Задачи:
- Обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их.
- Закрепить умение находить логические ошибки, устанавливать причинно-следственные связи.
- Закрепить знания о свойствах снега: белый, холодный, тает в тепле.
- Продолжать учить составлять сложные по конструкции, распространенные предложения.
- Учить делать выводы в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
- Формировать умение радоваться от открытий, полученных в результате опытов.
- Обогащать словарный запас детей.
- Развивать познавательный интерес детей.
Оборудование: иллюстрации с изображением зимнего пейзажа, предметные картинки «одежда», ёмкость со снегом, сода, пена для приготовления искусственного снега, магнитная доска, тарелочки для снега.
Предварительная работа: Наблюдение на прогулке за зимними явлениями, рассматривание снежинок, чтение художественной литературы, дети рисуют портрет снеговика-почтовика.
Сценарий НОД
Снеговик-почтовик присылает детям видеосообщение.
(Здравтсвуйте, ребята! Вы для меня нарисовали такие замечательные портреты и я, в благодарность, подготовил для вас сюрприз. Но сначало, вам нужно угадать секретное слово, а для этого нужно выполнить мои задания.)
Воспитатель достаёт из конверта первое задание. На магнитной доске выставляет иллюстрацию зимнего пейзажа и читает стихотворение Е.Трутневой «Первый снег».
Что такое за окном?
Сразу в доме посветлело!
Это снег лежит ковром,
Самый первый, самый белый!Вот о чём всю ночь свистел
За моим окошком ветер!
Он про снег сказать хотел
И про то, что зи́му встретил.На заборах, на крылечке
Всё блестит и всё бело́!
Нет свободного местечка —
Всюду сне́га намело.Нарядилась и рябинка
В белый, праздничный наряд,
Только гроздья на вершинке
Ярче прежнего горят.
Беседа о прочитанном.
- О чём говорится в стихотворении?
- Какими словами в стихотворении говорится о снеге? Какой он?
- Как сказано о зимнем убранстве рябины?
- Кто свистел всю ночь за окошком?
- Какое настроение у человека, когда он видит такую картину, что всё покрылось снегом?
- Когда солнце светит на снег, какой он становится?
(сверкающий, искристый, блестящий, серебристый, хрустящий, холодный).
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с первым заданием, держите первую букву. (достаёт букву – С-).
А теперь второе задание. Я прочитаю предложение, а вам необходимо найти ошибку и исправить.
- Река замёрзла потому, что дети взяли коньки.
- Выпало много снега потому, что во дворе слепили снеговика.
- Зима наступила, потому, что Саша пошёл кататься на лыжах.
Дети исправляют логические ошибки, и воспитатель передаёт им вторую букву – Н-.
Третье задание дидактическая игра «Что лишнее».
На магнитной доске картинки с предметами одежды для разных сезонов. Воспитатель просит детей по очереди убрать лишние предметы, мотивируя своё решение. Подводя итог, воспитатель напоминает, что с наступлением зимы, нужно теплее одеваться, чтобы не заболеть, беречь своё здоровье.
После окончания игры даёт детям третью букву – Е-.
Физкультминутка
Как на горке снег, снег. (поднять руки вверх)
И под горкой снег, снег. (опустить руки вниз)
И на ёлке снег, снег. (соединить ладошки домиком)
И под ёлкой снег, снег. (присесть)
А под ёлкой спит медведь. (положить руки под щеку и закрыть глаза)
Тише, тише, не шуметь. (грозим пальцем, произносим тихо).
Воспитатель: Ну вот, осталось последнее задание от снеговичка. Ну я уверена, что мы с вами с ним легко справимся. А это загадки. (загадывает загадки о зиме).
Хлопья белые летят,
Тихо падают кружат.
Стало всё кругом бело,
Чем дорожки замело? (снег)Снег на полях, лёд на водах.
Вьюга гуляет, когда это бывает? (зима)Змейкой вьются по земле,
Воют жалобно в трубе,
Засыпают снегом ели
Это зимние… (метели)Ледяные мотыльки белоснежны и легки,
За окном весь день кружат.
Что же это … (снегопад)Жил я посреди двора,
Где играет детвора.
Но, от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (снеговик)Вверх за мной они ползут,
Вниз меня они везут. (санки)Без досок, без топоров
Через реку мост готов.
Мост, как синее стекло:
Скользко, весело, светло. (лёд)
Воспитатель: - Молодцы, ребята, держите последнюю букву. (передаёт детям букву – Г -.)
- Давайте прочитаем, какое слово получилось? (Снег).
Включает продолжение видеообращения.
(- Молодцы, ребята, вы догадались уже, наверно, что я вам отправил. Это снег. Вы можете с ним поиграть и повеселиться. А еще сделать снег своими руками, который не растает. До свидания, ребята, до скорых встреч).
Опыты со снегом
Опыт 1.
Дети берут снег в руки.
Воспитатель спрашивает у детей, какой снег? (холодный, мокрый).
Почему руки стали мокрыми? (снег тает и превращается в воду.) Предлагает попробовать слепить снежок.
Снег лепится? (Да).
Почему? (он мягкий, мокрый).
Снег – это вода, которая замёрзла. Снег может превратиться в воду, лёд.
Опыт 2.
Дети нюхают снег. Делают вывод, что снег не имеет запах.
Дети берут снег в руки и наблюдают, что с ним происходит. Он растаял и превратился в воду. Снег тает в тепле, так как руки у нас тёплые.
Опыт 3.
Дети окрашивают снег красками и наблюдают, как именно он будет окрашиваться, с какой скоростью краска будет проникать в снежную толщу.
Опыт 4.
Изготовление искусственного снега. Смешивают пену и пищевую соду, получается масса, похожая на снег. Дети играют с искусственным снегом и приходят к выводу, что можно играть в снег в любое время года, так как искусственный снег не тает.
Воспитатель даёт положительную оценку детям.