Формирование коммуникативных УУД младших школьников в условиях учебного сотрудничества

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: коммуникативные УУД, младшие школьники, коммуникативные универсальные учебные действия


Коммуникация - это сложный процесс, состоящий из взаимозависимых шагов, каждый из этих шагов необходим для того, чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу.

Коммуникация обеспечивает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией. Но и достижение некой общности: установление контактов, кооперацию (организацию и осуществление общей деятельности), а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнера. Коммуникационные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками взрослыми.

К видам коммуникативных действий относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов: выявление, индентификация (диагноз проблемы), принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера: контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  • умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтетическими нормами родного языка.

Коммуникативные универсальные учебные действия имеют многогранный характер.

В связи с этим необходимо выделение возрастных особенностей коммуникативных действий, которые имеют наиболее общее значение с точки зрения достижения целей образования, обозначенных в новом проекте стандартов. Основой решения этой задачи стало содействие и сотрудничество.

При поступлении в школу ребенок имеет определенный уровень развития общения. В состав базовых предпосылок входят следующие компоненты:

  • потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;
  • владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
  • приемлемое отношение к процессу сотрудничества;
  • ориентация на партнера по общению;
  • умение слушать собеседника.

В соответствии с нормативно протекающим развитием к концу дошкольного возраста большинство детей умеют устанавливать контакт со сверстниками и незнакомыми им ранее взрослыми. При этом они проявляют определенную степень уверенности и инициативности (задают вопросы и обращаются за поддержкой в случае затруднений).

К 6-7 годам дети должны уметь слушать и понимать чужую речь (необязательно обращенную к ним), а также грамотно оформлять свою мысль в грамматически несложных выражениях устной речи. Они должны владеть такими элементами культуры общения, как умение приветствовать, прощаться, выразить просьбу, благодарность, извинение и др., уметь выражать свои чувства и понимать чувства другого, владеть элементарными способами эмоциональной поддержки сверстника, взрослого.

В общении дошкольников зарождается осознание собственной ценности и ценности других людей, возникают проявления эмпатии и толерантности

Важной характеристикой коммуникативной готовности 6 - 7-летних детей к школьному обучению считается появление произвольных форм общения с взрослыми - это контекстное общение, где сотрудничество ребенка и взрослого осуществляется не непосредственно, а опосредствованно задачей, правилом или образцом, а также кооперативно-соревновательное общение со сверстниками. На их основе у ребенка складывается более объективное, опосредствованное отношение к себе

Коммуникативные универсальные учебные действия можно разделить на три группы в соответствии с тремя основными аспектами коммуникативной деятельности:

  • коммуникацией как взаимодействием;
  • коммуникацией как сотрудничеством;
  • коммуникацией как условием интериоризации.

Рассмотрим каждую группу коммуникативных универсальных учебных действий.

Коммуникация как взаимодействие - коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации).

Общий уровень развития общения (предпосылки формирования):

  • потребность в общении со взрослыми и сверстниками;
  • владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
  • эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
  • ориентация на партнера по общению;
  • умение слушать собеседника.

Основные критерии оценивания

  • понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;
  • ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение к иной точке зрения;
  • понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору;
  • учет разных мнений и умение обосновать собственное.

Коммуникация как сотрудничество - действия, направленные на кооперацию, сотрудничество. Содержательным ядром этой группы коммуникативных действий является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, а необходимой предпосылкой для этого служит ориентация партнера по деятельности.

Критерии оценивания:

  • умение договариваться, находить общее решение;
  • умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
  • способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
  • взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Коммуникация как условие интериоризации - коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.

Основные критерии оценивания:

  • рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий;
  • способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
  • умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.

Таким образом, под коммуникативными универсальными учебными действиями будем понимать действия, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

В рамках обучения колоссальную роль приобретает коммуникативная деятельность учителя при взаимодействии с учащимися.

Чтобы достичь этих целей, нужно изменить роль учителя: из простого транслятора знаний нам нужно стать действительным организатором совместной работы с учениками, способствовать переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.

Сотрудничество - это совокупность способностей, направленных не только на обмен информацией и действиями, но и на тонкую ориентировку в эмоционально-психологических потребностей партнеров по современной деятельности:

  • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели;
  • обеспечить бесконфликтную совместную работу в группе;
  • установить эффективные групповые обсуждения;
  • обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
  • четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей;
  • адекватно реагировать на нужды других.

На протяжении младшего школьного возраста дети активно включаются в общие занятия, интерес к сверстнику становится очень высоким. Вокруг учебной деятельности нередко возникает настоящее сотрудничество школьников: дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль и т.д. Приобретение социального взаимодействия является одной из важнейших задач развития на этом школьном этапе.

