Проект "Путешествие на север"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: подготовительная группа, проектная деятельность в ДОУ


На далеком севере, белые медведи,
Не боятся стужи весело живут.
На далеком севере, вьюги и метели,
Все дороги снегом быстро заметут.
Светлана Бычко

Актуальность

Мы живем в Красноярском крае у нас зимой очень холодно. Но на Земле есть регионы, где чрезмерно низкая температура воздуха является нормой. Но и там - при постоянной зиме, очень низкой температуре воздуха - живут и люди, и животные, сумевшие приспособиться к экстремально суровым, природным условиям.

Просматривания с детьми мультфильм «Умка», у них возникло много вопросов: «Почему там всегда холодно?», «А почему белый медведь не ложится в спячку?», «А кто там живет?».

Проблема, на решение которой направлена проектная деятельность недостаточные представления у детей о природе северного края, о животных Севера, об их особенностях (внешнего вида, место обитания, пища) и о жизни людей, живущих на Севере.

Сроки реализации проекта: Краткосрочный, недельный

Вид проекта: информационно-ориентированный, творческий, групповой.

Участники проекта: дети подготовительной группы «Дюймовочка» компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития, воспитатели группы, родители.

Цель проекта: Формирование у детей знаний о природе северного края, о животных Севера, об их особенностях и о жизни людей, живущих на Севере.

Коррекционные задачи:

Образовательные:

  • Расширять и уточнять знания у детей о жизни людей, живущих на Севере, о природе северного края, о животных Севера, об их особенностях.
  • Обогащать и активизировать словарь у детей.
  • Учить применять полученные знания в предметно-практической и игровой деятельности.
  • Учить устанавливать игровое и речевое взаимодействие с взрослыми, сверстниками в ходе совместной деятельности.

Развивающие:

  • Развивать умение сравнивать и анализировать причинно-следственные связи.
  • Развивать познавательный интерес и любознательность; желание получать новые знания.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение общаться во время беседы, желание выполнять совместные задания, доброжелательность по отношению друг к другу, интерес к разнообразному животному миру.
  • Привлекать родителей к совместной, творческой деятельности с детьми и взаимодействие с педагогами через проектную деятельность.

Предполагаемые результаты

У детей:

  • узнают и называют животных холодных стран, внешний вид, место обитания, образ жизни;
  • в словаре у детей появятся новые слова мерзлота, северное сияние;
  • узнают о жизни людей, живущих на Севере, об их особенностях;
  • появится интерес к миру природы, потребность к познанию нового;
  • устанавливают игровое и речевое взаимодействие с взрослыми, сверстниками в ходе совместной деятельности;
  • оказывают поддержку и помощь в ходе взаимодействия с другими детьми;
  • приобрели опыт публичных выступлений, способны выступить перед группой сверстников.

У родителей:

  • станут активными участниками в реализации проекта повысится интерес к совместной, творческой деятельности с детьми.

У педагогов:

  • взаимодействуют с учителем-дефектологом по организации проекта;
  • взаимодействуют с семьями детей по реализации темы проекта.

Продукт проекта

  • Выставка детско-родительских работ «Я расскажу о Севере», интеллект-карта «Север», макет «На далеком севере».

Этапы проведения проекта

I этап. Подготовительный (мотивационный)

  • подбор рассказов, образовательных ситуаций, разработка конспектов НОД;
  • оформление презентации «Крайний север»;
  • изготовление: дидактической игры «Животные севера и их детеныши»;
  • атрибутов для игр: ободки оленей, маска белого медведя, льдинки из пенопласта;
  • изучение и анализ методической литературы;
  • подборка музыки «Звуки севера», репродукции К.Коровин «Северное сияние», фотографий «Природа севера», картинок «Животный и растительный мир севера», «Стойбище», «Чум, яранга, иглу», «Традиционные занятия северян», «Одежда северян», «Оленьи и собачьи упряжки», «Животные севера и их детёныши»;
  • разработка плана реализации проекта.

