На далеком севере, белые медведи,
Не боятся стужи весело живут.
На далеком севере, вьюги и метели,
Все дороги снегом быстро заметут.
Светлана Бычко
Актуальность
Мы живем в Красноярском крае у нас зимой очень холодно. Но на Земле есть регионы, где чрезмерно низкая температура воздуха является нормой. Но и там - при постоянной зиме, очень низкой температуре воздуха - живут и люди, и животные, сумевшие приспособиться к экстремально суровым, природным условиям.
Просматривания с детьми мультфильм «Умка», у них возникло много вопросов: «Почему там всегда холодно?», «А почему белый медведь не ложится в спячку?», «А кто там живет?».
Проблема, на решение которой направлена проектная деятельность недостаточные представления у детей о природе северного края, о животных Севера, об их особенностях (внешнего вида, место обитания, пища) и о жизни людей, живущих на Севере.
Сроки реализации проекта: Краткосрочный, недельный
Вид проекта: информационно-ориентированный, творческий, групповой.
Участники проекта: дети подготовительной группы «Дюймовочка» компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития, воспитатели группы, родители.
Цель проекта: Формирование у детей знаний о природе северного края, о животных Севера, об их особенностях и о жизни людей, живущих на Севере.
Коррекционные задачи:
Образовательные:
- Расширять и уточнять знания у детей о жизни людей, живущих на Севере, о природе северного края, о животных Севера, об их особенностях.
- Обогащать и активизировать словарь у детей.
- Учить применять полученные знания в предметно-практической и игровой деятельности.
- Учить устанавливать игровое и речевое взаимодействие с взрослыми, сверстниками в ходе совместной деятельности.
Развивающие:
- Развивать умение сравнивать и анализировать причинно-следственные связи.
- Развивать познавательный интерес и любознательность; желание получать новые знания.
Воспитательные:
- Воспитывать умение общаться во время беседы, желание выполнять совместные задания, доброжелательность по отношению друг к другу, интерес к разнообразному животному миру.
- Привлекать родителей к совместной, творческой деятельности с детьми и взаимодействие с педагогами через проектную деятельность.
Предполагаемые результаты
У детей:
- узнают и называют животных холодных стран, внешний вид, место обитания, образ жизни;
- в словаре у детей появятся новые слова мерзлота, северное сияние;
- узнают о жизни людей, живущих на Севере, об их особенностях;
- появится интерес к миру природы, потребность к познанию нового;
- устанавливают игровое и речевое взаимодействие с взрослыми, сверстниками в ходе совместной деятельности;
- оказывают поддержку и помощь в ходе взаимодействия с другими детьми;
- приобрели опыт публичных выступлений, способны выступить перед группой сверстников.
У родителей:
- станут активными участниками в реализации проекта повысится интерес к совместной, творческой деятельности с детьми.
У педагогов:
- взаимодействуют с учителем-дефектологом по организации проекта;
- взаимодействуют с семьями детей по реализации темы проекта.
Продукт проекта
- Выставка детско-родительских работ «Я расскажу о Севере», интеллект-карта «Север», макет «На далеком севере».
Этапы проведения проекта
I этап. Подготовительный (мотивационный)
- подбор рассказов, образовательных ситуаций, разработка конспектов НОД;
- оформление презентации «Крайний север»;
- изготовление: дидактической игры «Животные севера и их детеныши»;
- атрибутов для игр: ободки оленей, маска белого медведя, льдинки из пенопласта;
- изучение и анализ методической литературы;
- подборка музыки «Звуки севера», репродукции К.Коровин «Северное сияние», фотографий «Природа севера», картинок «Животный и растительный мир севера», «Стойбище», «Чум, яранга, иглу», «Традиционные занятия северян», «Одежда северян», «Оленьи и собачьи упряжки», «Животные севера и их детёныши»;
- разработка плана реализации проекта.
Совместная деятельность с родителями: привлечение родителей к участию в проекте: выставка детско-родительских рисунков «Я расскажу о Севере»; подготовка информации для выступления по выбору детей: «Я расскажу про моржа», «Какие бывают дома на севере», «Почему мишка не спит зимой?».
Подготовительная работа с детьми:
- рассматривание иллюстраций «Природа Крайнего Севера», животные Севера, чтение художественной литературы: юкагирские сказки: «Отчего у белого медведя нос чёрный», «Кто оленя научил быстро бегать»;
- рассказы Г.Снегирева «Пингвиний пляж», «Отважный пингвинёнок»;
- Е.Фрейберга «Храбрый оленёнок Айхо»;
- дидактические игры: «Загадки и отгадки», «Кто у кого», «Собери картинку», «Чудесный мешочек»;
- беседа «Кто на Севере живет?», игровая ситуация «На чем отправимся на север?».
Запуск проекта:
Изменение развивающей предметно-пространственной среды: оформление приемной: чек-лист проекта и этапы проекта, подвесной мобиль «Северное сияние»; и группы: в природном уголке - альбом «Север», детская энциклопедия «Я познаю мир»; в книжном уголке - выставка книг по теме проекта; в уголке творчества - раскраски и трафареты; в речевом уголке предметные картинки «Народы севера», «Животные и их детеныши»; разрезные картинки «Северное сияние», «Животные севера»; интерактивный пол «Лабиринт», «Путешествие по маршруту».
Модель трех вопросов: Что знаете? Что хотите узнать? Где найти ответ? Выбор названия проекта «Путешествие на Север».
Определение эмблемы проекта: «Северное сияние». Выбор детьми тем для сообщений «Я расскажу о севере».
II этап. Практический (системно-деятельностный)
|
Совместная деятельность педагога с детьми, занятия |
Организация деятельности в режимных моментах |
Самостоятельная деятельность детей в условиях развивающей среды |
Взаимодействие с родителями |
12.02 |
1. Познавательное развитие
|
Рассматривание репродукции К.Коровин
|
Создание детьми в группе зоны «Север» (льдины, айсберг, фигурки северных оленей) |
Домашнее творчество: рисование рисунков с детьми «Я рисую север»» |
13.02 |
1. Развитие речи
2. Конструирование из бумаги
|
Изготовление первой ветви интеллект-карты «Погодные условия севера» (учитель-дефектолог) |
Конструирование из неоформленного материала «Чум» |
Подготовка выступления ребенка по выбранной теме проекта «Я расскажу о севере» |
14.02 |
1. ФЭМП
|
Изготовление второй ветви интеллект-карты «Жилище севера» |
Рассматривание в книжном уголке выставки «Поэты и писатели о севере» |
Рекомендация родителям «Почитайте детям» (учитель-дефектолог) |
15.02 |
1. ФЭМП (учитель-дефектолог) 2. Аппликация «Медведь на льдине» (воспитатель) |
Прослушивание аудиозаписи «Звуки севера».
|
Рассматривание энциклопедии «Хочу все знать»
|
Советы родителям Расскажите детям:
|
16.02 |
1. Познавательное развитие «Животные севера» (учитель-дефектолог) |
Гостевой обмен
|
Сюжетно-ролевая игра «Следопыт» |
Фотоотчет для родителей
|
III этап. Заключительный
- Выставка детско-родительских работ «Я расскажу о Севере», макет «На далеком севере».
- Гостевой обмен к детям средней группы «Ласточка» для демонстрации интеллект-карты «Север».