Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста посредствам игр математического содержания

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Применение интеллект-карт в школе и дошкольном учреждении»

Класс: д/с

Ключевые слова: старшие дошкольники


Некоторые дети обладают большим потенциалом, некоторые - меньшим, но даром этим отмечен каждый. И где проходит граница между одаренным и неодаренным ребенком точно никому неизвестно. Еще сложнее определить, кто в будущем достигнет высот гения, а кому уготована более скромная роль.

Одно бесспорно - в специальном развитии нуждается интеллектуальный потенциал каждого ребенка. Наиболее важным возрастным этапом с точки зрения формирования интеллектуальных способностей детей является возрастной диапазон в интервале старшие дошкольники.

И в настоящее время, когда жизнь становится разнообразнее и сложнее, требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению различных проблем, необходимо уделять внимание интеллектуальному развитию.

Интеллектуальное развитие - это многогранный процесс, связанный с развитием всех сторон личности ребенка. Это способности к усвоению знаний и решению нестандартных задач.

Дети с хорошим интеллектом всегда пользуются большой популярностью. В дальнейшем добиваются больших успехов. Существует множество способов развития интеллекта.

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития. А игра для ребенка - это жизнь. Игра - один из сложнейших, а в жизни ребенка и важнейших, видов деятельности. Поэтому мы обратили внимание на использование в работе с детьми игр математического содержания.

Цель: Способствовать интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста, развитию математических способностей, логического мышления, творческого воображения посредством игр математического содержания.

Задачи

  • Построение педагогического процесса, способствующего интеллектуальному развитию детей в игре.
  • Формирование мыслительных операций:
    • анализ и синтез,
    • сравнение,
    • классификация,
    • упорядоченность действий.
  • Развитие у детей:
    • речи (умение рассуждать, доказывать, делать выводы),
    • произвольности внимания,
    • познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения).
  • Воспитание у детей:
    • коммуникативных навыков,
    • стремления к преодолению трудностей,
    • уверенности в себе.

Объект исследования - интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования - игры математического содержания.

Участники проекта - дети, педагоги и родители.

Гипотеза

Мы полагаем, что если систематически использовать игры математического содержания в процессе организованной образовательной деятельности и при разработке и реализации индивидуального маршрута развития ребенка, то интеллектуальное развитие будет проходить успешнее.

Планируемые результаты

К концу года дети должны освоить:

  • Счет в пределах 10, пользуясь правильными приемами счета (называть числительные по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд; согласовывать в роде, числе и падеже числительное с существительным).
  • Соотносить цифру с количеством предметов.
  • Отгадывать математические загадки.
  • Устанавливать равенство и неравенство групп предметов.
  • Знать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
  • Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине.
  • Различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь. - Уметь различать понятия: вчера, сегодня, завтра.
  • Ориентироваться на листе бумаги.
  • Определять положение предмет по отношению к другому.
  • Решать логические задачи на сравнение, классификацию.

Описание проекта

Игры математического содержания делятся на следующие виды (перечисляю)

1. Рассмотрим игры для развития логического мышления:

  • в дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать умозаключения. Существует множество дидактических игр, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, т.к. они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Это такие игры как:
    • «Найди варианты». Цель: развитие логического мышления, сообразительности.
  • Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением 6 кругов.

Описание: ребенку дать карточку с изображением 6 кругов, предложить их закрасить таким образом, что бы закрашенных и не закрашенных фигур было поровну.

«Волшебники»

Цель: развивать мышление, воображение.

Игровой материал и наглядные пособия: листы с изображением геометрических фигур.

Описание: детям раздаются листы с изображением геометрических фигур. На их основе необходимо создать более сложный рисунок. Например: прямоугольник - окно, аквариум, дом; круг - мяч, снеговик, колесо, яблоко.

«Полезно - вредно»

Цель: развивать мышление, воображение, умение анализировать.

Описание: рассмотреть какой либо объект или явление, отмечая его положительные и отрицательные стороны. Например: если дет дождь это хорошо, потому что растения пьют воду и лучше растут, но если дождь идет слишком долго - это плохо, потому что корни растения могут сгнить от избытка влаги.

2. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается например такие игры:

  • Узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата.
  • Использовать игру «Чудо - мешочек» в мешочках находятся мелкие предметы разных геометрических фигур. На ощупь надо определить, не глядя определить геометрическую фигуру.
  • «Геометрическая мозаика».

