Пояснительная записка
Данный ресурс ориентирован на подготовку учащихся по экономическому, технологическому, естественнонаучному профилю и позволяет осуществлять задачи предпрофильной подготовки.
Актуальность курса: спецкурс «Проценты в экономике и бизнесе» призван к тому, что через решение экономических, социологических и экологических задач раскрыть значимость математики и сформировать интерес к профессиям, связанных со знанием решения данных задач. Расширить кругозор обучающихся. Разработка программы данного спецкурса обусловлена недостаточным изучением темы «Проценты» на первом этапе основной школы, когда обучающиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни. На последующих этапах обучения повторного обращения к этой теме не предусматривается. Во многих школьных учебниках можно встретить задачи на проценты, однако в них отсутствует компактное и четкое изложение соответствующей теории вопроса. Текстовые задачи включены в материалы дистанционных конкурсов, олимпиадные задания. Однако практика показывает, что задачи на проценты вызывают затруднения у обучающихся и очень многие окончившие школу не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни.
Спецкурс «Проценты в экономике и бизнесе», рассчитан на 34 часа и предназначен для обучающихся восьмых, девятых классов, ориентирован на предпрофильную подготовку обучающихся.
Особенностью данного спецкурса является то, что спецкурс «Проценты в экономике и бизнесе» демонстрирует обучающимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики, бизнеса и задач технологии производства; ориентирует учащихся на обучение по естественнонаучному, социально-экономическому и информационно - технологическому профилю. Познавательный материал спецкурса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков процентных вычислений, но и формированию устойчивого интереса обучающихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности. Задачи финансовой математики представляют в настоящее время интерес не только для будущих финансистов и экономистов, но и для всех людей. С такими задачами приходится иметь дело при оформлении в банке сберегательного вклада или кредита, покупке товара в рассрочку, при выплате пени, налогов.
Содержание спецкурса даёт возможность каждому ученику активно включиться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя.
При подготовке и проведении занятий спецкурса рекомендуется применять исследовательский и деятельностный подход, с тем, чтобы способствовать процессу самоопределения обучающихся и помочь им адекватно оценивать себя, не занизив уровень самооценки. В технологии проведения занятий присутствует этап самопроверки, который предоставляет обучающимся возможность самим проверить, как ими усвоен изученный материал. Формой итогового контроля может быть презентация проектов, выполненных обучающимися по теме курса. Методика проведения таких занятий обеспечивает системное включение ребёнка в процесс самостоятельного построения новых знаний и позволяет осуществлять уровневую дифференциацию.
Цель курса: сформировать понимание необходимости знаний процентных вычислений для решения большого круга задач, показав широту применения процентных расчетов в реальной жизни необходимых человеку в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем.
Задачи курса:
- cформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;
- решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;
- привить обучающимся основы экономической грамотности;
- помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Организация деятельности обучающихся: Данный курс предполагает четкое изложение теории вопроса, решение типовых задач, самостоятельную работу, деловую игру. Логический анализ содержания темы «Проценты» позволил выделить группы задач, которые и составили основу изучаемого курса. Каждой группе задач предшествует небольшая историческая и теоретическая справка. Кроме того, рассматриваются задачи с практическим содержанием, которые связаны с применением процентных вычислений в повседневной жизни. Предлагаемые задачи различны по уровню сложности: от простых упражнений на применение изученных формул до достаточно трудных примеров расчета процентов в реальной банковской ситуации. В программе проводится примерное распределение учебного времени, включающее план занятий.
Основные формы организации занятий: рассказ, беседа, семинар, деловая игра, проект. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для обучающихся разной степени подготовки: уровень сложности задач варьируется от простых до конкурсных и олимпиадных. Содержание материала курса показывает связь математики с другими областями знаний, иллюстрирует применение математики в повседневной жизни, знакомит учащихся с некоторыми историческими сведениями по данной теме. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач.
Программа мобильна, т.е. дает возможность уменьшить количество задач по данной теме при установлении степени достижения результатов.
Программа может быть эффективно использована в 8, 9 классах с любой степенью подготовленности, способствует развитию познавательных интересов, экономической грамотности, мышления обучающихся, предоставляет возможность подготовиться к сознательному выбору профиля обучения и дальнейшей специализации. Минимальные требования к оснащению учебного процесса: раздаточный материал для проведения практических работ, компьютерная техника для тестирования и выполнения проектных работ.
В силу большой практической значимости данный курс вызывает интерес, является средством обучения и средством развития интеллектуальных качеств личности обучающихся. Для обучающихся, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии интереса к предмету и вызвать желание узнать больше.
Требования к уровню усвоения учебного материала
В результате изучения спецкурса «Проценты в экономике и бизнесе» обучающиеся должны достичь следующих результатов:
Личностные результаты:
- умение ясно излагать свои мысли;
- понимание смысла поставленной задачи;
- готовность отстаивать свою точку зрения;
- умение планировать учебную деятельность;
- положительное отношение к исследовательской деятельности;
- интерес к новому содержанию и новым способам познания.
Метапредметные результаты:
- уметь видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- уметь устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, делать заключения и выводы;
- уметь создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебно-познавательных задач;
- · уметь осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, адекватно оценивать правильность или ошибочность их решения;
- уметь объяснять, на основе какого мат ематического аппарата основано содержание конкретной экономической задачи и ситуации;
- понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- понимать основные категории экономики и бизнеса;
- знать широту применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;
- · при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, применять компьютер, использовать приемы, рационализирующие вычисления.
Предметные результаты:
- понимать содержательный смысл термина «процент» как специального способа выражения доли величины;
- уметь соотносить процент с соответствующей дробью (осо бенно в некоторых специальных случаях: 50 % - 1/2; 20 % - 1/5;25 %-1/4 и т.д.);
- устранить пробелы в знаниях по решению основных задач на проценты:
а) нахождение процента от числа (величины);
б) нахождение числа по его проценту;
в) нахождение процента одного числа от другого; - актуализация знаний об арифметических и алгебраических приёмах решения задач;
- производить прикидку и оценку результатов вычислений;
- осуществлять перевод задачи на язык формул;
- решать текстовые задачи с помощью составления уравнения.
Темы реферативных и исследовательских работ учащихся
- Процентные вычисления в жизненных ситуациях
- Банковские операции
- Как люди добиваются увеличения своих доходов.
- Наглядное представление экономической информации.
- Практическое применение процентов (тарифы, штрафы, голосование).
- Из истории возникновения экономики.
- Проценты и банковские операции.
- Сегодняшняя стоимость завтрашних платежей.
- Старинный способ решения задач на смеси.
- Коммерческая арифметика.