Современный урок английского языка предполагает, прежде всего, решить коммуникативную задачу. Однако, при изучении иностранного языка, у учащихся начальной школы, как правило, возникает проблема не с запоминанием новых слов, а с их употреблением в речи в правильных грамматических структурах. Мной была постановлена задача с помощью наглядных пособий помочь учащимся третьего класса употреблять новую лексику в измененной форме.
При использовании пособий на уроках английского языка у учителя могут возникать следующие трудности:
- Организация командной работы. Учащиеся одной группы зачастую работают с разной скоростью, и учителю важно не просто организовать совместную работу;
- Концентрация внимания. Зачастую учащимся начальной школы сложно сосредоточить свое внимание на изучаемом материале, и школьник скорее просто листает разноцветные картинки, чем пытается по ним работать;
- Соблюдение постановленных задач урока. Учителю необходимо организовать урок так, чтобы успеть повторить и закрепить материал, учесть необходимость работы над грамматикой и изучением слов в незнакомой ситуации;
В ходе рассмотрения данной проблемы я использовала методику наблюдения и эксперимента. В ходе изучения с учащимися модульной темы «At the animal Park» учебной программы «Starlight 8» мною было принято решение разбить уроки на следующие опорные пункты:
- Повторение учащимися названий животных с помощью опорных карточек. Для решения задачи командного взаимодействия учащиеся самостоятельно показывают карточки, играют в игру «угадай», называют действия, характеризующие то или иное животное (It's flying / It can't swim / It has got two legs). Таким образом учащиеся употребляют названия животных в знакомых им грамматических конструкциях the Present Simple / the Present Continuous, have got, to be, или с использованием модального глагола can;
- Повторение учащимися написания животных с помощью карточек с пропущенными буквами. Учащимся предлагается с помощью соревновательного метода заполнить пропущенные буквы, затем прослушать и проверить слова. Также, в качестве коллективной работы, здесь могут выступать наглядное пособие «прослушай и соедини линиями / пронумеруй слова в том порядке, в котором ты их слышишь», «послушай и поставь буквы в правильном порядке (unscramble words), «заполни кроссворд на основе раздаточных карт»;
- «Обыгрывание» учащимися диалогов учебного пособия. Данный тип работы предполагает применение знакомой лексики и грамматических конструкций в незнакомой ситуации, то есть, задание рассчитано не только на хороший уровень знаний учащихся, но и на успешное освоение материла по модулю 8 «At the animal park». Для этого учащиеся сначала слушают (смотрят), читают и разбирают диалоги из учебника, а затем работают над созданием собственного диалога с помощью опорных картинок и фраз.
В ходе проведения урока с использованием пособий согласно плану мною было замечено, что учащиеся стали более организованными и сплоченными; ребята не только лучше понимать материал, но и активно помогали друг другу с выполнением заданием, с интересом вступали в диалог на английском, проявляли интерес к изучаемой теме.
Для того чтобы реализовать данные уроки с использованием наглядных пособий, мною были реализованы следующие задания:
1. Работа с опорными карточками (см. рис.1 и рис.2). В зависимости от цели урока (урок-прохождение нового материала или урок-повторение) возможны следующие варианты работы:
- Учитель вместе с учащимися проговаривает названия животных; далее учащиеся с помощью раздаточного материала сопоставляют названия животных с картинками;
- Учащиеся описывают друг другу животных с помощью знакомых конструкций (It's big/green/tall etc.; it has got short/brown/long …), остальные учащиеся пытаются угадать животных. В качестве награды могут быть использованы поощрительные стикеры либо учитель ставит командам баллы на доске;
- Учащиеся повторяют глаголы движения (см. рис.3) и описывают, что умеют или не умеют животные делать или что они делают на картинке в учебнике (см. рис.4), используя глаголы конструкций Present Simple и Present Continuous.
