Буклет "Ребенок царапает или кусает других детей"

Разделы: Работа с родителями


РЕБЕНОК ЦАРАПАЕТ ИЛИ КУСАЕТ ДРУГИХ ДЕТЕЙ

Когда ребенок царапает или кусает других детей, то речь идет о поведенческом симптоме, за которым скрывается какая-то важная потребность.

Не все дети умеют выражать свои чувства и потребности понятным адаптивным языком. Важно понаблюдать за ребенком, чтобы разобраться, по каким причинам он царапает или кусает детей в группе.

ПРИЧИНА 1. РЕБЕНОК УСТАНАВЛИВАЕТ ГРАНИЦЫ В ОТНОШЕНИЯХ

Когда ребенок царапает другого ребенка, возможно, он таким способом пытается отстоять свои границы. Например, когда у дошкольника отнимают игрушку, то в ответ он царапает или кусает обидчика, чтобы показать, что он против. Если ребенок сам на что-то претендует, но не получает желаемого, то он расстраивается и реагирует также.

ПРИЧИНА 2. ХОЧЕТ ЧУВСТВОВАТЬ, ЧТО ОН СУЩЕСТВУЕТ

Причиной такого поведения может быть то, что ребенок экспериментирует со своим влиянием на окружающий мир. Дошкольник получает обратную связь и делает вывод: «На меня реагируют, значит, я существую». Возможно, это пока единственный способ, которым ребенок привлекает внимание и ощущает обратную связь.

ПРИЧИНА 3. КОНКУРИРУЕТ ЗА ВНИМАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ

Возможно, дошкольник чувствует, что к другим детям воспитатель больше расположен. Тогда он обнаруживает, что кусаться и царапаться - это хороший повод быть замеченным. Критика в этом случае для ребенка - результат обращения внимания на себя.

ПРИЧИНА 4. ПЕРЕЖИВАЕТ КРИЗИС В СЕМЬЕ

Поведенческий симптом может быть реакцией ребенка на изменения в семье. Дошкольник еще не адаптировался к новому, и ему нужны помощь и поддержка в этот период. Как проявить переживания и попросить о помощи по-другому, он пока не знает.

ПРИЧИНА 5. ПЫТАЕТСЯ СПЛОТИТЬ СЕМЬЮ

Когда ребенок царапается и кусается, это может говорить о тревоге. Если родители не осознают свои проблемы, но часто ругаются, то по их поведению дошкольник все равно чувствует, что привычное рушится. Он хочет, чтобы родители отреагировали. Мама с папой разговаривают, обсуждают проблему, думают, что делать - тогда все хорошо, все на месте, тревога затихает, ребенок снова улыбчив и разговорчив. В этом случае он не захочет избавляться от такого поведения, потому что тревога за семью усилится.

Пример комментария взрослого

Маша, тебе не нравится, что забрали у тебя игрушку? Ты расстроилась и разозлилась? Понимаю, несправедливо. Ты хотела, чтобы ее вернули и без спроса не брали? А тебе, Максим, так понравилась эта игрушка, что ты очень хотел в нее поиграть и даже не увидел, что Маша сейчас ей увлечена. Посмотри, кажется, она сильно разозлилась, когда ты ее отнял, даже поцарапала тебя.

Ищите вместе новые полезные способы контакта. Установите ясные границы с пояснением: «в нашей группе (семье) царапаться и кусаться нельзя - это больно и обидно».

Рекомендации взрослым

Не критикуйте ребенка. Избегайте ярлыков «плохой», «агрессивный», «плакса», «неуклюжий». Помогайте дошкольнику воспринимать себя как хорошего. Пусть ребенок чувствует, что вы на его стороне и помогаете стать успешнее, испытывать положительные чувства.

См. буклет в формате pdf