Зрительное восприятие является одним из базовых психических процессов, уровень и качество развития которого во многом определяет качество развития познавательной сферы ребенка в целом. Именно поэтому проблема развития и совершенствования зрительных форм восприятия в дошкольном возрасте, особенно у детей с задержкой психического развития, является одной из наиболее значимых психолого-педагогических проблем.
Восприятие - это психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей, связанный с пониманием целостности отражаемого. Это базовый психический процесс, от уровня развития которого зависит развитие всех психических процессов и психики в целом.
Ведущим видом восприятия является зрительное восприятие, под которым понимается совокупность процессов зрительного образа мира на основе сенсорной информации, получаемой при помощи зрительной системы. Оно включает в себя обработку, оценку, интерпретацию и категоризацию зрительной информации, которую человек получает из внешнего мира. Так же было выяснено, что зрительное восприятие в момент дошкольного детства становится ведущим при ознакомлении ребенка с окружающим пространством, потому как в большей степени именно с помощью него происходит усвоение системы сенсорных эталонов. На его основе формируются представления об окружающем мире, оно объединяет определенные свойства и качества предмета в единое целое, формируя его образ, становление таких психических функций, как внимание, память, речь, интеллект во многом зависят от успешности развития зрительного восприятия. Все это, в свою очередь, способствует формированию целостной картины мира и, как следствие, успешной социальной адаптации ребенка.
Недоразвитие процесса зрительного восприятия у старших дошкольников с ЗПР ведет к недостаточному количеству представлений об окружающем мире, и, как следствие, сказывается на познавательной деятельности детей в целом. Это ведет к снижению качества основных видов деятельности. Поэтому ребёнку необходима своевременно оказанная коррекционная помощь. Более эффективными для коррекции нарушенных функций являются индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, потому как именно они дают возможность максимально учесть индивидуальные особенности каждого ребенка. Так же для повышения уровня общего развития детей и эффективности развития отдельных психических функций (в частности зрительное восприятие), особо важна роль регулярных занятий. При соблюдении этих условий к концу дошкольного возраста у детей с ЗПР зрительное восприятие становится более целенаправленным и обобщенным, а при специальном руководстве со стороны дефектолога происходит формирование важных сенсорных способностей: дети могут учитывать различные параметры величины, воспринимать и анализировать сложную форму предметов, правильно устанавливать пространственные отношения, повышается цветоразличение, а также дети научаются обозначать указанные признаки соответствующими словами.