Использование наглядных пособий на уроках английского языка при изучении темы «Animals» в начальной школе

Разделы: Иностранные языки


Современный урок английского языка предполагает, прежде всего, решить коммуникативную задачу. Однако, при изучении иностранного языка, у учащихся начальной школы, как правило, возникает проблема не с запоминанием новых слов, а с их употреблением в речи в правильных грамматических структурах. Мной была постановлена задача с помощью наглядных пособий помочь учащимся третьего класса употреблять новую лексику в измененной форме.

При использовании пособий на уроках английского языка у учителя могут возникать следующие трудности:

  • Организация командной работы. Учащиеся одной группы зачастую работают с разной скоростью, и учителю важно не просто организовать совместную работу;
  • Концентрация внимания. Зачастую учащимся начальной школы сложно сосредоточить свое внимание на изучаемом материале, и школьник скорее просто листает разноцветные картинки, чем пытается по ним работать;
  • Соблюдение постановленных задач урока. Учителю необходимо организовать урок так, чтобы успеть повторить и закрепить материал, учесть необходимость работы над грамматикой и изучением слов в незнакомой ситуации;

В ходе рассмотрения данной проблемы я использовала методику наблюдения и эксперимента. В ходе изучения с учащимися модульной темы «At the animal Park» учебной программы «Starlight 8» мною было принято решение разбить уроки на следующие опорные пункты:

  • Повторение учащимися названий животных с помощью опорных карточек. Для решения задачи командного взаимодействия учащиеся самостоятельно показывают карточки, играют в игру «угадай», называют действия, характеризующие то или иное животное (It's flying / It can't swim / It has got two legs). Таким образом учащиеся употребляют названия животных в знакомых им грамматических конструкциях the Present Simple / the Present Continuous, have got, to be, или с использованием модального глагола can;
  • Повторение учащимися написания животных с помощью карточек с пропущенными буквами. Учащимся предлагается с помощью соревновательного метода заполнить пропущенные буквы, затем прослушать и проверить слова. Также, в качестве коллективной работы, здесь могут выступать наглядное пособие «прослушай и соедини линиями / пронумеруй слова в том порядке, в котором ты их слышишь», «послушай и поставь буквы в правильном порядке (unscramble words), «заполни кроссворд на основе раздаточных карт»;
  • «Обыгрывание» учащимися диалогов учебного пособия. Данный тип работы предполагает применение знакомой лексики и грамматических конструкций в незнакомой ситуации, то есть, задание рассчитано не только на хороший уровень знаний учащихся, но и на успешное освоение материла по модулю 8 «At the animal park». Для этого учащиеся сначала слушают (смотрят), читают и разбирают диалоги из учебника, а затем работают над созданием собственного диалога с помощью опорных картинок и фраз.

В ходе проведения урока с использованием пособий согласно плану мною было замечено, что учащиеся стали более организованными и сплоченными; ребята не только лучше понимать материал, но и активно помогали друг другу с выполнением заданием, с интересом вступали в диалог на английском, проявляли интерес к изучаемой теме.

Для того чтобы реализовать данные уроки с использованием наглядных пособий, мною были реализованы следующие задания:

1. Работа с опорными карточками (см. рис.1 и рис.2). В зависимости от цели урока (урок-прохождение нового материала или урок-повторение) возможны следующие варианты работы:

  • Учитель вместе с учащимися проговаривает названия животных; далее учащиеся с помощью раздаточного материала сопоставляют названия животных с картинками;
  • Учащиеся описывают друг другу животных с помощью знакомых конструкций (It's big/green/tall etc.; it has got short/brown/long …), остальные учащиеся пытаются угадать животных. В качестве награды могут быть использованы поощрительные стикеры либо учитель ставит командам баллы на доске;
  • Учащиеся повторяют глаголы движения (см. рис.3) и описывают, что умеют или не умеют животные делать или что они делают на картинке в учебнике (см. рис.4), используя глаголы конструкций Present Simple и Present Continuous.

