(Слайд 2)
Понятие «функциональная грамотность» было впервые употреблено в 1965 году на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране. И тогда под термином понимали совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем.
(Слайд 3)
Таким образом, термин «функциональная грамотность» в своем строгом значении имел следующее понятие: «Использование умений читать и писать в повседневной жизни («социальная практика работы с текстом»). Иными словами, это уровень грамотности человека, определяющий его деятельность с использованием печатного слова в быту».
А.А.Леонтьев в одной из своих работ дал очень корректное и в то же время глубокое определение функциональной грамотности: «Если формальная грамотность - это владение навыками и умениями техники чтения, то функциональная грамотность - это способность человека свободно использовать эти навыки для извлечения информации из реального текста - для его понимания, сжатия, трансформации». По его словам, проблема функциональной неграмотности, с которой сегодня сталкиваются многие страны, - это проблема не педагогическая, а проблема социальная.
(Слайд 4)
Сегодня функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Другими словами, навыки и умения, необходимые каждому для жизни в современном обществе и стремительно меняющемся мире.
Функциональная грамотность включает: (Слайд 5)
Школа должна научить своих учеников применять полученные знания в повседневной жизни. Практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.
Достичь функциональной грамотности в процессе обучения можно различными способами. Однако одной из главных составляющих преподавания иностранного языка является заинтересованность обучающихся.
(Слайд 6)
Применить функциональную грамотность в процессе обучения английского языка можно различными способами: одним из которых является проведение интегрированных занятий. И одним из успешных вариантов мы считаем возможность проведения занятий английский язык + информатика. И это не случайно. Английский язык и компьютерные языки имеют между собой много общего. Успешная работа с компьютером и компьютерными программами во многом зависит от хорошего знания английского языка. Даже просто играя в компьютерные игры, в большинстве случаев приходится переводить с английского языка комментарии и советы компьютера для того, чтобы справиться с игрой.
(Слайд 7)
Если говорить о форме проведения интегрированных уроков, то она нестандартна и интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание обучающихся.
Интегрированные уроки повышают мотивации обучающихся к изучению дисциплин, кроме того, такие занятия способствуют:
- повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
- в большей степени, чем обычные уроки, развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку;
- не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.
Главной задачей интегрированных уроков английского языка и информатики является интеллектуальное развитие ребенка, важной составляющей которого является словесно-логическое мышление.
(Слайд 8)
Орфографическая грамотность - это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания, основа развития ключевых компетенций учащихся. Формирование навыков грамотного письма у школьников - одна из самых трудных задач, которую приходится решать учителю. Но именно эта задача обозначается как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности.
(Слайд 9)
Задание 1. Вставка символов (функция автоматической проверки орфографии отключена). В нужные места вставьте пропущенные буквы так, чтобы получились названия устройств персонального компьютера.
ptop, keybrd, stem unit, mnitor, comput mouse, proessor, motherbrd, usr, Interne, e-mal, my docuts, operang system.
(Слайд 10)
Ответ: Laptop - ноутбук, keyboard - клавиатура, system unit - системный блок, monitor - монитор, computer mouse - компьютерная мышка, processor - процессор, motherboard - материнская плата, user - пользователь, Internet - Интернет, e-mail - электронная почта, my documents - мои документы, operating system - операционная система.
(Слайд 11). Задание 2. Склеивание и разрезание строк. 1. В текстовом редакторе набрать текст на английском языке, чтобы получилось стихотворение:
Traffic Lesson
Be very, very careful When you cross the street. Use your eyes and use your ears, And then use your feet. Look to the left, Look to the right, Then look up And check the light. When all the cars have stopped, It's time for you to go. Walk between the lines. That's the safest way I know.
(Слайд 12)
Ответ: Traffic Lesson
Be very, very careful
When you cross the street.
Use your eyes and use your ears,
And then use your feet.
Look to the left,
Look to the right,
Then look up
And check the light.
When all the cars have stopped,
It's time for you to go.
Walk between the lines.
That's the safest way I know.
(Слайд 13)
Задание 3. Логический тест на выделение существенного (найди лишнее).
- Кeyboard, printer, scanner, microphone.
- Monitor, printer, speakers, microphone.
(Слайд 14)
Ответ: 1. printer, 2. microphone
(Слайд 15)
Задание 4. Игра «Компьютерные антиподы».
Правила игры: Для каждого понятия укажите его антипод (противоположное по смыслу).
- Antivirus program - (computer virus)
- Hard magnetic disk - (floppy disk)
- Mouse - (keyboard)
- Recovery - (deletion)
- Programmer - (user)
- Pirated - (licensed)
(Слайд 16)
Ответ:
- Антивирусная программа - (компьютерный вирус)
- Жесткий магнитный диск - (дискета)
- Мышь - (клавиатура)
- Восстановление - (удаление)
- Программист - (пользователь)
- Пиратский - (лицензионный)
(Слайд 17)
Задание 5. Игра «Фольклорная информатика».
Правила игры: Перед вами программистские версии известных русских пословиц и поговорок. Попробуйте вспомнить, что они значат на английском языке?
- На дисплей неча пенять, коли видеокарта кривая. (Don't blame your own faults on others).
- Утопающий за F1 хватается (A drowning man catches at a straw).
- Проводник до файла доведет. (He who has a tongue can find his way).
