В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основным результатом деятельности современного образования должен стать комплекс компетентностей в различных областях деятельности учащихся. Нужно учить ребенка так, чтобы выпускник школы в дальнейшем мог самостоятельно решать возникающие жизненные проблемы.
В данном случае учитель должен организовать деятельность так, чтобы учащиеся большую часть учебного материала выполняли в поисковом режиме. Метод конкретных ситуаций или кейс-технология является одной из современных образовательных технологий, способствующей развитию умения анализировать жизненные ситуации из реальной практики, навыков исследования, анализа и принятия решений, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление.
Суть кейс-технологии в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает практическую проблему и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.
Кейс - это:
- Описание реальной ситуации.
- «Кусочек» реальной жизни.
- События реальной жизни, произошедшие в той или иной сфере деятельности.
- Не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию (по Смоляниновой О.Г.).
Этапы кейс-метода:
- Исследование ситуации.
- Выявление проблемы.
- Предложение возможных решений.
- Выбор оптимального решения.
При многократном применении данного метода в течение учебного года у обучающихся совершенствуется устойчивый навык решения практических задач.
Для создания кейса используют такие материалы, как проблемные реальные ситуации, литературные источники. А также применяют различные методы:
- ситуационный анализ - это метод обучения, в ходе которого получение знаний является результатом самостоятельной активной деятельности обучающихся;
- ситуационные задачи и упражнения - это такие задачи и упражнения, которые помогают ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление - понимание - применение - анализ - синтез - оценка;
- анализ конкретных ситуаций - метод обучения, который использует описание реальных ситуаций, реально произошедшие в той или иной сфере деятельности и описанные с целью спровоцировать дискуссию в учебной аудитории;
- метод кейсов - это техника обучения, использующая описание реальных ситуаций;
- метод инцидента - это метод, при котором обучающийся должен сам отыскать нужную информацию для принятия решения по заданной проблеме.
При этом ученик учится:
- работать с информацией (сообщать её, систематизировать, анализировать);
- формировать собственную позицию (или стать на чью-то сторону, или оставаться посторонним наблюдателем, который констатирует полярность мнений);
- на основании этого делать выводы.
- метод ситуационно-ролевых игр - это форма деятельности, которая воссоздаёт различные практические ситуации и систему взаимоотношений;
- метод разбора деловой корреспонденции - метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме;
- игровое проектирование и дискуссии - это два активных метода обучения, которые способствуют развитию различных навыков у учащихся: самостоятельно путём самообразования применять и приобретать новые знания, высказывать своё мнение, демонстрировать позицию и умение слушать собеседников.
К результатам использования «Кейс-метода» можно отнести учебные и образовательные результаты. Результаты учебного «Кейс-метода» формируют усвоение новой информации, освоение метода сбора данных, освоение метода анализа, умение работать с текстом, соотнесение теоретических и практических знаний. Результаты образовательного отражают создание авторского продукта, образование и достижение личных целей, повышение уровня коммуникативных навыков, появление опыта принятия действий в новой ситуации решения проблем.
Метод конкретных ситуаций имеет ряд преимуществ, а именно: творческий подход к познанию, коллективный характер познавательной деятельности, сочетание теоретического знания и практических навыков даже при наличии трудностей в работе.
Рассмотрение на уроке конкретных ситуаций позволяет ученику «примерить на себя» ту или иную ситуацию, для того, чтобы сделать наиболее осознанный выбор. Применение в обучении кейс-технологии позволит сформировать у обучающихся высокую мотивацию к учёбе, развивать личностные качества, значимые для будущей профессиональной деятельности.