3. Третья группа - игры на ориентирование в пространстве.

Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются. Наша задача научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи игр дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа от куклы стоит заяц, слева - пирамидка и т.д.

  • «Найди игрушку»,
  • «Путешествие по комнате»,
  • «Найди по схеме, плану, карте».

4. Следующая группа игр - игры путешествия во времени. Они служат для знакомства с днями недели, временами года, месяцами года, частями суток.

  • Игра «Живая неделя» - знакомство или закрепление знаний о днях недели.
  • «Круглый год» - о временах года
  • «Двенадцать месяцев» - о месяцах года
  • «Когда это бывает» - углубление и расширение знаний и представлений о последовательности частей суток.
  • «Узнавай время и назови». Цель: углубление и расширение знаний о времени.

5. Игры с цифрами и числами.

Используем игры на обучение детей счету в прямом и обратном порядке, знакомство с цифрами от 0 до 9, умение соотносить количество предметов с цифрой, формируем умения понимать отношения рядом стоящих чисел - 5 больше 6 и т.д., формируем представление о равенстве и не равенстве, упражняем в понимании что число не зависит от величины предмета.

  • «Какой цифры не стало»,
  • «Путаница» - в игре цифры на столе или на доске, дети закрыли глаза - цифры меняются местами. Дети находят изменения и возвращают на свои места.
  • «Назови соседей», «Считай не ошибись».

6. Игры на закрепление формы и величины.

Учим устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длинны (высоты, ширины) или толщины. Развиваем глазомер. Формируем понятие о том, что предмет можно разделить на несколько равных частей.

  • «Сломанная лестница» - закреплять умения замечать нарушения в равномерности и нарастания величин. Развивать глазомер.
  • «Палочки в ряд» находить предметы длиннее, раскладывать по величине.
  • Палочки Кьзенера и блоки Дьенеша.

Мы составили план работы на год.

План реализации проекта.

Получилось 5 блоков

  1. Сентябрь октябрь - игры на развитие ориентировки в пространстве
  2. Ноябрь декабрь - игры на развитие знаний о геометрических фигурах
  3. Январь февраль - игры с цифрами и числами
  4. Март апрель - игры на развитие знаний о форме и величине предмета.
  5. Май - игры путешествия во времени

В каждый блок входит 6 игр на заданную тему и плюс в каждом блоке включены по 3 игры на развитие логического мышления.

Месяц

Тема

Название

Цель

СентябрьОктябрь

Игры на развитие ориентировки в пространстве

«Солнышко»

закреплять знания о месте расположения частей лица, умение ориентироваться на собственном теле.

«Скульптор»

учить детей учитывать относительность пространственных отношений в соответствии с положением самого себя и точки отсчета при ориентировке, без чьей-либо помощи определять пространственные направления в этих ситуациях.

«Контролер»

закреплять навыки ориентировки в пространстве в процессе соотнесения
детьми парнопротивоположных направлений собственного тела с направлениями стоящего напротив человека.

«Прятки»

развитие внимания, быстроты реакции, умения ориентироваться в открытом пространстве.

«Кто правильно назовет?»

стимулировать умение определять пространственные отношения между собой и окружающими объектами.

«Найди игрушку»

учить детей передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление в соответствии с указаниями педагога, с учетом ориентира, употреблять в речи пространственную терминологию.

Игры на развитие логического мышления

«Что я загадала?»

развивать мышление.

«Посади цветы»

развивать мышление.

«Группируем по признакам»

закреплять умение употреблять обобщающие понятия, выражая их словами.

Ноябрь
Декабрь

Игры на развитие знаний о геометрических фигурах

«Что бывает такой формы»

учить различать фигуры, развивать мышление.
Яблоко: какое? - Круглое. Окно: какое? - Квадратное.
Что бывает круглым? Квадратным? Овальным? И т.д.

«Три квадрата»

научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний»; повторить название геометрических фигур.

«Какие бывают фигуры»

закрепить названия новых форм: овал, прямоугольник, треугольник, давая их в паре с уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал.

«Посмотри вокруг»

помогает закрепить представления о геометрических фигурах, учит находить предметы определенной формы.

«Подбери фигуру»

закрепить умение различать геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал.

