Некоторые дети обладают большим потенциалом, некоторые - меньшим, но даром этим отмечен каждый. И где проходит граница между одаренным и неодаренным ребенком точно никому неизвестно. Еще сложнее определить, кто в будущем достигнет высот гения, а кому уготована более скромная роль.
Одно бесспорно - в специальном развитии нуждается интеллектуальный потенциал каждого ребенка. Наиболее важным возрастным этапом с точки зрения формирования интеллектуальных способностей детей является возрастной диапазон в интервале старшие дошкольники.
И в настоящее время, когда жизнь становится разнообразнее и сложнее, требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению различных проблем, необходимо уделять внимание интеллектуальному развитию.
Интеллектуальное развитие - это многогранный процесс, связанный с развитием всех сторон личности ребенка. Это способности к усвоению знаний и решению нестандартных задач.
Дети с хорошим интеллектом всегда пользуются большой популярностью. В дальнейшем добиваются больших успехов. Существует множество способов развития интеллекта.
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития. А игра для ребенка - это жизнь. Игра - один из сложнейших, а в жизни ребенка и важнейших, видов деятельности. Поэтому мы обратили внимание на использование в работе с детьми игр математического содержания.
Цель: Способствовать интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста, развитию математических способностей, логического мышления, творческого воображения посредством игр математического содержания.
Задачи
- Построение педагогического процесса, способствующего интеллектуальному развитию детей в игре.
- Формирование мыслительных операций:
- анализ и синтез,
- сравнение,
- классификация,
- упорядоченность действий.
- Развитие у детей:
- речи (умение рассуждать, доказывать, делать выводы),
- произвольности внимания,
- познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения).
- Воспитание у детей:
- коммуникативных навыков,
- стремления к преодолению трудностей,
- уверенности в себе.
Объект исследования - интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - игры математического содержания.
Участники проекта - дети, педагоги и родители.
Гипотеза
Мы полагаем, что если систематически использовать игры математического содержания в процессе организованной образовательной деятельности и при разработке и реализации индивидуального маршрута развития ребенка, то интеллектуальное развитие будет проходить успешнее.
Планируемые результаты
К концу года дети должны освоить:
- Счет в пределах 10, пользуясь правильными приемами счета (называть числительные по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд; согласовывать в роде, числе и падеже числительное с существительным).
- Соотносить цифру с количеством предметов.
- Отгадывать математические загадки.
- Устанавливать равенство и неравенство групп предметов.
- Знать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
- Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине.
- Различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь. - Уметь различать понятия: вчера, сегодня, завтра.
- Ориентироваться на листе бумаги.
- Определять положение предмет по отношению к другому.
- Решать логические задачи на сравнение, классификацию.
Описание проекта
Игры математического содержания делятся на следующие виды (перечисляю)
1. Рассмотрим игры для развития логического мышления:
- в дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать умозаключения. Существует множество дидактических игр, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, т.к. они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Это такие игры как:
- «Найди варианты». Цель: развитие логического мышления, сообразительности.
- Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением 6 кругов.
Описание: ребенку дать карточку с изображением 6 кругов, предложить их закрасить таким образом, что бы закрашенных и не закрашенных фигур было поровну.
«Волшебники»
Цель: развивать мышление, воображение.
Игровой материал и наглядные пособия: листы с изображением геометрических фигур.
Описание: детям раздаются листы с изображением геометрических фигур. На их основе необходимо создать более сложный рисунок. Например: прямоугольник - окно, аквариум, дом; круг - мяч, снеговик, колесо, яблоко.
«Полезно - вредно»
Цель: развивать мышление, воображение, умение анализировать.
Описание: рассмотреть какой либо объект или явление, отмечая его положительные и отрицательные стороны. Например: если дет дождь это хорошо, потому что растения пьют воду и лучше растут, но если дождь идет слишком долго - это плохо, потому что корни растения могут сгнить от избытка влаги.
2. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается например такие игры:
- Узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата.
- Использовать игру «Чудо - мешочек» в мешочках находятся мелкие предметы разных геометрических фигур. На ощупь надо определить, не глядя определить геометрическую фигуру.
- «Геометрическая мозаика».
3. Третья группа - игры на ориентирование в пространстве.
Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются. Наша задача научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи игр дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа от куклы стоит заяц, слева - пирамидка и т.д.
- «Найди игрушку»,
- «Путешествие по комнате»,
- «Найди по схеме, плану, карте».
4. Следующая группа игр - игры путешествия во времени. Они служат для знакомства с днями недели, временами года, месяцами года, частями суток.
- Игра «Живая неделя» - знакомство или закрепление знаний о днях недели.
- «Круглый год» - о временах года
- «Двенадцать месяцев» - о месяцах года
- «Когда это бывает» - углубление и расширение знаний и представлений о последовательности частей суток.
- «Узнавай время и назови». Цель: углубление и расширение знаний о времени.
5. Игры с цифрами и числами.
Используем игры на обучение детей счету в прямом и обратном порядке, знакомство с цифрами от 0 до 9, умение соотносить количество предметов с цифрой, формируем умения понимать отношения рядом стоящих чисел - 5 больше 6 и т.д., формируем представление о равенстве и не равенстве, упражняем в понимании что число не зависит от величины предмета.
- «Какой цифры не стало»,
- «Путаница» - в игре цифры на столе или на доске, дети закрыли глаза - цифры меняются местами. Дети находят изменения и возвращают на свои места.
- «Назови соседей», «Считай не ошибись».
6. Игры на закрепление формы и величины.
Учим устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длинны (высоты, ширины) или толщины. Развиваем глазомер. Формируем понятие о том, что предмет можно разделить на несколько равных частей.
- «Сломанная лестница» - закреплять умения замечать нарушения в равномерности и нарастания величин. Развивать глазомер.
- «Палочки в ряд» находить предметы длиннее, раскладывать по величине.
- Палочки Кьзенера и блоки Дьенеша.
Мы составили план работы на год.
План реализации проекта.
Получилось 5 блоков
- Сентябрь октябрь - игры на развитие ориентировки в пространстве
- Ноябрь декабрь - игры на развитие знаний о геометрических фигурах
- Январь февраль - игры с цифрами и числами
- Март апрель - игры на развитие знаний о форме и величине предмета.
- Май - игры путешествия во времени
В каждый блок входит 6 игр на заданную тему и плюс в каждом блоке включены по 3 игры на развитие логического мышления.
Месяц |
Тема |
Название |
Цель |
СентябрьОктябрь |
Игры на развитие ориентировки в пространстве |
«Солнышко» |
закреплять знания о месте расположения частей лица, умение ориентироваться на собственном теле. |
|
|
«Скульптор» |
учить детей учитывать относительность пространственных отношений в соответствии с положением самого себя и точки отсчета при ориентировке, без чьей-либо помощи определять пространственные направления в этих ситуациях. |
|
|
«Контролер» |
закреплять навыки ориентировки в пространстве в процессе соотнесения
|
|
|
«Прятки» |
развитие внимания, быстроты реакции, умения ориентироваться в открытом пространстве. |
|
|
«Кто правильно назовет?» |
стимулировать умение определять пространственные отношения между собой и окружающими объектами. |
|
|
«Найди игрушку» |
учить детей передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление в соответствии с указаниями педагога, с учетом ориентира, употреблять в речи пространственную терминологию. |
|
Игры на развитие логического мышления |
«Что я загадала?» |
развивать мышление. |
|
|
«Посади цветы» |
развивать мышление. |
|
|
«Группируем по признакам» |
закреплять умение употреблять обобщающие понятия, выражая их словами. |
Ноябрь
|
Игры на развитие знаний о геометрических фигурах |
«Что бывает такой формы» |
учить различать фигуры, развивать мышление.
