Применение кейс-технологии для развития учебно-познавательной деятельности на уроках математики

Разделы: Математика


В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основным результатом деятельности современного образования должен стать комплекс компетентностей в различных областях деятельности учащихся. Нужно учить ребенка так, чтобы выпускник школы в дальнейшем мог самостоятельно решать возникающие жизненные проблемы.

В данном случае учитель должен организовать деятельность так, чтобы учащиеся большую часть учебного материала выполняли в поисковом режиме. Метод конкретных ситуаций или кейс-технология является одной из современных образовательных технологий, способствующей развитию умения анализировать жизненные ситуации из реальной практики, навыков исследования, анализа и принятия решений, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление.

Суть кейс-технологии в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает практическую проблему и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.

Кейс - это:

  • Описание реальной ситуации.
  • «Кусочек» реальной жизни.
  • События реальной жизни, произошедшие в той или иной сфере деятельности.
  • Не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию (по Смоляниновой О.Г.).

Этапы кейс-метода:

  • Исследование ситуации.
  • Выявление проблемы.
  • Предложение возможных решений.
  • Выбор оптимального решения.

При многократном применении данного метода в течение учебного года у обучающихся совершенствуется устойчивый навык решения практических задач.

Для создания кейса используют такие материалы, как проблемные реальные ситуации, литературные источники. А также применяют различные методы:

  • ситуационный анализ - это метод обучения, в ходе которого получение знаний является результатом самостоятельной активной деятельности обучающихся;
  • ситуационные задачи и упражнения - это такие задачи и упражнения, которые помогают ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление - понимание - применение - анализ - синтез - оценка;
  • анализ конкретных ситуаций - метод обучения, который использует описание реальных ситуаций, реально произошедшие в той или иной сфере деятельности и описанные с целью спровоцировать дискуссию в учебной аудитории;
  • метод кейсов - это техника обучения, использующая описание реальных ситуаций;
  • метод инцидента - это метод, при котором обучающийся должен сам отыскать нужную информацию для принятия решения по заданной проблеме.

При этом ученик учится:

  • работать с информацией (сообщать её, систематизировать, анализировать);
  • формировать собственную позицию (или стать на чью-то сторону, или оставаться посторонним наблюдателем, который констатирует полярность мнений);
  • на основании этого делать выводы.
  • метод ситуационно-ролевых игр - это форма деятельности, которая воссоздаёт различные практические ситуации и систему взаимоотношений;
  • метод разбора деловой корреспонденции - метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме;
  • игровое проектирование и дискуссии - это два активных метода обучения, которые способствуют развитию различных навыков у учащихся: самостоятельно путём самообразования применять и приобретать новые знания, высказывать своё мнение, демонстрировать позицию и умение слушать собеседников.

К результатам использования «Кейс-метода» можно отнести учебные и образовательные результаты. Результаты учебного «Кейс-метода» формируют усвоение новой информации, освоение метода сбора данных, освоение метода анализа, умение работать с текстом, соотнесение теоретических и практических знаний. Результаты образовательного отражают создание авторского продукта, образование и достижение личных целей, повышение уровня коммуникативных навыков, появление опыта принятия действий в новой ситуации решения проблем.

Метод конкретных ситуаций имеет ряд преимуществ, а именно: творческий подход к познанию, коллективный характер познавательной деятельности, сочетание теоретического знания и практических навыков даже при наличии трудностей в работе.

Рассмотрение на уроке конкретных ситуаций позволяет ученику «примерить на себя» ту или иную ситуацию, для того, чтобы сделать наиболее осознанный выбор. Применение в обучении кейс-технологии позволит сформировать у обучающихся высокую мотивацию к учёбе, развивать личностные качества, значимые для будущей профессиональной деятельности.