«Сложи фигуру»

составлять модели знакомых геометрических фигур из частей по образцу.

Игры на развитие логического мышления

«Логические концовки»

развивать логическое мышление, воображение, способность к анализу.

«Орнамент»

развивать логическое мышление, способность к анализу.

«Полезно-вредно»

развивать мышление, воображение, умение анализировать.

Январь
февраль

Игры с цифрами и числами

«Найди себе место»

упражнять в умении различать цифры, определять их соответствие числу.

«Кривые зеркала»

закреплять умение считать, ориентироваться в цифрах, учить находить предыдущее и последующее число.

«Домики»

закрепление знания состава чисел от 2 до 9.

«Узнай цифру на ощупь»

упражнять в различении цифр на ощупь.

«Рыбак и рыбки»

сравнение двух групп предметов, закрепление образа цифр.

«Телефон»

закрепить знание порядка цифр, умение находить соседние цифры.

Игры на развитие логического мышления

«Найди варианты»

развивать логическое мышление, сообразительность.

«Волшебники»

развивать мышление, воображение. Игровой материал и наглядные пособия: листы с изображением геометрических фигур.

«Собери цветок»

развивать мышление, способность к анализу, синтезу.

Март
Апрель

Игры на развитие знаний о форме и величине предмета.

«Раз,два, три - ищ!»

научить детей строить образ предмета заданной величины и использовать его в игровых действиях.

«У кого хвост длиннее»

Освоение умения сравнивать предметы контрастных размеров по длине и ширине, использовать в речи понятия: «длинный», "длиннее", "широкий", "узкий.

«Длинное-короткое»

развитие у детей четкого дифференцированного восприятия новых качеств величины.

«Веселые матрешки»

учить различать и сравнивать предметы по разным качествам величины. комплекта пятиместных матрешек, 2 комплекта разных по величине кружочков, башенка из полых кубов

«Широкое-узкое»

формировать представление «широкое - узкое».

Игры на развитие логического мышления

«Вспомни быстрее»

развивать логическое мышление.

«Все, что летает?»

развивать логическое мышление.

«Из чего сделано?»

развивать логическое мышление; закреплять умение определять, из какого материала изготовлен предмет.
Описание: воспитатель называет какой-либо материал, а ребенок должен перечислить все то, что можно из него сделать. Например: дерево. (Из него можно сделать бумагу, доски, мебель, игрушки, посуду, карандаши.)

Май

Игры путешествия во времени

«Не ошибись»

развивать быстроту мышления, закреплять знания детей о том, что они делают в разное время суток. Правила. Поймав мяч надо назвать часть суток.

«Цветная неделя»

Сделайте календарь, где каждый день недели будет обозначен определённым цветом. Каждое утро поясняйте ребёнку, какой сегодня день недели, показывая на цвет в календаре. Вырежьте из цветного картона 7 кругов в соответствии с цветом дней. Предложите малышу выложить дни недели, начиная с понедельника. При выполнении задания просите ребёнка называть каждый из дней. Усложняя задание, выкладывайте круги, начиная со вторника, среды и т.д.

«12 месяцев»

Вырежьте из картона круг большого размера. Разделите его на 12 сегментов. В каждом из них напишите название месяца года. Предложите ребёнку закрасить сегменты в соответствии с принадлежностью к определённому времени года: летние месяцы - красным цветом, зимние - белым, осенние - жёлтым, весенние - зелёным. Прикрепите к центру круга стрелку, острие которой должно указывать на текущий месяц. Просите малыша переводить стрелку в начале каждого месяца.

«Назови пропущенное слово»

Воспитатель читает стихотворение, а дети называют день недели.

Игры на развитие логического мышления

«Что бывает?»

развивать логическое мышление.

«Что тяжелее?»

учить детей раскладывать изображения предметов в определенной последовательности, ориентируясь на качество предметов.

«Найди лишнюю картинку»

развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

Слайд

Оценка эффективности реализации проекта

Разработали входящую диагностику на начало года.

И на конец года.

И сравниваем результаты.

Перспективы развития проекта

  • Дальнейшее использование с детьми 6-7 лет. С последующим усложнением игрового материала в соответствии с возрастом.
  • Внедрение игровых технологий математического содержания с детьми 6-7 лет:
  • логические и математические игры,
  • образовательные ситуации,
  • проблемные ситуации,
  • творческие задачи, вопросы, ситуации.