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
2. Развитие навыков аудирования и чтения при помощи наглядных пособий. Учащиеся читают и соединяют животных и действия, которые они совершают, повторяют глаголы действия (см. рис.5)
Рис. 5
К иному способу фронтальной работы по раздаточным материалам относится повторение грамматической структуры have got с помощью приемов чтения и говорения. Учащиеся повторяют части тела, проговаривают (или пишут) ответы, либо составляют собственные предложения на основе уже имеющихся картинок (см. рис.6)
Рис. 6
Последующим этапом освоение материла является прием говорения и аудирования, когда учащиеся слушают, как учитель произносит знакомые слова (либо разбиваются на команды, и капитаны команд читают слова, а учащиеся записывают пропущенные буквы или сами слова/пытаются угадать слово в зависимости от уровня подготовки учащихся) (см. рис.7 и рис. 8). Таким образом, с помощью приема языковой догадки, ученики могут отработать написание слов и повторить их звучание, а учитель может выявить типичные ошибки при произношении слов. Такая игровая форма также является отличным способом расширить пассивный словарный запас, вспомнить наименования животных, которые не встречались в модуле, но уже знакомы многим учащимся.
Рис. 7
Рис. 8
3. Задание на «обыгрывание» диалога помогает учащимся применить слова и конструкции в новой для них ситуации и закрепить пройденный материал. Рекомендуется перед началом такого задания убедиться, что учащиеся не только освоили материал, но и понимают его языковой контекст. Перед началом необходимо прочитать и послушать/посмотреть диалог модуля (стр.64 Starlight 3, Part 2), обсудить незнакомые слова, задать учащимся вопросы к тексту (Where are the children? What are the animals doing?), найти в тексте глаголы с использованием грамматического времени Present Continuous, послушать и повторить незнакомые слова (см. рис. 9 и рис. 10). В ходе проведения урока мною было установлено, что учащиеся строят новый, не похожий диалог не только, когда тема хорошо изучена ими, но и когда задания, помимо шаблонных вариантов, имеют под собой творческую направленность, помогают развить творческие и интеллектуальные способности, позволяют ученикам применить свои знания в новом ключе. Именно для развития таких способностей в качестве наглядного пособия мною представлены задания-комиксы, когда учащимся надо составить собственный диалог на основе картинок, додумать ситуацию. Для такого задания возможно, как использовать знакомых персонажей учебника (оставив пустыми фразы для заполнения их учениками), так и раздаточный материал с заданиями по типу «поставь фразы в правильном порядке/ допиши их» для более слабых учеников (cм. рис. 11).
Рис. 9
Рис. 10
Рис. 11
Подводя итог, можно сказать, что использование наглядных пособий при изучении темы «Animals» помогает учителю более качественно организовать урок, провести как командую работу, так и отработать лексику и грамматику фронтально или в парах, дать учащимся самостоятельно проявить инициативу и изучить новый для них материал. Раздаточный материал можно использовать на дальнейших уроках, не только при изучении темы «животные», но и при повторении глаголов, закреплении пройденного материала. У учащихся появилась мотивация изучать иностранный язык углубленно и развивать свои навыки, проявлять инициативу в создании собственных заданий на основе раздаточного материала.
Список использованной литературы
- Джабраилова У.К. Современный урок иностранного языка в общеобразовательной школе на базовом уровне. Статья в журнале «Цифровая наука» №9-10 2021
- Virginia Evans, Jenny Dooley. Starlight 3. Student's book. Part 2. Москва, Express Publishing «Просвещение», 2011 г.
- Virginia Evans, Jenny Dooley. Starlight 3. Workbook. Part 2. Москва, Express Publishing «Просвещение», 2011 г.
- Библиотека МЭШ. Сценарий к уроку Animals. Parts of the body. Plurals https://uchebnik.mos.ru/material/lesson_template-2575913?menuReferrer=catalogue
- Библиотека РЭШ. Сценарий к уроку Wild about the animals https://resh.edu.ru/subject/lesson/4573/start/127961/
- National Geographic for Kids. Animals. https://kids.nationalgeographic.com/animals/mammals