Каждый учитель знает о том, что наглядные материалы при изучении предмета в средней школе выполняют важные функции. Это способствует развитию многих компетенций учащихся. Наглядность позволяет активизировать познавательный процесс, способствует развитию зрительной памяти, повышает интерес к предмету, способствует прочному усвоению знаний.
В настоящее время большинство школ оборудовано различными техническими средствами обучения. Имеются интерактивные доски, планшеты, компьютеры. В новых школах этот арсенал помощи учителю имеется в достаточном количестве. Но не все школы и не в каждом кабинете имеют интерактивные доски или компьютеры. В нашей школе эти технические средства обучения есть, но не у всех учителей. Однако, наглядность на уроке очень важный источник знаний для ребят.
Как изменить ситуацию к лучшему. Я нашла такой способ в использовании магнитных пособий и инструктивных карт. За годы работы, постепенно арсенал учителя увеличивается с каждым уроком. Что же дети? Они положительно относятся к занятиям с использованием этих средств обучения. Работая на уроках с интерактивными досками, они очень позитивно относятся к таким урокам. Но когда я попробовала использовать пособия, созданные самостоятельно, меня поразил результат. Выяснилось, что магнитные пособия и инструктивные карты вызывают даже больший интерес, чем работа на компьютере или интерактивной доске. Те учащиеся, которые не желают учиться и сидят только в телефоне, вдруг ожили. Они поднимали руку, чтобы их спросили, и с интересом отвечали у доски. Первые попытки не всегда были удачными. Однако, интерес только увеличивался, и ребята работали у доски с энтузиазмом.
Какие же пособия может создать учитель для работы с обучающимися. Достаточно трудно дети усваивают темы: «Систематика растений», «Систематика животных» (фото 1,2). Попробовав использовать магнитные пособия для изучения этих тем, я с удивлением обнаружила, что здесь они не только облегчают изучение классификации, но и вызывает интерес у ребят.
ФОТО 1, 2. Использование магнитных карточек при изучении систематики животных
Интересная тема: «Цепи питания» в экологии тоже не является простой (фото 8). Однако использование магнитных пособий очень хорошо влияет на изучение трудных понятий. Помогает запомнить термины, расширяет кругозор школьников о многообразии живой природы и типах взаимоотношений организмов.
ФОТО 7, 8. Использование магнитных пособий и книжек для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ по биологии
Инструктивные карты на уроке биологии с красочными рисунками, фотографиями очень помогают в изучении биологической науки (фото 9). Дети работают с ними увлеченно. Не всегда легко им работать с презентациями. Одни выполняют работу быстро, другим необходимо время для выполнения задания. Инструкция на столе не только стирает границу между детьми разного уровня подготовки к уроку, но и создает условия для успешного выполнения задания. Использую такие инструктивные карты практически во всех классах (с 7 по 11). Но наиболее интересным стал опыт использования на уроках зоологии. На протяжении последних лет мы использовали учебники разных авторов. Не было единого источника информации по биологии. Каждая книга несла материал, но как правило, не имела большого количества рисунков, которые бы облегчили восприятие учебного курса. Были созданы наглядные пособия, содержащие интересную информацию в виде рисунков, фотографий. В классе ребята работают с инструктивными картами, дома с файлами, прикрепленными в сетевой город. Если дети не успели сделать задания в классе, у них есть возможность сделать это в домашней обстановке.
ФОТО 9. Использование инструктивных карт на уроке зоологии
На уроке биологии нельзя обойтись без видеоматериалов. Это различные презентации, видео уроки. Процессы, происходящие в живых организмах, многообразие живой природы можно изучить качественно только с использованием этих средств. Ссылки на фильмы также постоянно прикрепляются в сетевой город в разделе «домашние задание». Данный вид деятельности очень помогает для подготовки к итоговой аттестации, так как сейчас существует огромного количество интересных видео уроков.
На уроках биологии интересно работать с коллекциями, гербариями, микроскопами. Этот вид деятельности повышает интерес к предмету. Но очень важно использовать и комнатные растения, которые представлены большим видовым составом в кабинете биологии (фото 5,6). Измерить длину листовой пластинки, определить особенности строения в связи с местом обитания, приспособления к определенным условиям жизни в природе - все это могут на уроке увидеть и объяснить дети с разным уровнем знаний. Работа с живыми объектами повышает мотивацию, расширяет кругозор школьников.
ФОТО 5, 6. Использование комнатных растений для проведения лабораторных и практических растений
Возвращаюсь к магнитным пособиям. Каждый школьный учитель, как правило, это еще и классный руководитель. Как сплотить коллектив ребят, чтобы им било комфортно вместе. Ведь часто возникают межличностные конфликты. Дети должны научиться друг друга уважать. Одна из форм работы с детьми, как не странно, это все те же магнитные пособия. Они просты в создании и использовании. Если есть в классе хотя бы одна магнитная доска, ими следует пользоваться. У каждого ребенка есть день рождения. К этому празднику они относятся очень трепетно. И здесь магнитные пособия тоже могут осуществить позитивную роль (фото 3,4). В день рождения на ней вывешивается поздравление: «С днем рождения, …». Все дети поздравляют девочку или мальчика. Имя зависит от того, кто именинник. Как показал опыт, это очень позитивно сказывается на отношениях детей. В совокупности с другими формами работы, помогает сделать жизнь ребят более интересной. А детей более внимательными друг к другу.
ФОТО 3, 4. Использование магнитных пособий для внеурочной деятельности, классного руководства
Магнитные пособия используются и в канун праздников. Кабинет украшается, становится ярким. У детей повышается настроение. Очень хорошо в кабинете все стенды заменить на магнитные доски. Это очень удобно в использовании. И имеет большое значение в обучении и воспитании школьников. Разные формы использования наглядных пособий: изучение ученых - биологов, птиц Томской области, перелетных, кочующих, оседлых птиц... Фантазии учителя нет предела. Самое главное, что это очень нравится детям. Повышает их интерес к уроку, внеурочной деятельности, друг к другу. Но не только учитель создает наглядные пособия. Выбирая проекты, дети тоже участвуют в этом процессе. Они создают новые материалы для изучения биологии. Так памятки о здоровом образе жизни используются регулярно.
Таким образом, использование наглядных пособий в обучении имеет очень большое значение и должно занимать значительное место в учебном процессе и внеурочной деятельности.