|
|
|
«Три квадрата» |
научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний»; повторить название геометрических фигур. |
|
|
«Какие бывают фигуры» |
закрепить названия новых форм: овал, прямоугольник, треугольник, давая их в паре с уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал. |
|
|
«Посмотри вокруг» |
помогает закрепить представления о геометрических фигурах, учит находить предметы определенной формы. |
|
|
«Подбери фигуру» |
закрепить умение различать геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал. |
|
|
«Сложи фигуру» |
составлять модели знакомых геометрических фигур из частей по образцу. |
|
Игры на развитие логического мышления |
«Логические концовки» |
развивать логическое мышление, воображение, способность к анализу. |
|
|
«Орнамент» |
развивать логическое мышление, способность к анализу. |
|
|
«Полезно-вредно» |
развивать мышление, воображение, умение анализировать. |
Январь
|
Игры с цифрами и числами |
«Найди себе место» |
упражнять в умении различать цифры, определять их соответствие числу. |
|
|
«Кривые зеркала» |
закреплять умение считать, ориентироваться в цифрах, учить находить предыдущее и последующее число. |
|
|
«Домики» |
закрепление знания состава чисел от 2 до 9. |
|
|
«Узнай цифру на ощупь» |
упражнять в различении цифр на ощупь. |
|
|
«Рыбак и рыбки» |
сравнение двух групп предметов, закрепление образа цифр. |
|
|
«Телефон» |
закрепить знание порядка цифр, умение находить соседние цифры. |
|
Игры на развитие логического мышления |
«Найди варианты» |
развивать логическое мышление, сообразительность. |
|
|
«Волшебники» |
развивать мышление, воображение. Игровой материал и наглядные пособия: листы с изображением геометрических фигур. |
|
|
«Собери цветок» |
развивать мышление, способность к анализу, синтезу. |
Март
|
Игры на развитие знаний о форме и величине предмета. |
«Раз,два, три - ищ!» |
научить детей строить образ предмета заданной величины и использовать его в игровых действиях. |
|
|
«У кого хвост длиннее» |
Освоение умения сравнивать предметы контрастных размеров по длине и ширине, использовать в речи понятия: «длинный», "длиннее", "широкий", "узкий. |
|
|
«Длинное-короткое» |
развитие у детей четкого дифференцированного восприятия новых качеств величины. |
|
|
«Веселые матрешки» |
учить различать и сравнивать предметы по разным качествам величины. комплекта пятиместных матрешек, 2 комплекта разных по величине кружочков, башенка из полых кубов |
|
|
«Широкое-узкое» |
формировать представление «широкое - узкое». |
|
Игры на развитие логического мышления |
«Вспомни быстрее» |
развивать логическое мышление. |
|
|
«Все, что летает?» |
развивать логическое мышление. |
|
|
«Из чего сделано?» |
развивать логическое мышление; закреплять умение определять, из какого материала изготовлен предмет.
|
Май |
Игры путешествия во времени |
«Не ошибись» |
развивать быстроту мышления, закреплять знания детей о том, что они делают в разное время суток. Правила. Поймав мяч надо назвать часть суток. |
|
|
«Цветная неделя» |
Сделайте календарь, где каждый день недели будет обозначен определённым цветом. Каждое утро поясняйте ребёнку, какой сегодня день недели, показывая на цвет в календаре. Вырежьте из цветного картона 7 кругов в соответствии с цветом дней. Предложите малышу выложить дни недели, начиная с понедельника. При выполнении задания просите ребёнка называть каждый из дней. Усложняя задание, выкладывайте круги, начиная со вторника, среды и т.д. |
|
|
«12 месяцев» |
Вырежьте из картона круг большого размера. Разделите его на 12 сегментов. В каждом из них напишите название месяца года. Предложите ребёнку закрасить сегменты в соответствии с принадлежностью к определённому времени года: летние месяцы - красным цветом, зимние - белым, осенние - жёлтым, весенние - зелёным. Прикрепите к центру круга стрелку, острие которой должно указывать на текущий месяц. Просите малыша переводить стрелку в начале каждого месяца. |
|
|
«Назови пропущенное слово» |
Воспитатель читает стихотворение, а дети называют день недели. |
|
Игры на развитие логического мышления |
«Что бывает?» |
развивать логическое мышление. |
|
|
«Что тяжелее?» |
учить детей раскладывать изображения предметов в определенной последовательности, ориентируясь на качество предметов. |
|
|
«Найди лишнюю картинку» |
развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков. |
Слайд
Оценка эффективности реализации проекта
Разработали входящую диагностику на начало года.
И на конец года.
И сравниваем результаты.
Перспективы развития проекта
- Дальнейшее использование с детьми 6-7 лет. С последующим усложнением игрового материала в соответствии с возрастом.
- Внедрение игровых технологий математического содержания с детьми 6-7 лет:
- логические и математические игры,
- образовательные ситуации,
- проблемные ситуации,
- творческие задачи, вопросы, ситуации.