определенных результатов в различных областях знаний, осмысливать получаемые знания, в результате чего им удается формировать собственную аргументированную точку зрения на решаемые проблемы.

Урок разработан с применением кейс-технологии. Кейс-технология - это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Универсальность данной технологии состоит в том, что используются описания конкретных ситуаций или случая. Необходимо проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Главное предназначение технологии - развивать способность находить решение проблемы и учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика! Суть кейс-технологии заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче (пересылке) обучающимся.

Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер - один из его методов (приемов). Применение кластера позволяет охватить большой объем информации; вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно; дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

  • умение ставить вопросы;
  • выделять главное;
  • устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
  • переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
  • сравнивать и анализировать;
  • проводить аналогии.

Введение

Дисциплина: экономика (финансовая грамотность).

Продолжительность урока: 40 минут.

Цель урока: усвоение обучающимися экономической природы коммерческой фирмы и рассмотрение особенностей, преимуществ и недостатков фирм, различающихся по своей хозяйственно-правовой организации.

Задачи:

  • Образовательные - сформировать знания об основных формах предпринимательской деятельности.
  • Развивающие - развивать у обучающихся интерес к предпринимательской деятельности и умение проводить экономический анализ.
  • Воспитательные - формирование грамотной экономической модели поведения производителя.

Методы обучения: практическая работа в группах.

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Тип урока: урок взаимообучения.

Технические средства обучения, программное обеспечение: компьютер, интерактивная доска, проектор.

Планируемые результаты:

  • Предметные:
    • усвоение форм предпринимательской деятельности, знание их отличительных особенностей и умение формулировать плюсы и минусы основных организационно-правовых форм предпринимательства.
  • Метапредметные:
    • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
    • использование способов поиска информации (в справочных источниках);
    • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
    • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности и осуществлять взаимный контроль;
    • развитие навыков сотрудничества со сверстниками;
    • развитие умения организовать совместную деятельность в соответствии предложенной инструкцией;
    • формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию.

Личностные:

  • воспитание любознательности, формирование мотивации к учению и познанию.

Основная часть

Этап урока

Содержание этапа урока

1. Организационный момент. 1-2 мин

Эпиграф урока

«Человек серьезно делает что-нибудь только тогда, когда он делает для себя». А.И.Герцен

В ходе работы над эпиграфом обучающиеся определяют основные формы работы на уроке:
1. Работаю сам
2. Обсуждаю с другими
3. Делюсь с другими

2. Актуализация знаний. 5 мин

Разбор ситуации

Учащимся предлагается познакомиться с проблемной ситуацией - Приложение 1

  1. Где мы можем столкнуться с данной ситуацией?
  2. Назовите участников (действующих и возможных) данной ситуации
  3. Какие проблемы решает(ют) участник(и)?
  4. Какие варианты решения можно предложить?

Учащиеся формулируют тему урока.

4. Смысловая стадия - практическая работа. 10 мин

Класс делится на три группы. Каждая группа получает кейс (Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4), используя который предлагает свое решение проблемы.

Задания по кейсу:

  1. Предложите форму организации предприятия
  2. Аргументируйте свой выбор, выделив особенности, преимущества, недостатки, возможные риски выбранной формы
  3. Оформите работу в виде кластера и представьте ее для обсуждения
  4. Оцените работу участников обсуждения

6. Презентация работы группы. 15-20 мин

Каждая группа представляет результат своей работы. Время защиты своего проекта - кластера (Приложение 5) - 5-7 мин

7. Рефлексия урока. 3-5 минут

Критерии оценки (Приложение 6)
Каждая группа получает оценочный лист, в котором определяет качество презентации работы других групп

8. Домашнее задание

  1. Дать характеристику следующих ОПФ: ИП, товарищества, унитарные предприятия
  2. Составить глоссарий основных понятий темы

Список используемых источников

  1. Практикум по основам экономической теории 10-11 класс С.И.Иванов, Москва, Вита-Пресс, 2010.
  2. Экономика В.С. Автономова 10-11 класс. Москва: Вита-Пресс, 2008.
  3. «Активные методы обучения в образовательном процессе» сборник статей экспертов Первого и Второго открытого профессионального конкурса педагогов «Активные методы обучения в образовательном процессе», 2012г. - www.moi-universitet.ru. http://moi-amour.ru/.
  4. Текст ГК РФ http://base.garant.ru
  5. Контрольный модуль «Правовой статус и особенности организационно-правовых норм». Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru/card/18092/pravovoy-status-i-osobennosti-organizacionno-pravovyh-form.html