Путешествие в царство грибов

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Ключевые слова: грибы


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


"Гриб - одно из самых интересных и таинственных явлений природы"
В.А.Солоухин

Цель: развивать познавательные умения и навыки обучающихся и способствовать расширению их кругозора.

Задачи:

  • Формировать понятия о взаимодействиях грибов с окружающей средой.
  • Продолжать экологическое воспитание учащихся.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Форма проведения: игра-путешествие.

Ход мероприятия

Грибы привлекали внимание людей с незапамятных времен. Судя по материалам археологических раскопок, наскальным рисункам и древним рукописям, наши далекие предки давно научились употреблять грибы в пищу, а такие древнейшие производства, как хлебопечение и виноделие, не могли бы существовать без участия микроскопических дрожжевых грибов.

Что же мы знаем о грибах? Попытаемся выяснить это с помощью "биологического ринга", в котором примут участие две команды - "Лисички" и "Боровички". Оценивать ответы команд будет компетентное жюри.

I. Разминка

Вопросы команде "Лисички"

  1. Как размножаются грибы? (спорами)
  2. Что растет быстрее: гриб или растение? (гриб)
  3. Индейцы мая лечили раны «зеленой плесенью». Что это за гриб? (пеницилл)
  4. Какие грибы были одомашнены первыми? (дрожжи)

Вопросы команде "Боровички"

  1. С чем связаны народные названия грибов, такие, как поддубовик, подберезовик, подосиновик? (симбиоз определенных видов грибов с деревьями)
  2. Какие условия необходимы для развития грибов? (влажность, питательные вещества, температура воздуха выше 0 °С)
  3. В народе это заболевание называли «злые корчи», так как у человека, съевшего хлеб, «отравленный» этим грибом, наступают судороги, поражается нервная система. О каком грибе идет речь? (о спорынье)
  4. Как размножаются дрожжи? (почкованием)

II. Конкурс капитанов

1. Плодовые тела, состоящие из пенька и шляпки, имеют…

а) все съедобные шляпочные грибы
б) все съедобные шляпочные грибы, за исключением валуев
в) все съедобные шляпочные грибы, за исключением трюфелей

2. У злаковых растений, пораженных головней, соцветия выглядят обгорелыми, потому что…
а) разрушенный эндосперм зерновок становится черным
б) мицелий гриба образует черные споры
в) пораженные соцветия засыхают и чернеют

3. Пищевые продукты из муки, в которую попал гриб спорынья, вызывают у человека:
а) горечь во рту
б) расстройство кишечника
в) судороги, головную боль, боли в желудке, потерю чувствительности пальцев и т.п.

4. Гриб получает из корней деревьев вещества:
а) минеральные
б) органические
в) воду

5. Гриб Снабжает дерево веществами:
а) минеральными
б) органическими
в) водой

6. Для грибов характерен способ питания:
а) сапрофитный
б) фотосинтез
в) паразитический или сапрофитный

III. Блицаукцион

Прослушайте описание и скажите, к кому/чему оно относится. На обдумывание каждого ответа дается 3 с.

  1. Грибы, активно разрушающие древесину (трутовики)
  2. Грибы, поселяющиеся на яблонях, покрывающие шелушащимися пятнами листья и плоды (парша)
  3. Грибы, вызывающие заболевания злаковых растений, превращая их в ядовитую споровую массу (спорынья и головня)
  4. Этот гриб состоит из ветвящихся нитей, разделенных перегородками на отдельные клетки. Его споры расположены не в головках, а на концах некоторых нитей в мелких кисточках (пеницилл)
  5. Этот гриб часто появляется на хлебе, овощах, конском навозе, имеет вид пушистого белого налета, рассмотреть его можно только через микроскоп (мукор или белая плесень)
  6. Многоклеточные организмы, питающиеся мертвыми органическими веществами (сапрофиты)
  7. Многоклеточные организмы, живущие на живых организмах и питающиеся за их счет (паразиты)
  8. Паразит древесных пород, растет обычно группами на пнях, стволах, корнях деревьев. От своих съедобных собратьев отличается сухой неяркой шапкой, отсутствием колец на ножке и белыми спорами (ложный опенок)

IV. Грибные развлекалки

1

2

3

4

5

a

У

К

О

Г

А

a

b

Д

И

Н

Е

З

b

c

Т

С

П

Б

.

c

1

2

3

4

5

Задание 1. Надо правильно воспользоваться ключом, прочитать зашифрованные в головоломках загадки и отгадать их. За правильный ответ 5 баллов.

1b

3b

5a

3b

3a

4a

5a

1b

5a

2b

1c

3a

4c

4b

5b

2c

5a

3c

3a

4a

5a

Ключ

(У кого одна нога, да и то без сапога. Гриб)

Задание 2. Разгадывание ребусов. За каждый разгаданный ребус можно заработать 5 баллов. (Подосиновик. Лисичка. Подберезовик. Мухомор)

Задание 3. Перед вами названия известных грибов. Только буквы в словах перепутаны. Поставьте буквы в нужном порядке.

ПЕОКОН (опенок)
ВИКХОМО (моховик)
НУШВИКАС (свинушка)
РОКАЕЖСЫ (сыроежка)
ЧОКТРОС (строчок)
МОРХОМУ (мухомор)

Задание 4. Команде нужно хором закончить стихотворение, подобрав ответ в рифму.

Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали заметных.
Собирай, не мешкай:
Это... (сыроежки)

Растут на опушке
Рыжие подружки,
А зовут их... (волнушки)

Из-под травки прошлогодней
Вылезают на свободу
Неразлучные сестрички -
Рыжеватые... (лисички)

Царь грибов на толстой ножке
Самый лучший для лукошка.
Он головку держит смело,
Потому что гриб он... (белый)

Стоят на опушке
Свинушки, волнушки.
И, будто сестрички, -
Меж ними лисички.
Что солнышко, рыжий,
Под сосенкой - рыжик,
Понурый спросонок
И скользкий... (масленок)

Кто генерал среди грибов? -
Спросил ребят грибник.
Ответ был дан ему таков:
- Гриб главный - ... (боровик)

V. Как называется этот гриб?

Перед вами изображения грибов, которые встречаются на территории нашей страны: волнушка, подберезовик, свинушка, белый гриб, груздь.

Команды должны ответить на следующие вопросы.

  1. Народная примета гласит: "Где много мухоморов, там много этих грибов!" О каком грибе идет речь? (о белом грибе)
  2. Этот гриб также называют обабок, бабка, серый гриб, черныш, подгреб. (подберезовик)
  3. Шляпка у этого гриба мохнатая, шерстистая. От этого и произошло название гриба: древнерусское слово "вовна" означает "шерсть".
    А грибок волнуется - ясно почему:
    Как бы не испортили
    Шляпки бахрому. (волнушка)
  4. И у этого гриба название связано со шляпкой. Гриб напоминает ухо, так как ножка у него соединяется со шляпкой не в центре, а немного сбоку. Чтобы ответить на вопрос, что это за гриб, достаточно вспомнить название животного, чье ухо напоминает гриб. (свинушка)
  5. Назвали этим грибом - полезай в кузов! (груздь)

Это задание было последним в нашем путешествии в царство грибов. Попросим жюри подвести итоги.

VI. Подведение итогов, награждение победителей