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

2. Развитие навыков аудирования и чтения при помощи наглядных пособий. Учащиеся читают и соединяют животных и действия, которые они совершают, повторяют глаголы действия (см. рис.5)

Рис. 5

К иному способу фронтальной работы по раздаточным материалам относится повторение грамматической структуры have got с помощью приемов чтения и говорения. Учащиеся повторяют части тела, проговаривают (или пишут) ответы, либо составляют собственные предложения на основе уже имеющихся картинок (см. рис.6)

Рис. 6

Последующим этапом освоение материла является прием говорения и аудирования, когда учащиеся слушают, как учитель произносит знакомые слова (либо разбиваются на команды, и капитаны команд читают слова, а учащиеся записывают пропущенные буквы или сами слова/пытаются угадать слово в зависимости от уровня подготовки учащихся) (см. рис.7 и рис. 8). Таким образом, с помощью приема языковой догадки, ученики могут отработать написание слов и повторить их звучание, а учитель может выявить типичные ошибки при произношении слов. Такая игровая форма также является отличным способом расширить пассивный словарный запас, вспомнить наименования животных, которые не встречались в модуле, но уже знакомы многим учащимся.

Рис. 7

Рис. 8

3. Задание на «обыгрывание» диалога помогает учащимся применить слова и конструкции в новой для них ситуации и закрепить пройденный материал. Рекомендуется перед началом такого задания убедиться, что учащиеся не только освоили материал, но и понимают его языковой контекст. Перед началом необходимо прочитать и послушать/посмотреть диалог модуля (стр.64 Starlight 3, Part 2), обсудить незнакомые слова, задать учащимся вопросы к тексту (Where are the children? What are the animals doing?), найти в тексте глаголы с использованием грамматического времени Present Continuous, послушать и повторить незнакомые слова (см. рис. 9 и рис. 10). В ходе проведения урока мною было установлено, что учащиеся строят новый, не похожий диалог не только, когда тема хорошо изучена ими, но и когда задания, помимо шаблонных вариантов, имеют под собой творческую направленность, помогают развить творческие и интеллектуальные способности, позволяют ученикам применить свои знания в новом ключе. Именно для развития таких способностей в качестве наглядного пособия мною представлены задания-комиксы, когда учащимся надо составить собственный диалог на основе картинок, додумать ситуацию. Для такого задания возможно, как использовать знакомых персонажей учебника (оставив пустыми фразы для заполнения их учениками), так и раздаточный материал с заданиями по типу «поставь фразы в правильном порядке/ допиши их» для более слабых учеников (cм. рис. 11).

Рис. 9

Рис. 10

Рис. 11

Подводя итог, можно сказать, что использование наглядных пособий при изучении темы «Animals» помогает учителю более качественно организовать урок, провести как командую работу, так и отработать лексику и грамматику фронтально или в парах, дать учащимся самостоятельно проявить инициативу и изучить новый для них материал. Раздаточный материал можно использовать на дальнейших уроках, не только при изучении темы «животные», но и при повторении глаголов, закреплении пройденного материала. У учащихся появилась мотивация изучать иностранный язык углубленно и развивать свои навыки, проявлять инициативу в создании собственных заданий на основе раздаточного материала.

Список использованной литературы

  1. Джабраилова У.К. Современный урок иностранного языка в общеобразовательной школе на базовом уровне. Статья в журнале «Цифровая наука» №9-10 2021
  2. Virginia Evans, Jenny Dooley. Starlight 3. Student's book. Part 2. Москва, Express Publishing «Просвещение», 2011 г.
  3. Virginia Evans, Jenny Dooley. Starlight 3. Workbook. Part 2. Москва, Express Publishing «Просвещение», 2011 г.
  4. Библиотека МЭШ. Сценарий к уроку Animals. Parts of the body. Plurals https://uchebnik.mos.ru/material/lesson_template-2575913?menuReferrer=catalogue
  5. Библиотека РЭШ. Сценарий к уроку Wild about the animals https://resh.edu.ru/subject/lesson/4573/start/127961/
  6. National Geographic for Kids. Animals. https://kids.nationalgeographic.com/animals/mammals