В условиях специально организуемого учебного сотрудничества формирование коммуникативных действий происходит более интенсивно и в более широком спектре. В число основных составляющих организации совместного действия входят:

  • Распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы.
  • Обмен способами действия, заданный необходимостью включения различных для участников моделей действия в качестве средства для получения продукта совместной работы.
  • Взаимопонимание, определяющее для участников характер включения различных моделей действия в общий способ деятельности.
  • Коммуникация (общение), обеспечивающая реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания.
  • Планирование общих способов работы, основанное на предвидении и определении участниками условий протекания деятельности и построения соответствующих схем (планов работы).
  • Рефлексия, обеспечивающая преодоление ограничений собственного действия относительно общей схемы деятельности.

Также в содержание понятия «коммуникативной компетентности» входят и речевые действия:

  • владение языковым материалом для его использования в речевых высказываниях;
  • способность использовать языковые единицы в соответствии с ситуациями общения;
  • способность понимать и достигать связности в восприятии и порождении отдельных высказываний в рамках коммуникативно-значимых речевых образований;
  • способность понимать текст, предъявляемый зрительно и со слуха (чтение, аудирование), и порождать речевое высказывание (говорение, письмо);
  • способность ориентироваться в различных источниках информации (словарях, справочниках) и использовать их в учебной деятельности;

Перечислю основные задачи, которые ставит перед собой любой учитель для формирования коммуникативной компетентности своих учеников:

  • сформировать коммуникативную грамотность учащихся, заключающуюся в знании ими функций общения, роли общения в жизни человека, коллектива и общества, понимании причин конфликтов, возникающих в общении людей, знании собственных коммуникативных характеристик и основных направлений оптимизации своей коммуникативной деятельности;
  • научить учащихся осмысливать свою и чужую коммуникативную практику, развивать у них внимание к собственной речи и речи собеседника;
  • сформировать у учащихся навык коммуникативного поведения, умение корректировать свое общение в зависимости от ситуации и участников акта общения;
  • вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета и общения, а также норм культуры речи;
  • обучить учащихся основным правилам и приемам эффективного коммуникативного поведения в различных ситуациях.

Для формирования коммуникативных УУД учитель использует следующие формы организации урока:

  • коллективные
  • групповые
  • парные

Роли учащихся при работе в группе могут распределяться по-разному:

  • все роли заранее распределены учителем;
  • роли участников смешаны: для части детей они строго заданы и неизменны в течение всего процесса решения задачи, другая часть группы определяет роли самостоятельно, исходя из своего желания;
  • участники группы сами выбирают себе роли.

Во время работы учеников по группам учитель может занимать следующие позиции: быть руководителем, «режиссером» группы; выполнять функции одного из участников группы; быть экспертом, отслеживающим и оценивающим ход и результаты групповой работы; быть наблюдателем за работой группы.

На начальном этапе совместного выполнения группой задания действия членов группы согласовывает учитель, постепенно вовлекая учеников в посильное осуществление некоторых доступных для обучаемых действий, необходимых для достижения результата. При этом педагог максимально регулирует весь процесс выполнения задания.

Потом учитель предлагает ученикам попробовать совместно найти путь решения задачи, выдвигая свои варианты. Учитель сам оценивает работу учеников, объясняя детям, что у них получилось правильно, а что не удалось.

Далее дети сами не только предлагают способы решения данной задачи, но проявляют инициативу в сфере контроля, оценки процесса и полученного результата. Участие педагога на этом этапе групповой работы ограничивается в основном поощрением и помощью в некоторых операциях контроля, совместно с учеником он оценивает результаты его работы.

На следующем этапе работе группы помощь учителя минимальна. Дети, получив задание и учитывая выполняемые каждым из них функции (роли), сами регулируют взаимодействие с партнерами на всех этапах учебной работы. От утверждения своей собственной индивидуальной позиции в решении задачи участники переходят к обсуждению оптимальных путей совместного выполнения работы. На основе таких обсуждений выявляются вопросы, подлежащие уточнению, которые могут быть заданы учителю.

Наконец, по мере овладения навыками самоорганизации совместной работы, дети переходят к качественно новым отношениям с учителем и сверстниками - к партнерским отношениям.

Объединение в группы способствует сплочению коллектива. В группе ребятам предоставлена возможность высказать свое мнение, послушать мнение других ребят, у них вырабатывается умение работать именно в команде, школьники учатся выслушивать мнение своих товарищей по группе, анализировать сказанное, с чем-то соглашаться и объяснять, почему согласен, а с чем-то нет и соответственно приводить аргументы несогласия. Анализируя работу ребят, можно сказать, что игра увлекает их, работают они с огромным интересом, следовательно, игра способствует стимулированию деятельности школьников, повышает их интерес к урокам.

Цель каждого семинара увидеть что-то новое, какую-то «изюминку» в работе своих коллег. Очень приятно видеть как учителя в ваших школах работают с контекстными задачами, формируя функциональную грамотность своих учеников. А это тема нашего предыдущего семинара оказалась сейчас очень актуальной. Не сомневаюсь, что и сегодня на открытых мероприятиях моих коллег вы увидите интересные методы работы по формированию коммуникативных УУД, которые сможете потом использовать в своей деятельности.

Презентация