Занятие по внеурочной деятельности по теме "Занимательные особенности яблока". 2-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 2


Тип занятия: открытие нового знания.

Цель: формирование у обучающихся знаний об особенностях яблок с помощью проведения опытов.

Задачи:

  • познакомить с особенностями яблок;
  • узнать, почему яблоко темнеет, могут ли яблоки тонуть, может ли оно магнититься, содержит ли яблоко крахмал;
  • научиться, следуя инструкции, проводить опыты и делать выводы.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

  • иметь целостный, социально ориентированный взгляд на мир;
  • проявлять самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности;
  • умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;
  • умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
  • формирование осознанной необходимости в полученной информации на уроке

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД:

  • формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней;
  • понимать учебную задачу данного занятия, стремиться её выполнить;
  • уметь точно выражать свои мысли;
  • выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;
  • оценивать достигнутый результат;
  • составлять план и последовательность действий.

Коммуникативные УУД:

  • проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Ужасно интересно
Всё то, что неизвестно.
А то, что неизвестно,
Нам хочется узнать.
Но чтоб добыть нам знания,
Проявим мы старание.
Тогда с тобою многое
Удастся нам понять.

Презентация. СЛАЙД 1

- Послушайте загадку и отгадайте, кто будет гостем на нашем занятии:

С иголками клубок
Пошёл во лесок.
Наколол листочек,
Нашёл яблок мешочек. (Ёжик)

СЛАЙД 2

- Предлагаю вам посмотреть видеофрагмент о еже, а потом скажите, что в нём не соответствует действительности.

ВИДЕОФРАГМЕНТ

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

- В книгах и мультфильмах ежи часто переносят яблоки на иголках. Но в живой природе ежи катаются под дикими яблонями, чтобы сок кислых плодов уничтожил паразитов на коже.

- Сегодня на занятии вы станете исследователями, которым предстоит изучить некоторые свойства яблока. Итак, открываем лаборатории по исследованию яблока.

СЛАЙД 3

- Работать будете в группах, а результаты фиксировать на листах. Договоритесь, кто будет вести записи исследований.

СЛАЙД 4

- Ёж увидел под дикой яблоней красивое яблоко. А рядом лежали кусочки от яблок. Кусочки стали тёмными. Ёжик этому очень удивился.

- Как вы думаете, что случилось с этими кусочками яблок?

ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ

СЛАЙД 5

ОПЫТ 1

- Проведём опыт. Каждой группе я раздам 2 половинки одного яблока.

- На одну из половинок яблока налейте лимонный сок.

- Чтобы увидеть результат, нужно немного подождать…

- А пока послушаем интересные факты о яблоках.

РАССКАЗ ДЕТЕЙ О ЯБЛОКАХ

1 уч. - Яблони могут вырасти до 12 метров в высоту.

2 уч. - Однако, для удобства сбора плодов, селекционеры вывели карликовые яблони высотой до 2 метров.

1 уч. - В мире насчитывается около 10 тысяч сортов яблок.

2 уч. - Если вы будете пробовать каждый день разные сорта, то на то, чтобы попробовать все существующие, вам понадобится более 20 лет.

1 уч. - Различные сорта яблок имеют разное количество семян.

2 уч. - Самое большое яблоко, когда-либо выращенное, весило 1 кг 849 граммов.

- Вернёмся к половинкам яблок. Посмотрите, что с ними произошло. Обсудите в группе, а результаты запишите на листочках.

- Дополните вывод. (КАРТОЧКА)

СЛАЙД 6

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

- В яблоках содержится много железа. При разрезании яблока воздух и железо соединяются, и яблоко темнеет, и на нем появляется своего рода ржавчина.

- А на другой половинке яблока лимонный сок покрыл его поверхность защитной плёнкой и не дал воздуху проникнуть к железу, поэтому яблоко осталось светлым.

ВЫВОД

СЛАЙД 7

- Из этого опыта сделаем вывод …

- В яблоке содержится железо.

СЛАЙД 8

- Ёж повертел яблоко и подумал:

- В яблоке содержится железо. А магнит притягивает железо. Значит, магнит должен притянуть и яблоко.

- Как вы думаете, действительно ли это так?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

- Проверим.

СЛАЙД 9

ОПЫТ 2

  1. Я приготовила два одинаковых яблока, длинную деревянную палочку, шнурок, маленький магнит.
  2. Собрала конструкцию (яблоки проткнула деревянной палочкой).
  3. Закрепила полученную конструкцию.
  4. Сейчас конструкция неподвижна, яблоки находятся на одном уровне.
  5. Теперь поднесу магнит очень близко к яблоку, не касаясь его.
  6. Что происходит?

- Обсудите в группах и отметьте верное утверждение. (КАРТОЧКА)

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

- Как вы думаете, почему так произошло?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

- Причина в составе фрукта - наряду с железом в незначительном количестве в яблоке содержится много влаги. А влага является диамагнитным, т.е. отталкивающим веществом.

ВЫВОД: - Какой же вывод мы сделаем из этого опыта?

СЛАЙД 10

- В яблоке содержится влага, являющаяся диамагнитным веществом.

СЛАЙД 11

- Ёж держал яблоко, но оно выпало из его лапок и покатилось к реке. Еж испугался, что яблоко может утонуть.

- Как вы думаете, утонет или не утонет яблоко в воде? И зависит ли это от размера фрукта?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

СЛАЙД 12

ОПЫТ 3

- В ёмкость с водой опустите по очереди два яблока разной величины.

- Что происходит?

- Дополните вывод.

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

- А как вы думаете, почему яблоки не утонули?

- У яблока есть внутри воздух, который мешает ему утонуть. Эти фрукты менее плотные, чем вода.

СЛАЙД 13

ВЫВОД: - Яблоко менее плотное, чем вода.

СЛАЙД 14

- Ёж продолжил прогулку по лесу и под одной яблоней увидел зелёное яблоко, он решил, что зелёное яблоко неспелое.

- А как вы думаете, можно ли по цвету определить - спелое яблоко или нет?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

- Учёные выяснили, что неспелые яблоки содержат много крахмала и не содержат сахара.

- А чтобы узнать спелое или нет зелёное яблоко, выясним есть ли в нём крахмал.

- А как можно узнать, есть ли в продукте крахмал?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

СЛАЙД 15

ОПЫТ 4

- Капните йодом на срез зелёного яблока.

- Что происходит?

- Допишите полученный результат.

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

- Значит, цвет яблока - не показатель его спелости.

- Созревание плодов - это химический процесс превращения крахмала в сахар.

СЛАЙД 16

ВЫВОД: - При созревании яблок крахмал превращается в сахар.

ИТОГ: - Что интересного сегодня узнали о яблоке?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

  • Опыт 1: В яблоках содержится много железа. При разрезании яблока воздух и железо соединяются, и яблоко темнеет.
  • Опыт 2: Яблоко не магнититься, т.к. в яблоке содержится много влаги, являющейся диамагнитным (отталкивающим) веществом.
  • Опыт 3: У яблока есть внутри воздух, который мешает ему утонуть. Эти фрукты менее плотные, чем вода.
  • Опыт 4: Крахмал содержится в неспелых яблоках, а в спелых он превращается в сахар.

РЕФЛЕКСИЯ

  • Вы отлично справились. А ёжик передал вам угощение. В корзинках лежат яблоки.
  • Если вам понравилось быть исследователями, возьмите зелёное яблоко.
  • Если вам было неинтересно, возьмите красное яблоко.