Конспект ООД по развитию речи в старшем дошкольном возрасте. Тема: «Зимний подарок»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: старшие дошкольники


Задачи:

  • Обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их.
  • Закрепить умение находить логические ошибки, устанавливать причинно-следственные связи.
  • Закрепить знания о свойствах снега: белый, холодный, тает в тепле.
  • Продолжать учить составлять сложные по конструкции, распространенные предложения.
  • Учить делать выводы в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
  • Формировать умение радоваться от открытий, полученных в результате опытов.
  • Обогащать словарный запас детей.
  • Развивать познавательный интерес детей.

Оборудование: иллюстрации с изображением зимнего пейзажа, предметные картинки «одежда», ёмкость со снегом, сода, пена для приготовления искусственного снега, магнитная доска, тарелочки для снега.

Предварительная работа: Наблюдение на прогулке за зимними явлениями, рассматривание снежинок, чтение художественной литературы, дети рисуют портрет снеговика-почтовика.

Сценарий НОД

Снеговик-почтовик присылает детям видеосообщение.

(Здравтсвуйте, ребята! Вы для меня нарисовали такие замечательные портреты и я, в благодарность, подготовил для вас сюрприз. Но сначало, вам нужно угадать секретное слово, а для этого нужно выполнить мои задания.)

Воспитатель достаёт из конверта первое задание. На магнитной доске выставляет иллюстрацию зимнего пейзажа и читает стихотворение Е.Трутневой «Первый снег».

Что такое за окном?
Сразу в доме посветлело!
Это снег лежит ковром,
Самый первый, самый белый!

Вот о чём всю ночь свистел
За моим окошком ветер!
Он про снег сказать хотел
И про то, что зи́му встретил.

На заборах, на крылечке
Всё блестит и всё бело́!
Нет свободного местечка —
Всюду сне́га намело.

Нарядилась и рябинка
В белый, праздничный наряд,
Только гроздья на вершинке
Ярче прежнего горят.

Беседа о прочитанном.

- О чём говорится в стихотворении?

- Какими словами в стихотворении говорится о снеге? Какой он?

- Как сказано о зимнем убранстве рябины?

- Кто свистел всю ночь за окошком?

- Какое настроение у человека, когда он видит такую картину, что всё покрылось снегом?

- Когда солнце светит на снег, какой он становится?

(сверкающий, искристый, блестящий, серебристый, хрустящий, холодный).

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с первым заданием, держите первую букву. (достаёт букву – С-).

А теперь второе задание. Я прочитаю предложение, а вам необходимо найти ошибку и исправить.

- Река замёрзла потому, что дети взяли коньки.

- Выпало много снега потому, что во дворе слепили снеговика.

- Зима наступила, потому, что Саша пошёл кататься на лыжах.

Дети исправляют логические ошибки, и воспитатель передаёт им вторую букву – Н-.

Третье задание дидактическая игра «Что лишнее».

На магнитной доске картинки с предметами одежды для разных сезонов. Воспитатель просит детей по очереди убрать лишние предметы, мотивируя своё решение. Подводя итог, воспитатель напоминает, что с наступлением зимы, нужно теплее одеваться, чтобы не заболеть, беречь своё здоровье.

После окончания игры даёт детям третью букву – Е-.

Физкультминутка

Как на горке снег, снег. (поднять руки вверх)
И под горкой снег, снег. (опустить руки вниз)
И на ёлке снег, снег. (соединить ладошки домиком)
И под ёлкой снег, снег. (присесть)
А под ёлкой спит медведь. (положить руки под щеку и закрыть глаза)
Тише, тише, не шуметь. (грозим пальцем, произносим тихо).

Воспитатель: Ну вот, осталось последнее задание от снеговичка. Ну я уверена, что мы с вами с ним легко справимся. А это загадки. (загадывает загадки о зиме).

Хлопья белые летят,
Тихо падают кружат.
Стало всё кругом бело,
Чем дорожки замело? (снег)

Снег на полях, лёд на водах.
Вьюга гуляет, когда это бывает? (зима)

Змейкой вьются по земле,
Воют жалобно в трубе,
Засыпают снегом ели
Это зимние… (метели)

Ледяные мотыльки белоснежны и легки,
За окном весь день кружат.
Что же это … (снегопад)

Жил я посреди двора,
Где играет детвора.
Но, от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (снеговик)

Вверх за мной они ползут,
Вниз меня они везут. (санки)

Без досок, без топоров
Через реку мост готов.
Мост, как синее стекло:
Скользко, весело, светло. (лёд)

Воспитатель: - Молодцы, ребята, держите последнюю букву. (передаёт детям букву – Г -.)

- Давайте прочитаем, какое слово получилось? (Снег).

Включает продолжение видеообращения.

(- Молодцы, ребята, вы догадались уже, наверно, что я вам отправил. Это снег. Вы можете с ним поиграть и повеселиться. А еще сделать снег своими руками, который не растает. До свидания, ребята, до скорых встреч).

Опыты со снегом

Опыт 1.

Дети берут снег в руки.

Воспитатель спрашивает у детей, какой снег? (холодный, мокрый).

Почему руки стали мокрыми? (снег тает и превращается в воду.) Предлагает попробовать слепить снежок.

Снег лепится? (Да).

Почему? (он мягкий, мокрый).

Снег – это вода, которая замёрзла. Снег может превратиться в воду, лёд.

Опыт 2.

Дети нюхают снег. Делают вывод, что снег не имеет запах.

Дети берут снег в руки и наблюдают, что с ним происходит. Он растаял и превратился в воду. Снег тает в тепле, так как руки у нас тёплые.

Опыт 3.

Дети окрашивают снег красками и наблюдают, как именно он будет окрашиваться, с какой скоростью краска будет проникать в снежную толщу.

Опыт 4.

Изготовление искусственного снега. Смешивают пену и пищевую соду, получается масса, похожая на снег. Дети играют с искусственным снегом и приходят к выводу, что можно играть в снег в любое время года, так как искусственный снег не тает.

Воспитатель даёт положительную оценку детям.