Цель собрания:
- Повышение педагогической культуры родителей в вопросах возрастных норм и возможностей детей,
- Обогащение совместных игровых форм деятельности, улучшение характера взаимоотношений между детьми и родителями.
При поступлении ребенка в детский сад возникает ряд трудностей, так как в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение всего нахождения в ДОО, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения.
Приспособление организма к новым условиям социалного существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций, аппетита, изменениями, связанными с нормальными биологическими ритмами. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальный период адаптации, который может затянуться и, вероятно, привести к изменениям здоровья, поведения, психики ребенка.
Все перечисленные изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, преодоление которой требует специальной организации.
Правильно созданные условия позволяют сохранить и совершенствовать психическое, физическое и нравственное здоровье детей и делают процесс адаптации наиболее эффективным.
Факторы, влияющие на адаптацию:
- возраст ребенка;
- состояние здоровья;
- уровень развития;
- характеристика нервной системы;
- умение общаться со взрослыми и сверстниками;
- сформированность предметной и игровой деятельности;
- приближенность домашнего режима к режиму детского сада.
Основные критерии для наблюдения за ребенком в период адаптации:
- эмоциональное состояние;
- поведение ребенка в момент расставания и встречи родных;
- особенности аппетита;
- особенности периода засыпания и сна;
- отношение к предметному миру и игрушкам;
- речевая активность;
- двигательная активность;
- общее состояние организма;
- взаимодействие со взрослыми;
- взаимодействие со сверстниками.
Чтобы период привыкания к детскому саду пришел быстрее и спокойнее, педагогами используется различные методы, приемы и формы работы. Прежде всего это создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено. Через систему игр-развлечений и упражнений развивается поведенческий репертуар. Это наиболее важный результат - в среднем он занимает один-два месяца.
Сегодня мы покажем игры и упражнения с детьми, которые облегчают адаптацию, способствуют сближению ребенка со сверстниками и окружающими взрослыми. Считаем важным поговорить о нормативных показателях возраста 2-3 года, чтобы составить представления о возможностях ребенка третьего года жизни.
Я предлагаю поприветствовать и поздороваться друг с другом в игре.
Игра «Здоровалки»
Всем участникам необходимо здороваться с каждым за руку и при этом говорить только следующие слова и больше ничего: «Привет, как дела?».
Условие: здороваться с кем-либо из участников за руку, вы можете освободить свою руку только после того, как другой рукой вы начнете здороваться с кем-то еще. Иными словами, нужно непрерывно быть в контакте с кем-то из родителей.
Вывод: вот так рука об руку вам предстоит пройти 5 лет. Поэтому очень вас просим, никогда не выяснять отношения за детей. Они на следующий день помирятся и забудут, а вы останетесь врагами на всю жизнь.
О возрастных нормах развития детей третьего года жизни
Неврологическая шкала
- Моторика: крупная и мелкая
- Восприятие: зрительное, слуховое
- Речь: импрессивная и экспрессивная
- Интеллект
- Конструирование
- Самообслуживание
- Игра
На магнитной доске педагог располагает основные психоневрологические функции, картинку разновозрастных детей, указатели возраста. В беседе с родителями прикрепляются соответственно возрасту психоневрологические функции.
Видеоматериал «Игры детей третьего года жизни»
Игра «Прячем игрушку»
Взрослый прячет игрушку (например, мишку) так, чтобы она была немного видна и спрашивает у ребенка «Где мишка?», затем они вместе ищут мишку. Когда игрушку найдут, взрослый прячет игрушку так, чтобы искать было сложнее. После игры с игрушкой прячется сам взрослый, громко произнося «Ку-ку!». Когда ребенок найдет взрослого, они повторяют игру еще раз. Затем меняются местами - теперь взрослый ищет ребенка.
Игра в мяч «Лови-кидай»
В руки мячик я беру,
Хочешь, поиграем
В развеселую игру,
Кто его поймает?
Я кидаю - ловишь ты,
Кинешь - я поймаю…
Взрослый называет имя ребенка и бросает ему в руки мяч, например, «Оля, лови мяч». Ребенок ловит мяч и ждет слов взрослого «Оля, кидай». В игре используются мячи разного размера и веса.
Подвижная игра «Собери мячики»
Ребята, поиграем с мячиками. Посмотрите: у меня в корзинке много мячей (Показывает корзинку с мячиками из сухого бассейна). Мячики непослушные, прыгучие, так и хотят выскочить из корзинки!
Ай-люли, ай-люли, |
Взрослый и дети качают головой. |
Раскатились все шары. |
Взрослый высыпает мячи на пол, дети смотрят. |
А мы мячики найдем
|
Все вместе проговаривают стихотворение, хлопая в ладоши. |
Затем дети собирают мячики в корзинку, можно обговорить правила: каждый берет по одному мячу.
«Полезный совет» каждый участник собрания делится полезным советом, который он дал бы себе после участия в родительском собрания. Этот совет отражает отношение к проведенному собранию или пожелание себе в будущем или участник делиться тем, что привлекло его внимание и показалось интересным.
Первым участником рефлексии становится педагог (например, пожелание себе в будущем «Я в будущем буду стараться организовывать интересные и познавательные родительские собрания, чтобы вы, уважаемые родители, посещали их с удовольствие и все мы, взрослые, смогли объединить наши усилия, чтобы сделать наших детей счастливыми»).