Обучение учащихся мерам пожарной безопасности путем организации деятельности во внеурочное время

Разделы: Классное руководство


Образованность современного школьника определяется не только предметными знаниями, но и разносторонним развитием его как личности, способным ориентироваться в традициях своей страны и мировой культуре, способным к активной социальной адаптации в обществе, а также самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. Сегодня в нашей стране происходят значительные изменения условий формирования личности ребенка. В современном мире ребенок развивается в окружении самых различных источников воздействия на него как позитивного характера, так и негативного.Благодаря телевидению, компьютерным играм, Интернету, кино, ребенок узнает много нового и соответственно получает информацию. Данные источники информации зачастую оказывают существенное воздействие в процессе воспитания и социализации школьника, однако осуществление всестороннего развития и раскрытия потенциала ребенка наиболее эффективно происходит в рамках организации дополнительного образования и внеурочной деятельности.

Для более полной характеристики рассматриваемого вопроса приведем определения понятия «внеурочная деятельность» и «дополнительное образование».

Согласно П.В.Степанову и Д.В.Григорьеву,«внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации» [3,c.7]. Таким образом, внеурочная деятельность - это, в первую очередь, система занятий школьника, где педагогами решаются задачи их воспитания. В лучшем случае, результатом этих отдельных занятий должна сформироваться целостная общественная жизнь учащегося в школе - насыщенная и интересная.

С.М.Вишнякова дает следующее определение: «Дополнительное образование подразумевает такое образование, цели и содержание которого не предусмотрены обязательной программой образовательного учреждения, но имеют важное значение для развития человека как личности, для его жизни в обществе, соответствуют его склонностям и интересам; оно осуществляется, как правило, после изучения основных образовательных программ» [2,с.47].

Образовательный процесс должен быть направлен не только на передачу знаний, навыков и умений, но и на многогранное развитие учащегося, а именно раскрытие еготворческих возможностей, способностей, таких качеств личности, как инициативность, фантазия, организованность, предприимчивость, всего того, что делает человека индивидуальностью. Все это можно осуществить с помощью дополнительного образования и внеурочной деятельности[1, c.4].

И если школьное образование учащиеся получают в относительно одинаковом объеме, что определяется государственным стандартом, то дополнительное образование осуществляется индивидуально в силу его многообразия и вариативности.

Дети выбирают то, что близко их интересам, что отвечает их потребностям.В этом и есть смысл дополнительного образования: оно помогает раннему самоопределению, дает уникальную возможность ребенку полноценно реализовать себя, решая социально значимые задачи. Как правило, учащиеся, которые получили дополнительное образование, имеют больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте[4,c.25].

Так какие же существуют эффективные формы и методы достижения раскрытия детского потенциала в дополнительном образовании и внеурочной деятельности?Факультативы, кружки, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору выступают связующим звеном между дополнительным образованием и внеурочной деятельностью. Для развития потенциальных возможностей детей школа объединяет свойства основных подсистем образовательного процесса, а именно учебного процесса, сферы дополнительного образования, ученического самоуправления и внеурочной деятельности.

Рассмотрим внеурочную деятельность социального направления в 5 классе «Юный пожарный». Основными задачами данной деятельности являются формирование принципов безопасности личности учащихся, обучение учащихся мерам пожарной безопасности путем организации деятельности дружин юных пожарных (ДЮП) во внеурочное время, а также обучение детей правильному поведению в экстремальных ситуациях, умению помочь себе и окружающим. Мы предполагаем, что раскрытие творческих способностей и потенциала школьников во внеурочной деятельности будет успешным при соблюдении следующих педагогических условий: создание мотивации к процессу творчества; пробуждение потребности в продуктивной деятельности; обучение сотрудничеству и сотворчеству в коллективном взаимодействии.

В качестве основных методов данной внеурочной деятельности с детьми предлагаются игры, инсценировки, прием создания речевой ситуации и т.д. В процессе реализации деятельности самыми продуктивными методами оказались игры и инсценировки. Так, в рамках деятельности дружины «Юный пожарный» для увеличения интереса детей и раскрытия творческих способностей, учащимся дается задание сочинить девиз (небольшое рифмованное изречение), учитель совместно с детьми придумывают и оформляют герб и эмблему. Следующим этапом выступает подготовка яркого тематического плаката и листовок с агитационным материалом на тему «Не играй с огнем, или как не допустить пожара». Учащиеся разыгрывают тематическую миниатюру, затем раздают листовки с правилами поведения при пожаре. Особенно активно дружина «Юный пожарный» проводит агитацию перед каникулами, напоминая детям основные правила безопасного поведения при пожаре. Ученики 5 класса очень впечатлительны, быстро поддаются эмоциональному воздействию, активно включаются в действие, охотно выполняют поручения, дают советы, предупреждают других детей об опасности, тем самым раскрывая в себе чувство ответственности и самостоятельности. Использование таких методов предполагает сочетание практической речевой и творческой деятельности учащихся. При этом основное внимание детей направлено на подготовку продукта совместной работы и представление ее результата в виде разыгранной ситуации, сценки, проведенной игры со зрителями, тем самым проявляется чувство социальной значимости.

Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее эффективными и действенными методами во внеурочной деятельности выступают игры и инсценировки, позволяющие раскрыть творческие способности ребенка. Благодаря таким эффективным формам дополнительного образования, как школьные научные общества, объединения профессиональной направленности происходит усиление вариативной составляющей общего образования, стимулирующей познавательную мотивацию обучающихся. А главное в таких условиях, а именно дополнительного образования, дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.

Список использованной литературы

  • Байбородова Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах /Л.В.Байбородова М.: Просвещение, 2014. -176 с.
  • Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М. НМЦ СПО, 1999. - 538 с.
  • Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011.- 223 с.
  • Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы / Н.А.Криволапова. - М.: Просвещение, 2012. - 222 с.