Цель: формировать у детей посредством игровой деятельности экологические знания и создавать условия, мотивирующих детей на достижение поставленной цели.
Задачи:
- Развивать у детей познавательный интерес, воображение, логику, внимание;
- Учить устанавливать причинно-следственные связи: к чему ведет небрежное отношение к природе, почему необходимо беречь природу;
- Развивать умение ориентироваться на местности;
- Воспитывать уважение друг к другу, умение работать в команде;
- Продолжать воспитывать любовь к природе, желание сохранять и оберегать природный мир.
Материал: конверты с заданиями, аудиозапись голосов птиц, игрушечные насекомые, картинки птиц прикрепленные к птичьему столбу, сюжетные картинки (медведь, лиса, заяц, волк, лиса…), карта-маршрут.
Дети выполняют задания на различных станциях и получают конверт. Итог квеста-игры: необходимо сложить БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ.
Ход игры
Воспитатель: Ребята, посмотрите здесь какой-то конверт. Как вы думает для кого он? Давайте посмотрим. Тут что то написано. Кто из вас уже умеет читать? Попробуйте прочитать.
Если у детей не получается, то воспитатель предлагает им свою помощь. Выясняют, что конверт для детей подготовительной группы. Открывают конверт и читают текст:
«Дорогие ребята подготовительной группы! Пишет вам мудрая сова. Я живу в лесу и узнала, что вы любите природу и много знаете о ней. Чтобы проверить ваши знания я решила отправить вам карту с заданиями. Если каждое выполненное задание, вы получите конверт, а что в нём, можно узнать только в конце игры».
Воспитатель: Ребята, как же нам с вами повезло, такое замечательное письмо получили. Давайте посмотрим на карту с обозначенным маршрутом.
Дети вместе с воспитателем рассматривают карту и решают, куда им идти. Видят, что на карте изображён участок группы, отправляются на улицу.
Воспитатель: Ну как, ребята, отправимся в путешествие? А не побоитесь? Только хочу вам напомнить, что вы должны помогать друг другу, все задания выполнять аккуратно, быстро, весело.
1 задание «Кормушка»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, это же наша кормушка, здесь есть задание.
Ребята, жители леса приготовили для вас небольшой концерт. Попробуйте узнать всех исполнителей, которые здесь живут.
На кормушке прикреплены изображения птиц (кукушка, дятел, сова, соловей, сорока, ворона).
Звучат голоса птиц, дети называют название птиц. По завершению воспитатель задает ещё два вопроса.
- Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка)
- Какую птицу называют «лесным доктором»? (Дятла)
За выполненные задания дети получают конверт с буквами и два знака «правил в природе».
2 задание «Удивительный пень»
Воспитатель: Нам пора двигаться дальше. Давайте посмотрим, куда же нам идти. На карте изображен пень.
Читаем задание: На этом удивительном пне спрятались насекомые. Давайте узнаем, какие? Если правильно назовете, то насекомого обязательно найдете.
Прыгает пружинка -
Зелененькая спинка-
Сверху на серединку,
С травинки на былинку,
С ветки на тропинку. (Кузнечик)Спал цветок и вдруг проснулся -
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. (Бабочка)Домовитая хозяйка
Летает над лужайкой,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком. (Пчела)На поляне возле елок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион. (Муравей)Красненькие крылышки, черные горошки.
Кто это гуляет по моей ладошке? (Божья коровка)
Воспитатель хвалит детей за правильные ответы и предлагает еще быстро ответить на вопросы.
- Куда исчезают насекомые с наступлением зимы?
Дети получают ещё правила и конверт с буквами.
3 задание «Найди дерево»
Воспитатель. Ну что ж ребята нам пора идти дальше, помогать сове. Дальше мы с вами должны оказаться в зелёной роще.
- Перечислите хвойные деревья. (Сосна, ель, кедр, лиственница, пихта)
- Без чего не сможет расти растение? (Свет, вода, тепло)
Воспитатель. Молодцы, вы отлично справились с заданием, получайте конверт.
4 задание «Разгадай животное». Ребусы
Воспитатель. Каждая команда поочередно выбирают сюжетные картинки, на которых изображены различные животные, нужно изобразить (показать) их другой команде без слов, а те должны догадаться о ком идет речь: (медведь, лиса, заяц, волк…)
- Какие животные впадают в спячку? (Барсук, медведь, ёж, суслик, хомяк)
- Какие животные меняют на зиму окраску. (Заяц, белка)
Воспитатель. Молодцы, справились с заданием, получите конверт.
5 задание «Лесная аптека»
Следующее задание называется «Лесная аптека» и оно покажет, знаете ли вы лекарственные растения.
Очень уж травка эта строптива:
Жжет и кусает больно … (Крапива)Для чая и кваса, знают ребята,
Есть в огороде душистая... (Мята)Есть у бабочки диванчик
Ярко-желтый…(Одуванчик)Придорожный лекарь-кожник
Лечит ранки … (Подорожник)Мы гадали Машке
В поле по … (Ромашке)
Воспитатель: Ребята, помогите мне разобрать, какие здесь на клумбе растут лекарственные растения (дети называют картинки лекарственных растений).
Молодцы, справились с испытанием, получите правила и конверт.
Проводится игра «Рассортируй мусор»
Воспитатель. Умницы! Нам пора двигаться дальше. Ребята, посмотрите, на этой полянке никто не живет, ничего не растет. Интересно, почему? Правильно, здесь ничего нет, потому что вся полянка завалена мусором, а животные и растения не могут расти там, где все загрязнено. Давайте поможем нашей природе. А как мы можем это сделать? Конечно, убрать весь мусор. Но только складывать нужно по правилам:
- в синее ведро складываем бумагу;
- в желтое ведро - пластиковые бутылки;
- в зеленое ведро - пищевые отходы.
Ребята, а куда же нам деть пакеты с мусором, который мы собрали.
Взрослый подводит детей к тому, что нужно его сложить в специальные контейнеры для сортировки мусора.
Воспитатель: Молодцы, справились с испытанием, вот ваш конверт.
Воспитатель: Вижу, что вы все пришли с конвертами. Давайте раскроем их и посмотрим, что же там? (дети составляют «БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ»)
Игра «Если я приду в лесок»
Сейчас я проверю, все ли вы правила поведения в лесу запомнили. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду рассказывать действия, а вы думайте и отвечайте. Если я поступаю хорошо, говорите «да», если плохо, то кричите «нет»!
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
Если мусор уберу,
И рассортирую? (да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
Сова: Спасибо вам, ребята! Вы любите и заботитесь о природе, а еще я узнала, что вы дружные, готовы всегда прийти на помощь. В моем сундучке - подарки для вас.
Дети открывают сундучок - там настольная игра по экологии и сладкие подарки - конфеты.
Я тоже хочу вас попросить беречь природу, заботиться о ней, любить её и делать как можно больше добрых дел для того, чтобы наша планета Земля становилась еще красивее.