Тип занятия: открытие нового знания.
Цель: формирование у обучающихся знаний об особенностях яблок с помощью проведения опытов.
Задачи:
- познакомить с особенностями яблок;
- узнать, почему яблоко темнеет, могут ли яблоки тонуть, может ли оно магнититься, содержит ли яблоко крахмал;
- научиться, следуя инструкции, проводить опыты и делать выводы.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- иметь целостный, социально ориентированный взгляд на мир;
- проявлять самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности;
- умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;
- умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
- формирование осознанной необходимости в полученной информации на уроке
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД:
- формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней;
- понимать учебную задачу данного занятия, стремиться её выполнить;
- уметь точно выражать свои мысли;
- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;
- оценивать достигнутый результат;
- составлять план и последовательность действий.
Коммуникативные УУД:
- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Ужасно интересно
Всё то, что неизвестно.
А то, что неизвестно,
Нам хочется узнать.
Но чтоб добыть нам знания,
Проявим мы старание.
Тогда с тобою многое
Удастся нам понять.
Презентация. СЛАЙД 1
- Послушайте загадку и отгадайте, кто будет гостем на нашем занятии:
С иголками клубок
Пошёл во лесок.
Наколол листочек,
Нашёл яблок мешочек. (Ёжик)
СЛАЙД 2
- Предлагаю вам посмотреть видеофрагмент о еже, а потом скажите, что в нём не соответствует действительности.
ВИДЕОФРАГМЕНТ
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
- В книгах и мультфильмах ежи часто переносят яблоки на иголках. Но в живой природе ежи катаются под дикими яблонями, чтобы сок кислых плодов уничтожил паразитов на коже.
- Сегодня на занятии вы станете исследователями, которым предстоит изучить некоторые свойства яблока. Итак, открываем лаборатории по исследованию яблока.
СЛАЙД 3
- Работать будете в группах, а результаты фиксировать на листах. Договоритесь, кто будет вести записи исследований.
СЛАЙД 4
- Ёж увидел под дикой яблоней красивое яблоко. А рядом лежали кусочки от яблок. Кусочки стали тёмными. Ёжик этому очень удивился.
- Как вы думаете, что случилось с этими кусочками яблок?
ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ
СЛАЙД 5
ОПЫТ 1
- Проведём опыт. Каждой группе я раздам 2 половинки одного яблока.
- На одну из половинок яблока налейте лимонный сок.
- Чтобы увидеть результат, нужно немного подождать…
- А пока послушаем интересные факты о яблоках.
РАССКАЗ ДЕТЕЙ О ЯБЛОКАХ
1 уч. - Яблони могут вырасти до 12 метров в высоту.
2 уч. - Однако, для удобства сбора плодов, селекционеры вывели карликовые яблони высотой до 2 метров.
1 уч. - В мире насчитывается около 10 тысяч сортов яблок.
2 уч. - Если вы будете пробовать каждый день разные сорта, то на то, чтобы попробовать все существующие, вам понадобится более 20 лет.
1 уч. - Различные сорта яблок имеют разное количество семян.
2 уч. - Самое большое яблоко, когда-либо выращенное, весило 1 кг 849 граммов.
- Вернёмся к половинкам яблок. Посмотрите, что с ними произошло. Обсудите в группе, а результаты запишите на листочках.
- Дополните вывод. (КАРТОЧКА)
СЛАЙД 6
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
- В яблоках содержится много железа. При разрезании яблока воздух и железо соединяются, и яблоко темнеет, и на нем появляется своего рода ржавчина.
- А на другой половинке яблока лимонный сок покрыл его поверхность защитной плёнкой и не дал воздуху проникнуть к железу, поэтому яблоко осталось светлым.
ВЫВОД
СЛАЙД 7
- Из этого опыта сделаем вывод …
- В яблоке содержится железо.
СЛАЙД 8
- Ёж повертел яблоко и подумал:
- В яблоке содержится железо. А магнит притягивает железо. Значит, магнит должен притянуть и яблоко.
- Как вы думаете, действительно ли это так?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
- Проверим.
СЛАЙД 9
ОПЫТ 2
- Я приготовила два одинаковых яблока, длинную деревянную палочку, шнурок, маленький магнит.
- Собрала конструкцию (яблоки проткнула деревянной палочкой).
- Закрепила полученную конструкцию.
- Сейчас конструкция неподвижна, яблоки находятся на одном уровне.
- Теперь поднесу магнит очень близко к яблоку, не касаясь его.
- Что происходит?
- Обсудите в группах и отметьте верное утверждение. (КАРТОЧКА)
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
- Как вы думаете, почему так произошло?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
- Причина в составе фрукта - наряду с железом в незначительном количестве в яблоке содержится много влаги. А влага является диамагнитным, т.е. отталкивающим веществом.
ВЫВОД: - Какой же вывод мы сделаем из этого опыта?
СЛАЙД 10
- В яблоке содержится влага, являющаяся диамагнитным веществом.
СЛАЙД 11
- Ёж держал яблоко, но оно выпало из его лапок и покатилось к реке. Еж испугался, что яблоко может утонуть.
- Как вы думаете, утонет или не утонет яблоко в воде? И зависит ли это от размера фрукта?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
СЛАЙД 12
ОПЫТ 3
- В ёмкость с водой опустите по очереди два яблока разной величины.
- Что происходит?
- Дополните вывод.
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
- А как вы думаете, почему яблоки не утонули?
- У яблока есть внутри воздух, который мешает ему утонуть. Эти фрукты менее плотные, чем вода.
СЛАЙД 13
ВЫВОД: - Яблоко менее плотное, чем вода.
СЛАЙД 14
- Ёж продолжил прогулку по лесу и под одной яблоней увидел зелёное яблоко, он решил, что зелёное яблоко неспелое.
- А как вы думаете, можно ли по цвету определить - спелое яблоко или нет?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
- Учёные выяснили, что неспелые яблоки содержат много крахмала и не содержат сахара.
- А чтобы узнать спелое или нет зелёное яблоко, выясним есть ли в нём крахмал.
- А как можно узнать, есть ли в продукте крахмал?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
СЛАЙД 15
ОПЫТ 4
- Капните йодом на срез зелёного яблока.
- Что происходит?
- Допишите полученный результат.
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
- Значит, цвет яблока - не показатель его спелости.
- Созревание плодов - это химический процесс превращения крахмала в сахар.
СЛАЙД 16
ВЫВОД: - При созревании яблок крахмал превращается в сахар.
ИТОГ: - Что интересного сегодня узнали о яблоке?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
- Опыт 1: В яблоках содержится много железа. При разрезании яблока воздух и железо соединяются, и яблоко темнеет.
- Опыт 2: Яблоко не магнититься, т.к. в яблоке содержится много влаги, являющейся диамагнитным (отталкивающим) веществом.
- Опыт 3: У яблока есть внутри воздух, который мешает ему утонуть. Эти фрукты менее плотные, чем вода.
- Опыт 4: Крахмал содержится в неспелых яблоках, а в спелых он превращается в сахар.
РЕФЛЕКСИЯ
- Вы отлично справились. А ёжик передал вам угощение. В корзинках лежат яблоки.
- Если вам понравилось быть исследователями, возьмите зелёное яблоко.
- Если вам было неинтересно, возьмите красное яблоко.