Совместная деятельность с родителями: привлечение родителей к участию в проекте: выставка детско-родительских рисунков «Я расскажу о Севере»; подготовка информации для выступления по выбору детей: «Я расскажу про моржа», «Какие бывают дома на севере», «Почему мишка не спит зимой?».

Подготовительная работа с детьми:

  • рассматривание иллюстраций «Природа Крайнего Севера», животные Севера, чтение художественной литературы: юкагирские сказки: «Отчего у белого медведя нос чёрный», «Кто оленя научил быстро бегать»;
  • рассказы Г.Снегирева «Пингвиний пляж», «Отважный пингвинёнок»;
  • Е.Фрейберга «Храбрый оленёнок Айхо»;
  • дидактические игры: «Загадки и отгадки», «Кто у кого», «Собери картинку», «Чудесный мешочек»;
  • беседа «Кто на Севере живет?», игровая ситуация «На чем отправимся на север?».

Запуск проекта:

Изменение развивающей предметно-пространственной среды: оформление приемной: чек-лист проекта и этапы проекта, подвесной мобиль «Северное сияние»; и группы: в природном уголке - альбом «Север», детская энциклопедия «Я познаю мир»; в книжном уголке - выставка книг по теме проекта; в уголке творчества - раскраски и трафареты; в речевом уголке предметные картинки «Народы севера», «Животные и их детеныши»; разрезные картинки «Северное сияние», «Животные севера»; интерактивный пол «Лабиринт», «Путешествие по маршруту».

Модель трех вопросов: Что знаете? Что хотите узнать? Где найти ответ? Выбор названия проекта «Путешествие на Север».

Определение эмблемы проекта: «Северное сияние». Выбор детьми тем для сообщений «Я расскажу о севере».

II этап. Практический (системно-деятельностный)

Совместная деятельность педагога с детьми, занятия

Организация деятельности в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей в условиях развивающей среды

Взаимодействие с родителями

12.02

1. Познавательное развитие
«На севере крайнем» (учитель-дефектолог)
2. Рисование «Северное сияние» (воспитатель)

Рассматривание репродукции К.Коровин
«Северное сияние»

Создание детьми в группе зоны «Север» (льдины, айсберг, фигурки северных оленей)

Домашнее творчество: рисование рисунков с детьми «Я рисую север»»

13.02

1. Развитие речи
Составление рассказов по картине: Ивана Шишкина «На севере Диком…». (учитель-дефектолог)

2. Конструирование из бумаги
«Полярная сова» (воспитатель)

Изготовление первой ветви интеллект-карты «Погодные условия севера» (учитель-дефектолог)

Конструирование из неоформленного материала «Чум»

Подготовка выступления ребенка по выбранной теме проекта «Я расскажу о севере»

14.02

1. ФЭМП
2. Лепка «Пингвины» (воспитатель)

Изготовление второй ветви интеллект-карты «Жилище севера»

Рассматривание в книжном уголке выставки «Поэты и писатели о севере»

Рекомендация родителям «Почитайте детям» (учитель-дефектолог)

15.02

1. ФЭМП (учитель-дефектолог)

2. Аппликация «Медведь на льдине» (воспитатель)

Прослушивание аудиозаписи «Звуки севера».
Просмотр мультимедийной презентации «Крайний север» (учитель-дефектолог)

Рассматривание энциклопедии «Хочу все знать»
Д/ игры: «Узнай по описанию», «Рыба, птица, зверь», «Найди маму детенышу северному животному».

Советы родителям Расскажите детям:
«Кто живет на севере» (учитель-дефектолог)

16.02

1. Познавательное развитие «Животные севера» (учитель-дефектолог)

Гостевой обмен
к детям средней группы «Ласточка» для демонстрации интеллект-карты «Север». (учитель-дефектолог)

Сюжетно-ролевая игра «Следопыт»

Фотоотчет для родителей
(учитель-дефектолог)

III этап. Заключительный

  1. Выставка детско-родительских работ «Я расскажу о Севере», макет «На далеком севере».
  2. Гостевой обмен к детям средней группы «Ласточка» для демонстрации интеллект-карты «Север».