"Гриб - одно из самых интересных и таинственных явлений природы"
В.А.Солоухин
Цель: развивать познавательные умения и навыки обучающихся и способствовать расширению их кругозора.
Задачи:
- Формировать понятия о взаимодействиях грибов с окружающей средой.
- Продолжать экологическое воспитание учащихся.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Форма проведения: игра-путешествие.
Ход мероприятия
Грибы привлекали внимание людей с незапамятных времен. Судя по материалам археологических раскопок, наскальным рисункам и древним рукописям, наши далекие предки давно научились употреблять грибы в пищу, а такие древнейшие производства, как хлебопечение и виноделие, не могли бы существовать без участия микроскопических дрожжевых грибов.
Что же мы знаем о грибах? Попытаемся выяснить это с помощью "биологического ринга", в котором примут участие две команды - "Лисички" и "Боровички". Оценивать ответы команд будет компетентное жюри.
I. Разминка
Вопросы команде "Лисички"
- Как размножаются грибы? (спорами)
- Что растет быстрее: гриб или растение? (гриб)
- Индейцы мая лечили раны «зеленой плесенью». Что это за гриб? (пеницилл)
- Какие грибы были одомашнены первыми? (дрожжи)
Вопросы команде "Боровички"
- С чем связаны народные названия грибов, такие, как поддубовик, подберезовик, подосиновик? (симбиоз определенных видов грибов с деревьями)
- Какие условия необходимы для развития грибов? (влажность, питательные вещества, температура воздуха выше 0 °С)
- В народе это заболевание называли «злые корчи», так как у человека, съевшего хлеб, «отравленный» этим грибом, наступают судороги, поражается нервная система. О каком грибе идет речь? (о спорынье)
- Как размножаются дрожжи? (почкованием)
II. Конкурс капитанов
1. Плодовые тела, состоящие из пенька и шляпки, имеют…
а) все съедобные шляпочные грибы
б) все съедобные шляпочные грибы, за исключением валуев
в) все съедобные шляпочные грибы, за исключением трюфелей
2. У злаковых растений, пораженных головней, соцветия выглядят обгорелыми, потому что…
а) разрушенный эндосперм зерновок становится черным
б) мицелий гриба образует черные споры
в) пораженные соцветия засыхают и чернеют
3. Пищевые продукты из муки, в которую попал гриб спорынья, вызывают у человека:
а) горечь во рту
б) расстройство кишечника
в) судороги, головную боль, боли в желудке, потерю чувствительности пальцев и т.п.
4. Гриб получает из корней деревьев вещества:
а) минеральные
б) органические
в) воду
5. Гриб Снабжает дерево веществами:
а) минеральными
б) органическими
в) водой
6. Для грибов характерен способ питания:
а) сапрофитный
б) фотосинтез
в) паразитический или сапрофитный
III. Блицаукцион
Прослушайте описание и скажите, к кому/чему оно относится. На обдумывание каждого ответа дается 3 с.
- Грибы, активно разрушающие древесину (трутовики)
- Грибы, поселяющиеся на яблонях, покрывающие шелушащимися пятнами листья и плоды (парша)
- Грибы, вызывающие заболевания злаковых растений, превращая их в ядовитую споровую массу (спорынья и головня)
- Этот гриб состоит из ветвящихся нитей, разделенных перегородками на отдельные клетки. Его споры расположены не в головках, а на концах некоторых нитей в мелких кисточках (пеницилл)
- Этот гриб часто появляется на хлебе, овощах, конском навозе, имеет вид пушистого белого налета, рассмотреть его можно только через микроскоп (мукор или белая плесень)
- Многоклеточные организмы, питающиеся мертвыми органическими веществами (сапрофиты)
- Многоклеточные организмы, живущие на живых организмах и питающиеся за их счет (паразиты)
- Паразит древесных пород, растет обычно группами на пнях, стволах, корнях деревьев. От своих съедобных собратьев отличается сухой неяркой шапкой, отсутствием колец на ножке и белыми спорами (ложный опенок)
IV. Грибные развлекалки
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
a |
У |
К |
О |
Г |
А |
a |
b |
Д |
И |
Н |
Е |
З |
b |
c |
Т |
С |
П |
Б |
. |
c |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Задание 1. Надо правильно воспользоваться ключом, прочитать зашифрованные в головоломках загадки и отгадать их. За правильный ответ 5 баллов.
1а |
2а |
3а |
4а |
3а |
|
3а |
1b |
3b |
5a |
||
3b |
3a |
4a |
5a |
||
1b |
5a |
2b |
|||
1c |
3a |
4c |
4b |
5b |
|
2c |
5a |
3c |
3a |
4a |
5a |
Ключ
(У кого одна нога, да и то без сапога. Гриб)
Задание 2. Разгадывание ребусов. За каждый разгаданный ребус можно заработать 5 баллов. (Подосиновик. Лисичка. Подберезовик. Мухомор)
Задание 3. Перед вами названия известных грибов. Только буквы в словах перепутаны. Поставьте буквы в нужном порядке.
ПЕОКОН (опенок)
ВИКХОМО (моховик)
НУШВИКАС (свинушка)
РОКАЕЖСЫ (сыроежка)
ЧОКТРОС (строчок)
МОРХОМУ (мухомор)
Задание 4. Команде нужно хором закончить стихотворение, подобрав ответ в рифму.
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали заметных.
Собирай, не мешкай:
Это... (сыроежки)Растут на опушке
Рыжие подружки,
А зовут их... (волнушки)Из-под травки прошлогодней
Вылезают на свободу
Неразлучные сестрички -
Рыжеватые... (лисички)Царь грибов на толстой ножке
Самый лучший для лукошка.
Он головку держит смело,
Потому что гриб он... (белый)Стоят на опушке
Свинушки, волнушки.
И, будто сестрички, -
Меж ними лисички.
Что солнышко, рыжий,
Под сосенкой - рыжик,
Понурый спросонок
И скользкий... (масленок)Кто генерал среди грибов? -
Спросил ребят грибник.
Ответ был дан ему таков:
- Гриб главный - ... (боровик)
V. Как называется этот гриб?
Перед вами изображения грибов, которые встречаются на территории нашей страны: волнушка, подберезовик, свинушка, белый гриб, груздь.
Команды должны ответить на следующие вопросы.
- Народная примета гласит: "Где много мухоморов, там много этих грибов!" О каком грибе идет речь? (о белом грибе)
- Этот гриб также называют обабок, бабка, серый гриб, черныш, подгреб. (подберезовик)
- Шляпка у этого гриба мохнатая, шерстистая. От этого и произошло название гриба: древнерусское слово "вовна" означает "шерсть".
А грибок волнуется - ясно почему:
Как бы не испортили
Шляпки бахрому. (волнушка) - И у этого гриба название связано со шляпкой. Гриб напоминает ухо, так как ножка у него соединяется со шляпкой не в центре, а немного сбоку. Чтобы ответить на вопрос, что это за гриб, достаточно вспомнить название животного, чье ухо напоминает гриб. (свинушка)
- Назвали этим грибом - полезай в кузов! (груздь)
Это задание было последним в нашем путешествии в царство грибов. Попросим жюри подвести итоги.