- Наудалял с три корзины. (Tell a lot of lies).
Ответ: (Слайд 18)
- На дисплей неча пенять, коли видеокарта кривая. (На зеркало неча пенять, коли рожа кривая) Don't blame your own faults on others
- Утопающий за F1 хватается (утопающий за соломинку хватается) A drowning man catches (will catch, clutch) at a straw
- Проводник до файла доведет (Язык до Киева доведет) He who has a tongue can find his way;
- Наудалял с три корзины (Наврал с три короба) Tell a lot of lies
(Слайд 19)
Задание 6. Используя операции выделение слова и перемещение фрагмента разместить продукты питания в таблице.
Useful for health |
It should be limited |
Exclude |
Pear, ice cream, apple, candy, milk, chips, fish, cabbage, carrot, cake, cheese, chocolate, porridge, bun, bread, tomato, alcohol, pineapple, canned, sausage.
Ответы: (Слайд 20).
Useful for health |
It should be limited |
Exclude |
Pear, apple, milk, fish, cabbage, carrot, cheese, porridge, tomato, pineapple/ |
ice cream, candy, cake, chocolate, bun, bread, sausage. |
chips, alcohol, canned. |
Полезны для здоровья |
Следует ограничить |
Исключить |
груша, яблоко, молоко, рыба, капуста, морковь, каша, помидор, ананас |
мороженое, конфета, пирожное, шоколад, булочка, хлеб, торт, колбаса. |
чипсы, алкоголь, консервы |
(Слайд 21)
(Слайд 22)
Задание 7. Поставь соответствие, какому информационному процессу соответствует определенное действие.
The information process |
Action |
Solving a problem |
|
Broadcast |
Watching TV |
Talking on the phone |
|
Writing the presentation |
|
Keeping |
Painting |
Phone call |
|
Listening to music |
|
Processing |
Purchase of products |
(Слайд 23)
Информационный процесс |
Действие |
Передача |
Просмотр телевизора |
Разговор по телефону |
|
Написание изложения |
|
Хранение |
Рисование |
Звонок телефона |
|
Прослушивание музыки |
|
Обработка |
Покупка продуктов
|
(Слайд 24)
Задание 8. Закончите предложения.
- Information is…
- Computer science is…
- Information technology is…
Ответы: (Слайд 25)
- Information is the knowledge about the world around us that a person receives through the senses: sight, hearing, taste, touch, and smell. (Информация - это сведения об окружающем нас мире, которые человек получает с помощью органов чувств: зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния).
- Computer science is the science that studies the patterns of information transfer, storage, and processing in nature, society, and technology, as well as how to automate these processes with a computer. (Информатика - это наука, изучающая закономерности протекания процессов передачи, хранения и обработки информации в природе, обществе, технике, а также способы автоматизации этих процессов с помощью компьютера).
- Information technology is the technology of creating, storing, processing, transmitting and receiving information using a computer and using software. (Информационные технологии - это технологии создания, хранения, обработки, передачи и получения информации, с помощью компьютера и использования программного обеспечения).
(Слайд 26)
Функциональная грамотность развивается параллельно с компьютерной грамотностью, которая предполагает:
- Знание назначения и пользовательские характеристики основных устройств компьютера (см. задание 1);
- Знание основных видов программного обеспечения, пользовательского интерфейса (см. задание 2);
- Умение производить поиск, хранение, обработку различных видов информации с помощью соответствующего ПО (см. задание 3).
(Слайд 27)
На уроках информатики и английского языка формируем особый вид грамотности - информационную, которая предполагает:
- умение искать информацию, критически её оценивать, выбирать нужную, использовать её и создавать новую;
- умение ориентироваться в постоянно изменяющемся мире новых технологий и безудержного роста информации.
(Слайд 28)
Это находит своё отражение на уроках и в знакомстве с компьютером, и в овладении способами работы с информацией, в развитии критического мышления к ней, применении компьютерных технологий для решения учебных задач по разным предметам. Дети видят, что, например, поиск информации в интернете гораздо быстрее, разнообразнее и удобнее. Информация, которую они получают с помощью компьютера, очень важна. В результате приходит понимание роли информации в жизни человека.
(Слайд 29)
Для формирования функциональной грамотности большое значение имеют метапредметные умения и навыки, в частности, смысловое чтение, умение контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности, критическое, аналитическое и креативное мышление. Объединение усилий преподавателей образовательной организации в рамках общей программы достижения метапредметных результатов образовательного процесса может внести вклад в эффективность их формирования.
(Слайд 30)
Таким образом, использование активных форм обучения на уроках создаёт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач в жизненном пространстве. Что способствует формированию компетентности функциональной грамотности школьников.
(Слайд 31)
Используемые источники информации
- Ахшалова С.А. и др. Сборник разноуровневых заданий по развитию функциональной математической грамотности учащихся.
- Вершловский С.Г., Матюшкина М.Д. Функциональная грамотность выпускников школ // Социологические исследования. № 5. 2007. С. 140-144.
https://znanio.ru/media/funktsionalnaya_gramotnost_na_urokah_informatiki - Богданова В.А. Формирование информационно-функциональной компетентности школьников в процессе реализации личностно ориентированной модели педагогического процесса / В.А.Богданова - Педсовет.org. - 2007.
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
- . Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
- Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
(http://school-collection.edu.ru/)